Рабочая программа элективного курса «Межличностное познание в общении» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

                В последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как: - коммуникабельность; - способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; - обладать словарным запасом и умело им пользоваться; - умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно использовать полученные знания.          Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно шк...
Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагог-психолог

Потеряхина Н.В.


Рабочая программа элективного курса

«Межличностное познание в общении»

для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки


Пояснительная записка.

В связи с переходом школы на профильное обучение от администрации школы поступил заказ на разработку элективного курса. Результат опроса учащихся 9-х классов показал их высокую потребность в курсе по психологии.
В последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как:

- коммуникабельность;

- способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;

- обладать словарным запасом и умело им пользоваться;

- умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно использовать полученные знания.

Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной системе. Процесс обучения должен быть способным обеспечить осознанный выбор будущего направления своей профессиональной деятельности.

Элективный курс «Межличностное познание в общении» направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.

Цель курса

- показать сложность и многоплановость общения в человеческой деятельности, повысить уровень психологической компетентности старшеклассников в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития.

Задачи курса

1. Обеспечение обучающихся психологическими знаниями в области общения.

2. Формирование у обучающихся практических навыков общения, самопознания, саморазвития.

3. Развитие эмпатии, эмоциональной саморегуляции

4. Профилактика негативного поведения

5. Пробудить интерес обучающихся к исследованию субъекта общения и других людей как объектов коммуникации

Продолжительность курса: 8 часов. ( 1 час в неделю).

Возрастная группа: уч-ся 9-х кл .( предпрофильные классы)

Наполняемость группы: до 15 человек.

Методы:

- информирование

- тестирование

- беседа

- психотехнические приемы

- дискуссии

- анализ ситуаций.

- ролевое проигрывание

-рисунок

-мини-лекция

- работа в микрогруппе

-практикумы

- упражнения

Методы ведения занятий выбирались исходя из их выраженной практической направленности. На протяжении занятий педагог- психолог занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт, то, как равноправный участник или наблюдатель.

Прогнозируемые результаты

По окончании курса учащиеся должны:

* знать:

- правила эффективного общения;

- проблемы межличностного взаимодействия;

- коммуникативные барьеры.

* уметь:

- рефлексировать свое поведение;

- самовыражаться;

- анализировать ситуации общения.

* дать возможность обучающимся проявить себя и добиться успеха во взаимодействии с другими ( одноклассникам, педагогами, родителями, сверстниками…)

Тематический план элективного курса.

Тема 1. Общение сегодня.

Общение - игра по правилам. Анонимное общение. Деловое общение. Коммуникативные умения.

1 час

Тема 2. Способы и средства общения.

Контакт с собеседником. Свойства характера. Психологическая установка по отношению к партнеру. Взаимопонимание.

1 час

Тема 3. Говорить и слушать.

Цели общения. Приемы эффективного слушания.

1 час

Тема 4. Невербальное общение.

Мимика. Язык тела. Жесты. Походка. Голосовые особенности.

2 часа

Тема 5 . Поведение человека в обществе.

Культурность. Этика поведения в обществе.

1 час

Тема 6. Моделирование коммуникативного умения.

Практикум. Зачет.

2 часа

Календарно- тематическое планирование

*-* учебный год

Тема

урок

Дата

Фактич.

1

Общение сегодня

1

2

Способы и средства общения

2

3

Говорить и слушать.

3

4

5

Невербальное общение

4

5

6

Поведение человека в обществе.

6

7

Моделирование коммуникативного умения.

7

8

Зачет.

8

Литература:

Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студентов. М.: Академия, 1997.

Баталова И.В.Программа тренинга конфликтной компетентности подростка.

( «Классный руководитель»№ 4,2006).

Баева И.А. Психология в понятиях, образах и переживаниях. М., 1996.

Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления (социально-психологический тренинг). М.,2007.

Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. М,1993.

Рогов Е.И.Психология общения. М: Владос, 2002.

Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения ( журнал «Классный руководитель», № 2, № 8 2001год, № 8 2002)

Обозов Н.Н. Психология делового общения. С-Пб 1999

Практикум по общей психологии. Под ред.А.И.Щербакова. М. 1990

И.С.Кон Психология ранней юности.М.1987

Популярная психология для родителей. Под ред.А.А.Бодалева М.1989

Школьный психолог 2010 год № 5,8,9; 2011 год № 1,7,9,10

О.Потемкина,Е.Потемкина. Психология личности, или как полюбить себя и других.М. АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2010

© 2010-2022