Конспект занятия для учащихся начальных классов Есть люди, похожие на солнце

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Есть люди, похожие на Солнце

Цель: Расширить знания учащихся о доброте, её значении в жизни человека. Стимулировать детей к добрым поступкам.

Задачи: Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, сострадание к окружающим.

Дать детям представление о душевной красоте человека,

Активизировать их личную деятельность и развить способность помогать и сочувствовать людям,

Способствовать развитию творческой активности учащихся.

Развивать связную речь, умение выражать свои мысли. Учить делать выводы.


  • Занятие рассчитано на учащихся 3-4 классов (9-10 лет).
    Группа 10-14 человек.

  • Необходимые материалы: ПК, проектор, фото или видео солнца и солнечных лучей, фото улыбающихся людей. Мяч. Комплекты разрезанных пословиц. Комплекты карточек с качествами. Карточки «доброе дело». Рисунок солнца (закрепляется на доске). Бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, мелки. Заготовки открыток в виде солнышка.

Ход занятия


Организационный момент.

Учащиеся располагаются за круглым столом. У каждого набор необходимых принадлежностей.

Приветствие. (А)

- Добрый день всем! Я очень рада, что вы пришли ко мне сегодня. Предлагаю вам поздороваться друг с другом. Каждый из вас передаст мячик из рук в руки соседу слева, произнося «Я рад(а) тебя видеть» и обязательно называя имя того, кому вы отдаёте мяч.
Ведущий отдает мяч ребёнку, показывая пример приветствия «Я рада тебя видеть, …»

На экране появляется слайд или видео ряд с изображением солнца, солнечных лучей.

- Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы видите солнце? (тепло, свет, ласка, лето, хорошее настроение, добро).

- В каждом из нас есть частичка такого солнца. Она согревает не только нас самих, но и людей вокруг. Давайте попытаемся выяснить, что же это?

Что такого удивительного находится внутри нас, способное обогреть других? (доброта).

- Вы правы! Доброта- об этом наш разговор сегодня.
Тема занятия- «Есть люди, похожие на солнце».

Основная часть.

Есть люди, похожие на Солнце -
От их присутствия становится теплей.
Когда улыбка их лица коснется,
Мир кажется красивей и добрей.

(Одновременно с чтением четверостишия демонстрируются слайды с фотографиями улыбающихся людей разных возрастов.)

- Люди разные. Одни всю жизнь греются у чужих «солнышек», а своё так и не находят. Другие- светят и согревают не только своих близких, но и каждого, кто встречается им на жизненном пути, даря свою любовь и тепло.

- Доброта - внутреннее Солнце человека. Светит ли оно у вас? Как ярко оно светит? Сейчас мы попробуем почувствовать свое внутреннее солнце.

Упражнение «Золотой ключик» (З)

Звучит спокойная музыка. Ведущий просит детей закрыть глаза и положить правую руку на область своего сердца. Сам он делает то же самое. Далее он просит представить, что в сердце каждого ребёнка есть дверка, через которую можно посылать любовь. А ключик от этой дверки в руках самих детей. Чтобы повернуть ключ и открыть дверку, надо только представить себе, что она открывается при дыхании. Вдыхая, можно почувствовать, что эта дверка открывается и в сердце каждого впускается солнечный свет. А при выдыхании солнечный свет, смешанный с вашей любовью, посылается из сердца. Он может посылаться разным людям: маме, папе, друзьям. Далее ведущий предлагает детям увидеть солнечный свет в сердцах тех людей, кому они отправляют свою любовь, и , если захочется улыбнуться при этом.

Упражнение выполняется несколько минут. После этого ведущий и дети делятся опытом. Особое внимание уделяется вопросу о том, трудно ли желать добра другим людям.

- Слово « добро» является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Слышали ли вы такие выражения, как «дать добро» ( дать согласие, разрешение, одобрение) Много добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу.

- Какие добрые « волшебные» слова ежедневно звучат в нашей речи? Что они означают? ( Здравствуйте, доброе утро, добрый вечер, всего вам хорошего, будьте здоровы.) Говоря эти слова, вам желают добра и здоровья.

Работа с пословицами в парах. (З)

- Есть множество пословиц о доброте. Сейчас вы попробуете составить целые пословицы из отдельных частей.

Каждой паре учащихся предлагается конверт с набором слов одной из представленных ниже пословиц.

Доброе слово, что дождь в засуху.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе слово лечит, а злое калечит

Про доброе дело говори смело.

Не ищи красоты, ищи доброты

Доброе дело два века живёт

Не одежда красит человек, а его добрые дела.

Доброе братство дороже богатства.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

После того, как пословица собрана, каждая пара пытается объяснить её значение.

- Ребята, а знаете ли вы пословицу «Жизнь дана на добрые дела»? Как вы её понимаете?

Выслушиваются мнения всех желающих, выбирается наиболее точная формулировка.

- Давно уже замечено, что добрый человек всегда окружен искренними людьми, а это достоинство нельзя сравнить ни с какими материальными благами. Всем известно, что доброту и любовь нельзя купить за деньги. Добрый человек всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей.

- Я прочту вам одну сказку, которая как нельзя лучше отражает суть этой пословицы. Вы можете просто слушать, а можете рисовать свои иллюстрации к сказке.

Маленький фонарщик. (З)

В давние времена, когда фонари зажигали огнем, по улицам каждый вечер ходили фонарщики и приносили в каждый переулок свет. В то время жил маленький фонарщик, он был низенького роста, невзрачный старичок. Каждый вечер он ходил по переулкам и чиркал спичкой по подошве башмака, зажигая фонари, и каждая темная улочка становилась светлей обычного.
Он был тихий, незаметный, люди, живущие рядом, не знали о нем ничего. Дети насмехались, обзывая карликом, а взрослые называли лодырем, поэтому он предпочитал выходить на улицу только по вечерам, зажигать фонари.

Каждый раз, чиркая по подошве спичкой, маленький фонарщик уменьшался в росте. Однажды к нему подошел незнакомец и спросил: «Как ты можешь так жить? Ведь ты совсем исчезнешь, ты для людей не жалеешь жизни, а они ничего взамен, лишь оскорбления.» На что он ответил: «Если я не буду зажигать фонари, то люди останутся без света. А как же они без света? Если кто ночью пойдет по улице, разве он дойдет до дома? Так до утра и будет блуждать. А будет светло, человек в глубине души скажет спасибо, и мне спокойней будет».
Так и продолжал маленький старичок чиркать спичкой по подошве и уменьшаться, пока вовсе не исчез. Никто и не заметил, что не стало маленького пожилого человека, только все сразу заметили, что вечерами стало очень темно.

После прочтения сказки происходит обсуждение её содержания. Учащиеся высказывают своё мнение, дают характеристику герою с формулированием своего отношения к фонарщику, к его делу и жителям, которые негативно к нему относились.

В конце делается вывод, что каждый человек в этой жизни очень много значит, даже если сам того не замечает, вносит в жизнь других свет. И если не станет одного - то другим, возможно, в жизни станет темнее.

«Что было бы, если бы…» (З)

- А сейчас я предлагаю вам пофантазировать. Давайте представим, что было бы, если бы…( Маленький фонарщик был злопамятным или ленивым. Жители города любили его и были благодарны. Маленький фонарщик не исчез…)

На доске закрепляются рисунки детей. По желанию каждый может рассказать о том, что он изобразил и что ему запомнилось.

- Доброта - вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий с вами захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран. Мы больше приобретем, чем отдадим, делая добрые дела. Каждый ваш хороший поступок - это частица добра, от неё становится теплее и радостнее.

- Ребята, а какие добрые дела вы можете совершить сами мы сейчас узнаем.

Упражнение «Пантомима» (М)

Учащиеся работают в парах. Ведущий предлагает на выбор карточки, на которых записаны примеры добрых дел (помыть посуду, убраться в комнате, вынести мусор, накормить бездомного котенка или щенка, сделать кормушки птицам зимой, помочь пожилому человеку и т.д.).
Дети изображают выпавшую им ситуацию. Группа отгадывает, какая ситуация доброго дела была изображена.

- А вы знаете, что своей добротой можно поделиться просто улыбнувшись человеку? Или подарив воображаемый подарок? Давайте попробуем!


Упражнение «Подарок».(З)

Дети встают в круг. Упражнение начинает ведущий. Необходимо без слов, с помощью пантомимы показать и вручить подарок соседу слева. Он, в свою очередь, демонстрирует свой подарок (придуманный им) и передаёт соседу слева. Повторяться нельзя. Когда подарок получает и ведущий, можно предложить ребятам рассказать: отгадали ли они, что им подарили.

- А знаете ли вы, что слово добро входит в состав некоторых замечательных качеств, которые очень помогают людям, делают их приятными в общении?
Сейчас мы вместе в этом убедимся.

Работа в группах. (А)

Из предложенных в наборе качеств найти те, которые образованы от слова добро, объяснить значение и прикрепить на доске к изображению солнышка. В центре солнца уже есть табличка «доброта». Каждое названное качество будет образовывать новый луч солнца.

Предлагаемые качества в наборе: дорогой, добросердечный, жестокий, дружный, упрямый, душевный, доброжелательный, несправедливый, добродетельный, раздражительный, добродушный, пассивный, добронравный, враждебный, добропорядочный, суетливый, достойный, неуверенный, добросовестный, равнодушный, отзывчивый, добрососедство, приветливость, сочувствие, сопереживание, чёрствость, бескорыстие, заботливость, лень, жадность, зависть, грубость, предательство, лживость, жестокость, дерзость, неряшливость, эгоизм.

- Видите, наше солнце стало ещё ярче и теплее!

Подведение итогов. Рефлексия.

- Наше занятие подходит к концу. И сейчас я хочу предложить вам совершить один маленький, но очень приятный поступок- подарить частичку своей доброты. У каждого из вас есть заготовка маленькой открытки в виде солнышка. Оформите её так, как вам хочется, а внутри напишите добрые слова тому, кому вы хотите сделать приятное.
Даётся 5-10 минут для оформления открыток, после чего учащиеся дарят их друг другу. Фоном включается релаксационная мелодия. Важно иметь в запасе несколько готовых открыток на случай, если кому-то из детей не подарят солнышко.

- Доброта - это как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Надо научиться быть добрыми ко всему окружающему, не стесняться выражать свою любовь к близким и никогда не оставаться равнодушными.

Не забывайте, в каждом из нас должно быть маленькое солнце - это солнце - доброта.

З- упражнение «Золотой ключик»- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 2 изд., испр. И доп.- М.: Генезис,2008.-344с.

З- работа с пословицами в парах- vseposlovici.ru/2010/12/20/poslovicy-o-dobre-i-zle/

З- притча «Маленький фонарщик»- mybloginfo.ru/pritchi/44-malenkiy-fonarschik.html

З- «Что было бы, если бы…» - Вачков И.В. Материалы курса «Сказкотерапевтические технологии в работе школьного психолога»: лекции 5-8.-М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.-72с.

З- упражнение «Подарок» - Практика сказкотерапии/ под ред. Н.А.Сакович.- СПб.: Речь,2007.- 224с.

© 2010-2022