ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ (Родительское собрание)

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ШПО
Организация работы психолога с родителями учащихся



ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ


(Родительское собрание)











Дрожжина Жанна Владимировна - участник

Х Юбилейного Межрегионального семинара

педагог-психолог Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Университетский лицей

города Димитровграда Ульяновской области»

19.12.2014год.

Димитровград





ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ


Цель: акцентировать внимание родителей на важности безуслов­ного принятия ребенка для его психологического здоровья.

Оборудование: листы для работы на каждого родителя; набор задач (задачи отрывки из книги Рённауг Клайва и Ингер Лизе Бельсвик «И не забывай гладить котёнка»); анкета для родителей.

Форма проведения: Работа с родителями проходит в кругу. Такая форма расположения участников позволяет создать более не­принуждённую обстановку, нежели обычная расстановка мебели, и создаёт атмосферу доверия (т.к. каждый участник занимает равную позицию по отношению к остальным).

Этапы родительского собрания

Педагог - психолог: Здравствуйте! Тема нашей сегодняш­ней встречи обычная и всем известная. В то же время необычная, по­тому что мы впервые встречаемся таким образом и в таком составе.

Вопросы нашей встречи: Почему с ребёнком трудно, поче­му он... Далее подставьте нужное: дерётся, не слушается, обма­нывает и т.п.

Я не гарантирую вам ответов сегодня на все вопросы, но на­деюсь, что каждый из нас вынесет полезную информацию.

1. Разминка

Педагог-психолог: Я прошу всех встать. Походите по кабинету и посмотрите в глаза друг другу (не менее чем 8 человек). Молча поздоровайтесь глазами. Даю на всё 2 минуты. Спасибо, са­дитесь по местам.

Ответьте на вопрос, что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение? (Опросить 2-5 человек.) (Как правило, родители отме­чают положительные настрой, доброе отношение и т.п.) Спасибо.

Следующее упражнение. На листе напишите ответ на вопрос «За что я люблю своего ребёнка?» Время работы 2 минуты. Зачи­тайте, пожалуйста, свои ответы. (Чаще всего в группе найдётся хоть один человек, который отметит неуместность вопроса, его странность и т.п.)

Конечно, это был провокационный вопрос. Действительно, когда мы говорим о своем ребёнке, то чаще всего готовы сделать для него всё, по нашему мнению, необходимое для него. А что же необходимо нашим детям?

2. Основной блок

Педагог-психолог: Разделитесь на группы по 5 человек и в группе ответьте на вопрос (напишите на листе): «Что же необ­ходимо нашим детям для хорошего самочувствия, развития, жиз­ни?» Озвучьте результат своей работы. (Родители зачитывают свои записи, психолог выносит на доску информацию. Чаще всего, каждая последующая группа лишь незначительно дополняет отве­ты предыдущей. Следует сделать акцент на этом факте: «По­смотрите, насколько у нас совпадают мнения. Это говорит о том, что мы все смотрим в одном направлении»).

Обязательно при такой работе какая-то группа скажет о том, что ребёнок нуждается в любви, заботе. Здесь важно проговорить, что такое эта любовь: что ребёнок нуждается в безусловном приня­тии таким, каков он есть.

Педагог-психолог: А теперь я прошу вас провести сле­дующую работу также в группах: назовите трудности, с которыми могут столкнуться (или сталкиваются) родители при воспитании

ребёнка.

Эта информация также выносится на доску.

Возможные ответы родителей:

• Не хочет делать уроки;

• Не убирает постель;

• Грубит;

• Не слушается, дерется

Педагог-психолог: И мы в школе сталкиваемся с различ­ными трудностями. Иногда дети бывают агрессивными по отноше­нию к одноклассникам, дерутся, обзываются. Иногда не совсем аде­кватно ведут себя. Мы начали искать способ помочь и учителям (потому что наша задача не только следить, чтоб дети были живы-здоровы, но и давать определённые знания), и детям, потому что сами дети переживают из-за своего поведения и своих реакций.

Я должна сказать огромное спасибо нашим учителям, потому что им приходится регулярно разрешать назревающие и уже про­изошедшие конфликты. Они стремятся просчитать шаги каждого, учесть интересы каждого, чтобы создать комфортные условия и т.д.

Мы стали проводить обследование, и оказалось (точнее, под­твердилось), что труднее всего тем детям, которые в своей семье не чувствуют себя значимыми, любимыми, нужными.

В результаты диагностики у нас сложились три группы детей.

В первую группу мы отнесли детей, которые комфортно чув­ствуют себя в семье. У них есть ощущение, что семья - это недели­мое целое.

Вторая группа - это дети, которые не всегда и не везде чувст­вуют себя вместе с семьёй.

Третья группа - это дети, которые очень хотят, чтобы их заметили, чтобы на них обратили внимание, чтобы мама их лю­била. Они настолько остро нуждаются в признании, в том, чтобы на них обратили внимание, что пытаются найти это внимание в школе, на улице и т.п. Они всячески стремятся обезопасить себя - врут, изворачиваются, боятся в чём-то признаться, потому что считают, что их не поймут. Они привлекают внимание какими-то вещами, ценными игрушками, карточками: всячески стараются спровоцировать внимание на себя. Именно эти дети вызывают большую тревогу. Именно у этих детей низкая самооценка, именно они наиболее агрессивны, остро нуждаются в том, чтобы родные давали им понять, что их любят. Причём интересное на­блюдение: потребность во внимании абсолютно не зависит ни от материального достатка семьи, ни от количества детей в семье. Ещё одно наблюдение: у нас есть семьи, в которых двое детей учатся в начальной школе. Из них один чувствует себя комфорт­но, а другой нет. Может, мы по-разному относимся к детям?.. Или дети по-разному воспринимают нас?..

Давайте посмотрим на ситуацию «непринятия» ребёнка взрослыми глазами самого ребёнка. Чтобы легче было встать на по­зицию ребёнка, предлагаю вам так же по группам поработать над задачами. Каждая группа получает задачу (обычно мы раздаём их методом лотереи - кому что доетанется). Вам необходимо отве­тить на вопрос: «Что должен сделать взрослый в сложившейся си­туации?» Работаем 3 минуты.

Технология работы:

А) читаем задачу;

Б) отвечаем на поставленный вопрос: «Почему Анна так сделала, чего она добивалась? Какой реакции ждала от родителей»

Задача 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Что следует сделать родителям в данной ситуации?

Кошка грелась на солнце. Анна сперва взяла магазинный па­кет, но он оказался мал. Ладно, принесла большой, для мусора. Рас­тормошила сонную кошку, погладила. Та потянулась, зевнула. Анна открыла пакет и засунула в него кошку. Закинула за плечо. Пошла. Кошка вредничала, трепыхалась, царапалась. Анна замучилась её тащить. Хорошо, что недалеко от дома протекала быстрая речка. Там Анна встала на большой камень и кинула мешок в воду. А река подхватила его и унесла.

Потом Анна собирала цветы вдоль берега. Собирала долго, выискивала, чтоб все цветки в букете были разные.

Задача 2. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Что следует сделать родителям в данной ситуации?»

Сидела себе Анна как-то на крылечке, кошку гладила. Тут па­па позвал:

- Иди-ка, полюбуйся. Смотри, какая у тебя сестрёнка новень­кая! (Нет! Ну вот так она и знала!) - Правда, симпатичная? - мур­лыкал папа.

- Ничего вроде, - сказала Анна, - но гораздо хуже котят, кото­рых ты утопил на прошлой неделе.

- Только котят нам и не хватало, - сразу обиделся папа, отвер­нулся и взялся за телефон поговорить с кем-то.

Задача 3. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Что следует сделать родителям в данной ситуации?»

До Анны у мамы с папой родилась девочка со светлыми воло­сами. После Анны - лысая, как коленка, а вот теперь - девочка с черным пушком на голове.

- Зато у меня, - гордо заявила Анна и распустила стянутый ре­зинкой на затылке хвост, - волосы были синие-пресиние...

- И вообще, - сказала она, - чёрт бы побрал всех этих мелких ребснков!

- Где ты слов таких нахваталась? - спросила мама. В школе, мама, всё в школе, - ответила девочка и рассмея­лась маме в лицо.

Задача 4. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Что следует сделать родителям в данной ситуации?»

На ступеньке рядом с Анной валялся надувной шарик. Очень лаже кстати. Когда дуешь, в голове становится пусто, а шарик дела­ется больше. И так можно дуть и дуть. Вдруг если он станет разме­ром с дом? Если неожиданно не лопнет с ужасным треском, как лопнул этот.

- Ой, не могу, сердце сейчас разорвётся, - закричала мама, - и, конечно, прижала к себе малышку.

- Чему рваться-то? - сказала Анна. - Нет у тебя никакого сердца.

И убежала на второй этаж.

Задача 5. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Что следует сделать родителям в данной ситуации?»

Что вдруг так страшно завыло за дверью: «У-У-УУ!»? Анна, понятное дело. А мама испугалась, запнулась за половик и растяну­лась на полу с малышкой на руках.

- Ушиблась? - спросила Анна.

- Бедная моя девочка, - сказала мама и потрепала малышку по щёчке.

Тогда чужой голос вдруг ясно зашептал Анне в ухо: «Надо громче выть! Громче и страшнее!»

Задача 6. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Что следует сделать родителям в данной ситуации?»

Мама пошла погулять с коляской. Анну оставили сидеть дома с другой младшей сестрой, - той, что родилась лысая, как коленка. Зато теперь у неё вся голова в длинных светлых кудряшках - такие бывают только у ангелов на картинках.

- Красивые у тебя волосы! - сказала ей Анна. - А теперь сиди не дергайся!

Взяла в руки ножницы и остригла сестрёнку наголо. Аккурат­но подобрала с пола всё до пряди и сказала, перебирая их:

- Отличный подарок будет для нашей новой малышки. Вот мама обрадуется!

Анна обняла сестрёнку и добавила:

- Я тебя очень люблю.

Педагог-психолог: Я предлагаю послушать, как же от­реагировала мама на подобный поступок.

- Что ж ты за наказание такое, - вздохнула мама, вернувшись. Анна ответила, что если всем так хочется, она, пожалуйста,

может удавиться.

- Нет, - горько сказала мама, - нам хочется не этого.

Педагог-психолог: А чего же хочется этой маме? А че­го хочется Анне?

На самом деле дети часто ждут от нас безусловного принятия. Они хотят, чтоб их любили не за какие-то достижения, а просто за то, что они есть на этом свете. В прошлые годы, когда родители да­вали запрос на тему «Проблемы подросткового возраста», мы про­водили работу, где выясняли, чего же ждут от родителей подростки. А ждут они, чтобы родители понимали и принимали ребёнка таким, каков он есть.

В психологии общения есть термин, предложенный В.Сатир «Кувшин эмоций». (На доске схематично нарисовать кувшин.) Если мы наполняем кувшин ребёнка положительными эмоциями, доб­ром, то, когда кувшин полон, ребёнок делится с нами. Когда кув­шин полон отрицательными эмоциями, то получаем соответствую­щий результат. Когда кувшин пуст, ребёнок пытается сам заполнить его. Не всегда удачно.

Мы все здесь собравшиеся так или иначе стремимся к разви­тию, к совершенствованию себя. Я предлагаю в этом году прово­дить родительские встречи. Мы сможем поделиться своим опытом общения с ребёнком и своими способами воспитания. Я со своей стороны обещаю подбор задач и анализ тревожащих вас ситуаций. Мы сможем потренироваться в безопасной обстановке разным спо­собам общения с ребёнком, т.е. я предлагаю провести тренинг об­щения с ребёнком. Пока вы обдумываете моё предложение, я хочу подарить вам рекомендации детских психологов (каждый родитель получает материал на руки).

Чтобы ребенок чувствовал себя любимым...

1) Разговаривая с ребёнком, старайтесь смотреть ему в глаза. С одной стороны, ребёнок будет чувствовать свою значимость для вас, с другой - вам легче будет контролировать уровень понимания ваших обращений.

2) Старайтесь слышать ребёнка, его душевные потребности, переживания.

3)Пожелайте ребёнку в начале дня «доброго утра», а в конце дня - «спокойной ночи». Помните, что в первые 30 минут после сна и последние 30 минут до сна в доме должна царить атмосфера спо-койствия, любви и ласки. Это залог сохранения крепкой нервной системы у вас и у вашего ребёнка.

4) Во многих семьях есть хорошая традиция, когда перед сном самый близкий для ребёнка взрослый присаживается на по­стель, гладит малыша и ведёт разговор о том, как прошёл день, что было хорошего. А что было трудного? «Ты у меня молодец, - гово­рит взрослый, - мы с тобой вместе справимся со всеми трудностями. А теперь - спокойной ночи! Пусть тебе снятся только светлые сны». Регулярно спрашивайте ребёнка о том, как прошёл его день, что было интересного, нового, что заставило огорчиться, что радовало. Это поможет Вам всегда быть в курсе жизни ребёнка, а ребёнка приучает к анализу своей деятельности, вырабатывает потребность делиться с родителями своими заботами.

5) Для нормального самочувствия ребёнку необходимо минимум 8 объятий в день. Не забывайте ласково обнимать сво­его ребёнка, сколько бы лет ему ни было. Хвалите ребёнка за ма­лейшие успехи, искренне радуйтесь вместе с ним малейшим дос­тижениям !

3. Рефлексия

Педагог-психолог: Уважаемые родители! Для нас очень важно ваше мнение о нашей сегодняшней встрече. Ответьте, пожалуй­ста, на наши вопросы. Ваши искренние ответы помогут при организа­ции дальнейших встреч с вами. (Каждый участник семинара заполня­ет анкету анонимно. По результатам анкетирования есть возмож­ность организовать дальнейшую работу с родителями.)

1. Встреча была

a. полезной, полученная информация для меня очень ценна;

b. интересной, я приятно провел(а) время;

c. время потрачено зря.

2. Подобная работа с психологом

a. очень важна для меня;

b. даёт мало полезного;

c. мне ничего не дает.

3. Я готов(а) посещать родительские встречи

a. один раз в месяц;

b. один раз в два месяца;

c. достаточно один раз в год;

d. такие встречи не нужны.

4.Мне необходима индивидуальная консультация психолога: (да, нет). Если Вы ответили «да», запишите свою фамилию, имя и класс, в котором учится Ваш ребёнок.

Педагог-психолог: Какие у вас возникли вопросы по ходу нашей работы? Вы можете задать их сейчас или прийти на ин­дивидуальную консультацию. Часы работы психолога в школе: с XX до XX. Большое всем спасибо за сегодняшнюю работу. До но­вых встреч!

Литература

1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? - Издание 4-е, стереотипное. - М.: ЧеРо, Сфера, 2005.

2. Добсон, Дж. Непослушный ребёнок. Пер. с англ.: практи­ческое руководство для родителей - «Пенаты», изд-во «Т-ОКО», 1992.

3.Захаров, А.И: Что снится нашим детям. - СПб.: «Дельта», М.: ООО «Издательство ACT», 1997.

4. Кемпбелл, Р. Как на самом деле любить детей. - М.: Зна­ние, 1992.

5. Клайва, Р. И не забывай гладить котёнка. - М.: Самокат, 2006.



© 2010-2022