Как стать для детей другом об отношениях воспитателя с детьми в группе

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как стать для детей другом:

об отношениях воспитателя с детьми в группе


В.Г. Вторникова, МБДОУ детский сад №27 «Березка»

г. Старый Оскол Белгородской области



Ребенок ходит в детский сад, он проводит каждый день в группе 15-25сверстников в течение целого дня, а это большая нагрузка на нервную систему и детей и педагога. Именно от воспитателя зависит какой будет обстановка в группе, эмоциональное благополучие каждого ребенка и межличностные отношения детей. Одним из факторов, влияющих на профессиональное и личностное самоощущение педагога, является позиция,

которую он занимает по отношению к детям. Представим несколько типов такой позиции. Проиллюстрировать их нам помогут хорошо знакомые образы.

"Карабас-Барабас"

Такой педагог нуждается лишь в четком и правильном исполнении детьми его требований. Такое общение похоже на дрессировку. Основой отношений является страх и подчинение взрослому. Активность детей, освобожденных на некоторое время от давления такого воспитателя, направляется на выплеск накопившейся энергии, они не обращают внимание на воздействие взрослого пока не устанут. Дети быстро привыкают к стимулам (окрик и замечание) и перестают реагировать на спокойный голос и совет.

В случае необходимости (например, открытое занятие) дети могут показывать достаточно высокий уровень овладения какими-либо знаниями и умениями. Но стоит заменить условия выполнения заданий (заменить вопросы или материал для заданий), как впечатление сразу изменится. Самое печальное последствие такого воспитания - это выработка у детей двойной позиции, манипулятивных способностей. Ведь уже в дошкольном возрасте ребенок способен понять, что ложь помогает избежать неприятностей, а лесть добиться одобрения.

"Мальвина"

Такой воспитатель четко знает, что правильно, что нет, что нужно, а что бесполезно. Это умный педагог, но действующий только по четко заданному самому себе стереотипу. В выработке автоматических навыков такой воспитатель добивается успехов, но в регулировании повседневного общения с возникающими в процессе него конфликтами подход "Мальвины" оказывается бездейственным. Все, что непонятно в поведении детей таким воспитателем оценивается, как неправильное. В группе у такого воспитателя достаточно низкий уровень детской активности, самостоятельности, любознательности и эмоциональности.

"Спящая красавица"

Она безразлична к детям, они предоставлены сами себе. Общение между детьми и педагогом носит чисто формальный характер, а отношения между детьми и их деятельность никак не регулируются. Дети не могут себя занять, постепенно они становятся либо расторможенными, либо безразличными.

"Снежная королева"

Она красавица, но лишена чувства любви и привязанности к детям. Она добивается подчинения, манипулируя чувствами, подменяя насыщенную естественную жизнь внешне привлекательным, но, по сути, бесполезным времяпрепровождением. При такой воспитательской позиции у детей часто формируются бесчувственность, безынициативность, холодность по отношению друг к другу.

"Наседка"

Идеальный вариант воспитателя для ясельной группы. Она заботлива, внимательна, ни на минуту не оставляет детей без неусыпного контроля. Но такая опека и тщательное сопровождение всей детской жизнедеятельности в других возрастных группах приводит к развитию у детей лени, низкой самооценке, инертности.

"Мери Попинс"

Она разносторонне развита, тактична, естественна и эмоциональна. А главное - она любит детей, умеет сделать их жизнь радостной и насыщенной. Мечта любого ребенка и любого родителя - это Мери Попинс. Но так ли часто в реальной жизни мы встречаем таких педагогов, и так ли много в нас самих от этой удивительной воспитательницы.

Попробуйте принять к сведению и применять в общении с детьми несколько простых правил, и наверняка детская любовь и привязанность станут наградой за этот труд.

Правило № 1

Помогайте детям только тогда, когда они Вас просят, даже, если считаете, что ребенок может и должен сделать это сам.

Правило № 2

Создавайте в повседневном общении радость от познания нового, от песни и игры, разделяйте с детьми эти минуты радости и полноты жизни.

Правило № 3

Доверяйте способностям детей, не требуйте единообразия, вселяйте в

ребенка уверенность в своих силах, поддерживайте любые попытки сделать

что-либо полезное.

Правило № 4

Найдите с каждым ребенком индивидуальный контакт и стиль общения,

но у всех детей следите за порядком и справедливостью в отношениях, за

равным соблюдением общих норм и правил жизни группы.

Хочется посоветовать для создания благоприятной атмосферы в группе

придерживаться некоторых традиций. Например, отмечать дни рождения с

единым сценарием для каждого именинника. Он может включать особые

элементы костюма - плащ или корону именинника, красивый столовый

прибор, которым пользуется именинник в течение дня.

Хорошей традицией в жизни группы может стать круг воспоминаний.

Когда все дети мысленно обращаются к прошедшему за день и можно

отметить все хорошее, чем отличился каждый ребенок.

И, наконец, игры за общим столом, когда каждому ребенку

предлагается делать то, что он хочет и как хочет, но при этом дети находятся рядом, могут помогать и советовать друг другу.

Стать другом для детей не так трудно, нужно только этого захотеть и

многому научиться! Желаем удачи!



© 2010-2022