- Преподавателю
- Школьному психологу
- Рабочая программа элективного курса «Межличностное познание в общении» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Рабочая программа элективного курса «Межличностное познание в общении» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Раздел | Школьному психологу |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Потеряхина Н.В. |
Дата | 04.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Педагог-психолог
Потеряхина Н.В.
Рабочая программа элективного курса
«Межличностное познание в общении»
для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки
Пояснительная записка.
В связи с переходом школы на профильное обучение от администрации школы поступил заказ на разработку элективного курса. Результат опроса учащихся 9-х классов показал их высокую потребность в курсе по психологии.
В последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как:
- коммуникабельность;
- способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- обладать словарным запасом и умело им пользоваться;
- умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно использовать полученные знания.
Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной системе. Процесс обучения должен быть способным обеспечить осознанный выбор будущего направления своей профессиональной деятельности.
Элективный курс «Межличностное познание в общении» направлен на удовлетворение специфических познавательных интересов учащихся в области психологии межличностных отношений. Психологические знания и практические умения в области общения позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.
Цель курса
- показать сложность и многоплановость общения в человеческой деятельности, повысить уровень психологической компетентности старшеклассников в коммуникативной сфере, обеспечение их личностного развития.
Задачи курса
1. Обеспечение обучающихся психологическими знаниями в области общения.
2. Формирование у обучающихся практических навыков общения, самопознания, саморазвития.
3. Развитие эмпатии, эмоциональной саморегуляции
4. Профилактика негативного поведения
5. Пробудить интерес обучающихся к исследованию субъекта общения и других людей как объектов коммуникации
Продолжительность курса: 8 часов. ( 1 час в неделю).
Возрастная группа: уч-ся 9-х кл .( предпрофильные классы)
Наполняемость группы: до 15 человек.
Методы:
- информирование
- тестирование
- беседа
- психотехнические приемы
- дискуссии
- анализ ситуаций.
- ролевое проигрывание
-рисунок
-мини-лекция
- работа в микрогруппе
-практикумы
- упражнения
Методы ведения занятий выбирались исходя из их выраженной практической направленности. На протяжении занятий педагог- психолог занимает позицию активного участника. В зависимости от вида задания он выступает то, как информатор, то, как эксперт, то, как равноправный участник или наблюдатель.
Прогнозируемые результаты
По окончании курса учащиеся должны:
* знать:
- правила эффективного общения;
- проблемы межличностного взаимодействия;
- коммуникативные барьеры.
* уметь:
- рефлексировать свое поведение;
- самовыражаться;
- анализировать ситуации общения.
* дать возможность обучающимся проявить себя и добиться успеха во взаимодействии с другими ( одноклассникам, педагогами, родителями, сверстниками…)
Тематический план элективного курса.
Тема 1. Общение сегодня.
Общение - игра по правилам. Анонимное общение. Деловое общение. Коммуникативные умения.
1 час
Тема 2. Способы и средства общения.
Контакт с собеседником. Свойства характера. Психологическая установка по отношению к партнеру. Взаимопонимание.
1 час
Тема 3. Говорить и слушать.
Цели общения. Приемы эффективного слушания.
1 час
Тема 4. Невербальное общение.
Мимика. Язык тела. Жесты. Походка. Голосовые особенности.
2 часа
Тема 5 . Поведение человека в обществе.
Культурность. Этика поведения в обществе.
1 час
Тема 6. Моделирование коммуникативного умения.
Практикум. Зачет.
2 часа
Календарно- тематическое планирование
*-* учебный год
№
Тема
урок
Дата
Фактич.
1
Общение сегодня
1
2
Способы и средства общения
2
3
Говорить и слушать.
3
4
5
Невербальное общение
4
5
6
Поведение человека в обществе.
6
7
Моделирование коммуникативного умения.
7
8
Зачет.
8
Литература:
Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студентов. М.: Академия, 1997.
Баталова И.В.Программа тренинга конфликтной компетентности подростка.
( «Классный руководитель»№ 4,2006).
Баева И.А. Психология в понятиях, образах и переживаниях. М., 1996.
Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их преодоления (социально-психологический тренинг). М.,2007.
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. М,1993.
Рогов Е.И.Психология общения. М: Владос, 2002.
Филиппова Г.Г. Как обучать искусству общения ( журнал «Классный руководитель», № 2, № 8 2001год, № 8 2002)
Обозов Н.Н. Психология делового общения. С-Пб 1999
Практикум по общей психологии. Под ред.А.И.Щербакова. М. 1990
И.С.Кон Психология ранней юности.М.1987
Популярная психология для родителей. Под ред.А.А.Бодалева М.1989
Школьный психолог 2010 год № 5,8,9; 2011 год № 1,7,9,10
О.Потемкина,Е.Потемкина. Психология личности, или как полюбить себя и других.М. АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2010