Мониторинг личностных УУД обучающихся при переходе из начальной школы в основную

Одной из важнейших задач педагога-психолога в современной школе является мониторинг личностных УУД обучающихся. В данном материале содержатся непосредственно тестовые методики, которые школьный психолог может использовать для мониторинга личностных УУД обучающихся на этапе перехода из начальной школы в основную.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой задачу формирования универсальных учебных действий (УУД) - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В связи с этим одной из важнейших задач педагога-психолога в совремменой школе является мониторинг личностных УУД обучающихя.

Личностный результат УУД:

  1. Самоопределение

  2. Смыслообразование

  3. Морально-этическая ориентация

Для оценки сформированности личностных УУД на данном этапе можно использовать следующие методики:

  1. Для мониторинга самоопределения обучающихся целесообразно использовать следующие методики:

    • Методика «Рефлексивная оценка - каузальная атрибуция неуспеха»

Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.

Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.

Форма: фронтальный письменный опрос..

Возраст: начальная школа (10,5 - 11 лет).

Ситуация оценивания: Учащимся предлагается письменно ответить на вопросы опросника, включающего шкалы: собственные усилия, способности, везение и объективная сложность задачи.

Причины неуспеха и успеха:

Собственные усилия

- мало стараюсь/ очень стараюсь

- плохо подготовился к контрольной работе/ много работал, хорошо подготовился

- не выучил (плохо выучил) урока/хорошо выучил урок

Способности

- плохо понимаю объяснения учителя / понимаю объяснения учителя быстрее многих

- мне трудно на уроках - мне легко на уроках

- я не успеваю делать так быстро, как остальные ученики/я делаю все намного быстрее, чем другие

Объективная сложность задания

- задание было слишком сложным/задание было легким

- таких заданий раньше мы не делали/раньше нам объясняли, как выполнять такие задания

- было слишком мало времени на такое задание /времени было вполне достаточно

Везение

- мне просто не повезло/ мне повезло

- учительница строгая/ учительница добрая

- все списывали, а мне не удалось списать/удалось списать

Анкета имеет следующий вид:

1. Оцени, пожалуйста, уровень своей успешности в школе (выбери один из предложенных вариантов и отметь его)

- очень высокий

- достаточно высокий

- средний

- ниже среднего

- низкий

- по одним предметам высокий, по другим - средний и низкий

2. Бывает, что ты не справляешься с контрольной работой или с ответом у доски, и ты получаешь совсем не ту оценку, на которую ты рассчитывал.

Ниже приведены возможные причины неуспеха. Оцени, пожалуйста, насколько эти причины подходят к твоему случаю. Если ты считаешь, что твой неуспех связан именно с этой причиной, отметь 2. Если ты считаешь, что это обстоятельство повлияло незначительно - отметь цифру 1. Если ты считаешь, что эта причина вообще не имеет никакого отношения к твоему неуспеху, отметь 0.

Если у меня что-то не получается в школе, то это потому, что я …

1.мало стараюсь

2 плохо понимаю объяснения учителя

3. задание было слишком сложным

4. мне просто не повезло

5.плохо подготовился к контрольной работе/ много работал, хорошо подготовился

6. мне трудно на уроках

7. таких заданий раньше мы не делали

8. учительница строгая

9. не выучил (плохо выучил) урока/хорошо выучил урок

10. я не успеваю делать так быстро, как остальные ученики

11. было слишком мало времени на такое трудное задание

12. все списывали, а мне не удалось списать

Если у меня все получается в школе, то это потому, что я

1. много работал, хорошо подготовился

2. мне легко на уроках

3. задание было легким

4. учительница добрая

5. очень стараюсь

6. понимаю объяснения учителя быстрее многих

7. раньше нам объясняли, как выполнить такое задание

8. мне повезло

9. хорошо выучил урок

10. я делаю все намного быстрее, чем другие

11. времени было вполне достаточно

12. мне подсказали

Критерии оценивания: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой из шкал «Усилия», «Способности», «Объективная сложность» и «Везение» для объяснения причин неуспеха и успеха. Соотношение баллов дает представление о преобладающем типе каузальной атрибуции.

Уровни:

1 - преобладание атрибуции «Везение»;

2 - ориентация на атрибуцию «способности», «объективная сложность»

3 - ориентация на «Усилия».

  • Методика «Рефлексивная самооценка учебной деятельности».

(10-11 лет)

Цель: Выявление рефлексивности самооценки школьников в учебной деятельности

Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»;регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос

1.Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Можно ли тебя назвать хорошим учеником?____________________________________________________________________

3.Чем ты отличаешься от хорошего ученика?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя: «Я- хороший ученик»

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Уровни оценивания:

1.Называет только успеваемость

2.Называет успеваемость и поведение

3.Дает характеристику по нескольким сферам.

1-нет ответа

2-называет достижения

3-указывает на необходимость саморазвития

  1. Для мониторинга смыслообразования обучающихся целесообразно использовать следующие методики:

  • Методика «Выявление мотивационных предпочтений»

Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие; смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника.

Возраст: 8-10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 - отметка; 2 - социальная мотивация одобрения - требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания); 3 - познавательная мотивация; 4 - учебная мотивация; 5 - социальная мотивация - широкие социальные мотивы; б -] мотивация самоопределения в социальном аспекте; 7 - прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 - социальная мотивация - позиционный мотив; 9 - отрицательное отно­шение к учению и школе.

Ниже приведены высказывания учащихся, соответствую­щие каждой из перечисленных шкал.

1. Отметка:

  • чтобы быть отличником,

  • чтобы хорошо закончить школу,

  • чтобы получать хорошие отметки.

2. Социальная мотивация одобрения - требования авторитетных лиц:

  • чтобы родители не ругали,

  • потому что этого требуют учителя,

  • чтобы сделать родителям приятное.

3. Познавательная мотивация:

  • потому что учиться интересно,

  • потому что на уроках я узнаю много нового,

  • потому что в школе я получаю ответы на интересу­ющие меня вопросы.

4. Учебная мотивация:

  • чтобы получить знания,

  • чтобы развивать ум и способности.

  • чтобы стать образованным человеком.

5. Социальная мотивация - широкие социальные мотивы:

  • чтобы в будущем приносить людям пользу.

  • потому что хорошо учиться - долг каждого ученика перед обществом.

  • потому что учение - самое важное и нужное дело в моей жизни.

6. Мотивация самоопределения в социальном аспекте:

  • чтобы продолжить образование,

  • чтобы получить интересную профессию,

  • чтобы в будущем найти хорошую работу.

7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация:

  • чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать,

  • чтобы получить подарок за хорошую учебу,

  • чтобы меня хвалили.

8. Социальная мотивация - позиционный мотив:

  • чтобы одноклассники уважали,

  • потому что у нас в школе хорошие учителя и я хо­чу, чтобы меня уважали,

  • потому что не хочу быть в классе последним.

9. Негативное отношение к учению и школе:

  • мне не хочется учиться,

  • я не люблю учиться,

  • мне не нравится учиться.

Ученик должен внимательно прочитать приведенные ниже высказывания своих сверстников о том, зачем и для чего они учатся. Затем ответить, что он может сказать о себе, о своем отношении к учебе. С некоторыми из этих утверждений он может согласиться, с некоторыми нет. Учащийся должен оценить степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале:

4 балла - совершенно согласен; 3 - скорее согласен; 2 - скорее не согласен, чем согласен; 1 - не согласен.

  1. Я учусь, чтобы быть отличником.

  2. Я учусь, чтобы родители не ругали.

  3. Я учусь, потому что учиться интересно.

  4. Я учусь, чтобы получить знания.

  5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.

  6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование.

  7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.

  8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали.

  9. Я не хочу учиться.

  10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.

  11. Я учусь, потому что этого требуют учителя.

  12. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового.

  13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности.

  14. Я учусь, потому что хорошо учиться - долг каждого ученика перед обществом.

  15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию.

  16. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу.

  17. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу чтобы меня уважали.

  18. 18. Я не люблю учиться.

  19. 19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.

  20. 20. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное.

  21. 21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.

  22. Я учусь, чтобы стать образованным человеком.

  23. Я учусь, потому что учение - самое важное и нужное дело в моей жизни.

  24. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.

  25. Я учусь, чтобы меня хвалили.

  26. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.

  27. Мне не нравится учиться.

Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Критерии оценивания: Интегративные шкалы:

  • учебно-познавательная - суммируются баллы по шкалам (3 - познавательная + 4 - учебная);

  • социальная - суммируются баллы по шкалам (5 - широкие социальные мотивы + 6 - мотивация самоопределения в социальном аспекте);

  • внешняя мотивация - суммируются баллы по шкалам: (1 - отметка + 7 - прагматическая);

  • социальная - стремление к одобрению - суммируются баллы по шкалам (2 - требования авторитетных лиц + 8 -социальная мотивация - позиционный мотив);

  • негативное отношение к школе - 9.

Уровни оценивания:

  1. Пик на шкале «негативное отношение к школе».

  2. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная одобрение).

  3. Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.

  4. Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.

  • Шкала выраженности учебно-познавательного интереса

(по Г.Ю. Ксензовой)

Цель: определение уровня сформированности учебно-по­знавательного интереса школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслоооразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

Возраст: 7-10 лет.

Метод оценивания: индивидуальный опрос учителя.

Описание задания: методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отно­шение школьника к учебным задачам и выраженность его учебно-познавательного интереса . Учителю необходимо отме­тить наиболее характерные особенности поведения каждого) ученика при решении учебных задач.

Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 - как низкий познавательный интерес; уровень 4 - удовлетворитель­ный; уровень 5 - высокий; уровень 6 - очень высокий.

Уровень интереса

Критерий оценки поведения

Дополнительный диагностический признак

1

2

3

  1. Отсутствие интереса

Интерес практиче­ски не обнаружива­ется. Исключение составляет реакция на яркий, смешной, забавный материал

Безразличное пли негативное отноше­ние к решению любых учебных задач. Более охотно вы­полняет привычные действия, чем осва­ивает новые

  1. Реакция на новизну

Интерес возникает лишь к новому ма­териалу, касающе­муся конкретных фактов, но не тео­рии

Оживляется, задает вопросы о новом фактическом мате­риале, включается в выполнение зада­ния, связанного с ним, но длительной устойчивой актив­ности не проявляет

  1. Любопытство

Интерес возникает к новому материа­лу, но не к спосо­бам решения

Проявляет интерес и задает вопросы достаточно часто, включается в вы­полнение задания. но интерес быстро иссякает

  1. Ситуативный учебный интерес

Интерес возникает к способам реше­ния новой частной единичной задачи (но не к системам задач)

Включается в про­цесс решения зада­чи, пытается само­стоятельно найти способ решения и довести задание до конца, после реше­ния задачи интерес исчерпывается

  1. Устойчивый учебно- познавательный интерес

Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пре­делы изучаемого материала

Охотно включается в процесс выполне­ния заданий, рабо­тает длительно и устойчиво, прини­мает предложения найти новые приме­нения найденному способу

  1. Обобщённый учебно-познавательный интерес

Интерес возникает независимо от внешних требова­ний и выходит за рамки изучаемого материала. Ориен­тируется на общие способы решения системы задач

Интерес - посто­янная характерис­тика, проявляется выраженное твор­ческое отношение к общему способу решения задач, стремится получить дополнительную информацию. Име­ется мотивирован­ная избиратель­ность интересов


  1. Для мониторинга нравственно-этических ориентаций обучающихся целесообразно использовать следующие методики:

  • Дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю (в модификации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой)

Цель: выявление степени дифференциации конвенцио­нальных и моральных норм.

Оцениваемые универсальные учебные действия: выделе­ние морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: 7-10 лет.

Метод оценивания: фронтальное анкетирование.

Описание задания: детям предлагают оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки.

Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как они, мальчиков и девочек, всего 18 поступков. Напротив каж­дой ситуации они должны поставить один из выбранных ими баллов. В верхней части анкеты есть таблица, в которой ука­зано, что означает каждый балл. После обсуждения значения каждого балла дети приступают к выполнению задания.

Ниже представлены:

  • семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм

(1, 3, 6, 9, 11, 13, 16);

  • семь ситуаций, включающих нарушение моральных норм

(2, 4, 7, 10, 12, 14, 17);

- четыре нейтральные ситуации, не предусматривающие моральной оценки

(5, 15, 8, 18).

Анкета Оценка поступка в баллах

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

Так делать можно

Так делать иногда можно

Так делать нельзя

Так делать нельзя ни в коем случае

Инструкция: поставь оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой ситуации.

  1. Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

  2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.

  3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грязной одежде.

  4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убраться в квартире

  5. Мальчик (девочка) уронил(а) книгу.

  6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и на накрошил(а) на столе.

  7. Мальчик (девочка) не угостил (а) родителей конфетами.

  8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.

  9. Мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.

  10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) ябло­ком.

  11. Мальчик (девочка) бросил(а) на землю фантик от кон­феты.

  12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.

  13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запре­щенном месте.

  14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе по­жилому человеку.

  15. Мальчик (девочка) купил(а) в магазине продукты.

  16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.

  17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятал(а) ее.

  18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и вклю­чил свет.

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характери­зующих степень недопустимости для ребенка нарушения кон­венциональных и моральных норм.

Уровни оценивания:

  1. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нару­шения конвенциональных норм, превышает сумму баллов, ха­рактеризующих недопустимость нарушения моральных норм более чем на 4 балла.

  2. Суммы равны (±4 балла).

  3. Сумма баллов, характеризующая недопустимость нарушения моральных норм, превышает сумму баллов, характеризующую недопустимость нарушения конвенциональных норм более чем на 4 балла.

  • выявление уровня моральной децентрации «Булочка»(Ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня моральной децентрации как спо­рности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на ос­пине принципа компенсации.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации как координации нескольких норм.

Возраст: 7-10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и за­дает ему вопросы.

Текст рассказа:

Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по бере­гу реки. Во время прогулки она дала каждому ребенку по бу­лочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.

Вопросы:

  1. Что делать маме? Должна ли она дать ему еще булочку?

  2. Почему?

  3. Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?

Критерии оценивания:

  1. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 1).

  2. Способ координации норм (ответ на вопрос 2).

  3. Решение моральной дилеммы с усложнением условий (ответ на вопрос 3).

Уровни оценивания:

  1. Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок - нет, он уже получил свою булочку, он сам виноват, уронил ее (норма ответственности и санкция). Осуществляется учет только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя.

  2. Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками - дать еще, но каждому (норма справедливого распределения). Координация норм справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм.

  3. Предложение дать булочку самому слабому - дать ему еще, потому что он маленький (норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому). Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации (Л. Кольберг).

  • Моральная дилемма «После уроков» (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами)

Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы.

ОМониторинг личностных УУД обучающихся при переходе из начальной школы в основнуюцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания.

Возраст: 7-10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: то же, что в предыдущем задании.

Текст рассказа:

Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал из раздевалки. Антону очень хотелось пойти домой поиграть в новую компьютерную игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, по­тому что скоро придет папа и будет работать на компьютере.

Вопросы:

  1. Что делать Антону?

  2. Почему?

  3. А как бы поступил ты?

Уровни оценивания: ориентация на интересы и потреб­ности других людей; направленность личности - на себя или на потребности других.

К вопросу 1 (3):

1. Решение проблемы в пользу собственных интересов без учета интересов партнера - пойти домой играть.

2. Стремление к реализации собственных интересов с учетом интересов других - найти кого-то, кто поможет Олегу, взять Олега к себе в гости поиграть в компьютер.

  1. Отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи, - остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное, если больше некому помочь найти.

Уровни развития моральных суждений:

К вопросу 2:

1. Стадия власти и авторитета - Олег побьет, если Антон не поможет, Антон уйдет, потому что дома будут ругать, и: он задержится в школе.

2. Стадия инструментального обмена - в следующий раз Олег поможет Антону, нет, Антон уйдет, потому что Олег раньше ему не помогал.

3. Стадия межличностной конформности и сохранения хороших отношений - Олег - друг, приятель, друзья должны помогать, и наоборот.

1. Стадия «закона и порядка» - люди должны помогать друг другу.



© 2010-2022