Статья на тему Из опыта организации психолого-педагогической работы по формированию толерантности в подростковой среде

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта организации психолого-педагогической работы по формированию толерантности в подростковой среде


А. Д. Маметбакиева

Муниципальная общеобразовательная

средняя школа № 32 г. Нижневартовска


Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием (Конфуций)

Проблемы воспитания, обучения особенно остро встают на переломах развития общества, поскольку связаны с резким изменением требований к человеку со стороны общества. В настоящее время при отсутствии общей культуры на фоне низкого социального уровня жизни, резкого расслоения общества по материальной обеспеченности, миграции населения, происходящей внутри страны, обесценивания человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей, одной из самых незащищенных категорий в обществе являются дети.

К сожалению, нетерпимость к представителям иных культур через СМИ, социальное окружение детей все чаще проникает и в школу. Расизм, националистические предрассудки, дискриминация становятся распространенным явлением в детской среде. Многими учеными подчеркивается, что особенно важной проблемой сегодня становится проблема формирования толерантности у школьников (А.Г. Асмолов, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев). Но процесс формирования толерантности не является самопроизвольным - он требует создания благоприятных психолого-педагогических условий. Речь, таким образом, идет о воспитании в ребенке толерантности ценностного отношения к другим людям, выражающегося в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

Определение понятия толерантности строится на идеях Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО - «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, норм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений» [2].

Толерантность представляет собой тип морали, реализующий концепцию прав человека на социально-психологическом уровне. Согласно данной морали, идеалом социальных отношений является кооперация, то есть добровольное взаимовыгодное сотрудничество людей и групп.

Толерантность рассматривается в двух контекстах: во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности), во-вторых, в контексте ценностного отношения к людям - представителям иных социокультурных (этнических, конфессиональных, субкультурных) групп.

Одна из проблем и особенностей муниципальной общеобразовательной средней школы № 32 г. Нижневартовска - разнонациональный - полиэтнический состав учащихся. В школе обучаются дети разных национальностей: русские, украинцы, армяне, белорусы, немцы, татары, азербайджанцы, кабардинцы, алтайцы, таджики и другие.

В связи с эти, для нас особо актуальна проблема воспитания толерантности в условиях многонациональных школьных классов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Различие национально - этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими.

В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы для нас крайне важным было сближать интересы учащихся различных национальностей. Сегодня ситуация по данному вопросу в нашей школе складывается благоприятно. Этому способствуют социально-значимые внеклассные и внешкольные мероприятия: «День Толерантности, ежегодный фестиваль «Дружбы народов», «День пожилого человека», «День Матери», Международный день людей с ограниченными возможностями, День памяти; экологические акции: «Спасти и сохранить», «Зеленый автобус», акции милосердия и заботы; участие школы в общегородских спортивных и культурных мероприятиях. В школе функционирует большое количество кружков и секций, позволяющих учащимся раскрыть свой потенциал, определить свой круг интересов и реализовать свои возможности в разных сферах внеурочной деятельности.

На данный момент уже отлажено и эффективно работает ученическое школьное самоуправление, которое воспитывает такие качества как ответственность за свои решения, действия и поступки; самостоятельность в выборе и принятии решений; создает условия для проявления лидерства учащихся; вовлекает учащихся в активную жизнь в социуме и в общественных организациях.

Активно работает коллектив единомышленников из числа родителей, являющихся представителями родительских комитетов, как общешкольного, так и классных, занимая конструктивную жизненную позицию и принимая участие во всех сферах жизни школы.

Деятельность социально-психологической службы школы также направлена на предупреждение нетерпимости, на воспитание уважительного отношения к ценностям других людей, умение сопереживать, понимать мотивы поступков людей, умение общаться и сотрудничать с людьми иных взглядов, ориентаций, культур. Организована индивидуальная и групповая работа с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений, в рамках спецкурса "Психология конструктивных взаимоотношений" проводятся тренинговые занятия по формированию навыков бесконфликтного, конструктивного общения со сверстниками и взрослыми, решение конфликтных ситуаций.

Все это, в целом, создает благоприятные комфортные психологические условия для формирования толерантности.

Только толерантная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.

Наиболее благоприятным для воспитания толерантности является подростковый возраст. Однако именно они в силу своих возрастных особенностей, не всегда имеют достаточное представление по толерантности и толерантному поведению.

Нами было проведено исследование межнациональных отношений в подростковой среде с помощью анкеты «Изучение межнациональных отношений» [3] и самооценка толерантных черт личности с помощью опросника «Черты толерантной личности» [1]

Задача исследования состояла в том, чтобы оценить состояние и направленность позитивных и негативных суждений учащихся по отношению к другим народам, ощущают ли участники анкетирования неприязнь к иным народам, знают ли о случаях национальных конфликтов в своем классе, а также выявить по степени значимости свои толерантные черты личности, каким чертам личности необходимо уделить внимание в плане личностного роста.

В исследовании приняли участие 66 учащихся седьмых, восьмых и девятых классов МОСШ № 32 активно изучающих вопросы толерантного отношения к другим народам и культурам. Из них 23 человека - учащиеся 7 классов, 20 человек - учащиеся 8-х классов, 23 человека - учащиеся 9 классов.

Анкета «Изучение межнациональных отношений» состояла из следующих вопросов:

  1. Имеются ли в твоем роду представители других национальностей?

  2. Нравится ли тебе «свой» народ?

  3. Нравятся ли тебе другие народы?

  4. Есть ли такие национальности, представители которых вызывают у Вас негативное отношение?

  5. Знаешь ли ты национальную принадлежность своих одноклассников?

  6. Были ли случаи национальных конфликтов в твоем классе?

Проанализировав, полученные в процессе обработки, ответы учащихся по классам, были вывялены следующие результаты:

  1. На вопрос «Имеются ли в твоем роду представители других национальностей?» 60-91% подростков ответили, что имеются.

  2. На вопрос «Нравится ли тебе «свой» народ?» ответили «да» в седьмых классах - 22-33% подростков, в восьмых - 20-30% учащихся, в девятых классах- 22-33% школьников.

  3. На вопрос опросника «Нравятся ли тебе другие народы?» 39-59% подростков седьмых, восьмых, девятых классов ответили, что нравятся. В тоже время, их них 27-41% высказали отрицательное отношение.

  4. На вопрос «Есть ли такие национальности, представители которых вызывают у Вас негативное отношение?» 46-70% учащихся ответили, что есть.

  5. На вопрос «Знаешь ли ты национальную принадлежность своих одноклассников?» 64-97% учащихся седьмых, восьмых, девятых классов ответили, что знают.

  6. На вопрос «Были ли случаи национальных конфликтов в твоем классе?» 65-98% подростков седьмых, восьмых, девятых классов считают, что национальных конфликтов не было.

Таким образом, в целом по опросу было установлено, что в школе подростки позитивно, толерантно относятся к другим народам. Большинство учащихся не испытывают неприязнь к другим народам. Не выявлены случаи и проблемы национальных конфликтов. Не проявляется этнический фактор в повседневном общении, в непосредственных контактах учащихся.

Опросник по диагностике «Черты толерантной личности» в модификации Е. Г Виноградовой, к п. н., позволил нам выявить наиболее развитые толерантные черты личности подростка и черты, на которые следует обратить внимание в плане формирования толерантности.

В данной методике мы предложили подросткам проанализировать качества толерантной личности. Подросткам необходимо было оценить по пятибалльной шкале самооценку толерантных черт личности. По мнению респондентов у них наиболее выражены следующие черты, присущие им как толерантным личностям, - это «чувство юмора» «расположенность к другим» «чуткость», «умение не осуждать других».

К наименее выраженным чертам подростки отнесли «терпение», «доверие», «терпимость к различиям», «альтруизм», «умение слушать», «снисходительность».

Нами была определена рейтинговая шкала черт личности очки зрения толерантности по степени значимости.

Черты личности с точки зрения толерантности

Среднее значение

баллы

%

1

Чувство юмора

4,4

88%

2

Расположенность к другим

4,3

87%

3

Чуткость

4.3

86%

4

Умение не осуждать других

4.3

86%

5

Способность к сопереживанию

4,3

86%

6

Умение владеть собой

4,2

84%

7

Любознательность

4,1

82%

8

Доброжелательность

4,1

82%

9

Гуманизм

4,1

82%

10

Снисходительность

3,9

78%

11

Умение слушать

3,9

78%

12

Альтруизм

3,9

78%

13

Терпимость к различиям

3,9

78%

14

Доверие

3.8

76%

15

Терпение

3,4

68%

Среднее значение

4,1

81%Опрос респондентов установил среднее значение 4,1 балла - 81% для данной выборки, что говорит о создании психолого-педагогических условий для формирования толерантности. По результатам второго исследования нами был обозначен круг проблем, связанных с формированием черт толерантной личности, а именно формирование у подростков терпения, доверия, терпимости к различиям, альтруизма, умения слушать, быть снисходительным. Для решения данных проблем нами были намечены психолого-педагогические условия формирования толерантности учащихся и педагогов.

Психолого-педагогическими условиями формирования толерантности учащихся и педагогов могут выступать организованные в ходе совместной внеурочной деятельности учащихся и педагогов - социальные проекты, круглые столы, диспуты, совместные психологические тренинги, специально подготовленные встречи (встреча предполагает знакомство, беседу с кем-либо) школьников с представителями иных культур в привлекательной и ценной для ребенка среде. Это могут быть непосредственные встречи ребенка с представителями иных культур, организуемые во время туристско-краеведческих экспедиций. Это могут быть встречи, моделируемые в ролевых играх и организуемые уже в пределах школы - на классных часах или уроках гуманитарного цикла.

Условиями формирования толерантности являются также: организация специальных дискуссий, позволяющих им соотнести собственное отношение к иным культурам с взглядами и мнениями сверстников; организация рефлексии подростками этих отношений; оказание помощи ребенку в овладении им коммуникативными умениями.

Формирование толерантности у подростков обусловлено и особенностями позиции педагога, разделяющего идеи гуманистического воспитания, поддерживающего свободу ребенка в его ценностном самоопределении, проявляющего толерантность к подростковой субкультуре.

Практическая значимость организации такой работы заключается в том, у подростков повысится уровень толерантности, уменьшатся межличностные, этнические, религиозные разногласия и конфликты, повысится способность понимать и применять в повседневной жизни принципы толерантности.

Литература:

1. Виноградова Е.Г.. Субъектные предпосылки толерантности личности: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: Сочи, 2002 118 c. РГБ ОД, 61:03-19/156-0.

2. Декларация Принципов Толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1

3. Сборник «Школа - центр местной общины» - Львов: ТеРус, 2006.

4. Ясвин В. Исследование толерантности в школе. //Школьный психолог. - 2009. - № 20.

© 2010-2022