Доклад на педагогическую конференцию: «Исследование особенностей понимания патриотизма студентами ММТ»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕДЖЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНУСИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»





«Исследование особенностей понимания

патриотизма студентами ММТ»



Подготовила: Бударина С.М.




Минусинск, 2011

Среднее профессиональное образование России переживает очередной этап реформирования, его изменившиеся социальные функции требуют новых подходов к решению проблем социально-профессионального становления студентов. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС III поколения, где стратегические цели образования тесно увязаны с восстановлением статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий и экономики. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у студентов навыки деятельности в конкретных ситуациях. Ключевые компетенции, которые рекомендовал использовать Совет Европы, как основу для построения учебных планов и программ, помимо прочего, способствуют формированию гражданско-патриотических качеств студентов. Что является достаточно актуальным в настоящее время. Трансформация Российского общества в 90-е годы прошлого века привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде, заключающуюся в частичной утрате морально - нравственных черт личности, таких как чувство гражданственности и патриотизма.

Учитывая актуальность и социальную значимость данной проблемы, нами было проведено социально-психологическое исследование.

Цель: исследовать особенности понимания патриотизма у студентов минусинского медицинского техникума.

Задачи:

  1. На основе теоретического анализа научной литературы и современных педагогических исследований данной проблемы выяснить состояние гражданско-патриотического воспитания молодежи и студентов.

  2. Проанализировать данные исследования студентов техникума;

Объект исследования: патриотизм как базовое свойство личности.

Предмет исследования: особенности проявления патриотизма у студентов техникума.

Методы исследования:

Для решения поставленных задача нами был использован комплекс вдаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования:

1) анализ, психолого-педагогической и социологической литературы по исследуемой проблеме, включающий концептуальный анализ ранее проведенных исследований;

2) бланковая методика комплексного исследования патриотизма;

3) методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ полученных данных.

Изучение аксиологически ценной литературы позволяет достаточно основательно исследовать интересующую нас проблему, выявить существующие закономерности и тенденции. Так что же такое патриотизм? В толковом словаре Даля этому слову дается следующее определение: Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Более свежий источник - педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт следующее определение патриотизма: «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...».

Как видно из выше сказанного, понятие патриотизма не претерпело каких либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.

Но как обстоят дела с патриотизмом у нынешней молодежи? К сожалению, мы вынуждены констатировать факт, что нынешнее моральное состояние молодых людей сейчас может быть охарактеризовано понятием фрустрация. Это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем». Является ли патриотизм актуальным в настоящее время? Для ответа на этот вопрос мы и провели исследование среди студентов Минусинского медицинского техникума в ходе, которого были получены следующие данные:

В диагностике приняли участие 237 человек, что составляет 68 % от общего количества студентов техникума, причем 91% опрошенных -девушки. Возрастной состав представлен следующим образом (см.: диаграмма 1).

Диаграмма 1

Возрастной состав участников исследования

Доклад на педагогическую конференцию:«Исследование особенностей понимания патриотизма студентами ММТ»

Как видно из диаграммы 1, основную категорию составляют студенты 18-20 лет. Важная особенность молодых людей, принадлежащих к этой группе - готовность к освоению и реализации разнообразных социально-экономических ролей, формирующаяся система ценностей, самосознание и идентификация себя как субъекта социальной, в широком смысле этого слова, жизнедеятельности.

На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом» утвердительно отвечают 50,8% студентов, 32,7 % выбрали ответ «частично», «не знают» - 8,4 %, «нет» ответили 7,5 % опрошенных (см.: диаграмма 2).

Диаграмма 2

Доклад на педагогическую конференцию:«Исследование особенностей понимания патриотизма студентами ММТ»

На диаграмме 2 отчетливо видно, что подавляющее большинство студентов считают себя патриотами.

Ответы на вопрос, «По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»? распределились следующим образом (см.: диаграмма 3).

Диаграмма 3

Признаки патриотизма

Доклад на педагогическую конференцию:«Исследование особенностей понимания патриотизма студентами ММТ»

  1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу - 45,3 %;

  2. Непримиримость к представителям других наций и народов - 5 %;

  3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины - 22,6 %;

  4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения - 21,4 %;

  5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни - 50,4 %;

  6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире - 20,1 %;

  7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи - 1,2 %;

  8. Патриотизм - это лишь романтический образ, литературная выдумка - 0 %;

Ранжирование ответов наглядно демонстрирует понимание студентами смысла понятия «патриотизм», что может являться косвенным показателем сформированности необходимых индивидуально - характерологических черт личности.

«Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?» Студенты ответили следующим образом (см.: диаграмма 4).

Диаграмма 4

Степень влияния социальных институтов на формирование

патриотических чувств

Доклад на педагогическую конференцию:«Исследование особенностей понимания патриотизма студентами ММТ»
1. Школа - 17,6 %;
2. Родители - 45,3 %;
3. Окружающие люди, друзья - 11,3 %;
4. СМИ - 16,3 %;
5. Органы власти -12,6 %;
Доминирующая роль в формировании патриотических чувств принадлежит семье и школе, то есть той социальной среде, в которой человек проводит максимальное количество времени и которая должна иметь все необходимые ресурсы, позволяющие актуализировать потребность человека принадлежать своей стране, ощущать гордость за нее.

По мнению респондентов, наиболее значимыми характеристиками патриотизма являются следующие человеческие качества и ценности (представлены в порядке убывания степени значимости):

- любовь (духовная и физическая);

- наличие хороших и верных друзей;

- здоровье (физическое и психическое);

- честность (правдивость, искренность);

- общественное признание;

- жизненная мудрость;

- аккуратность (чистоплотность);

- ответственность (чувство долга, умение держать слово);

- развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование);

- красота природы и искусства;

- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

- образованность;

- независимость;

- материальное обеспечение жизни;

- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения);

- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

- интересная работа;

- счастливая семейная жизнь;

- смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

- исполнительность;

- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

- продуктивная жизнь;

- воспитанность (хорошие манеры);

- творчество (возможность творческой деятельности);

- жизнерадостность;

- чуткость (заботливость);

- непримиримость к недостаткам в себе и других;

- познание (образование, кругозор);

- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

- активная деятельная жизнь;

- развлечения;

- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий);
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

Как видно из ответов, наибольшую ценность для студентов представляют такие составляющие патриотизма, как любовь и дружба, что является обоснованным для данной возрастной группы.

Наиболее значимыми в компании, коллективе, кругу друзей являются следующие ценности (представлены в порядке убывания):
1. Готовность помочь другу в трудную минуту;

2. Умение ценить настоящую дружбу;
3. Взаимопонимание;
4. Честность, порядочность, принципиальность;
5. Решительность;
6. Смелость;
7. Сила воли;

8. Хорошие манеры;
9. Способности.

10. Приятная внешность;

11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;

12. Умение модно одеваться;
13. Наличие денег на всякие расходы;

14. Интерес к политике;
15. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;

Первое место студенты уверенно отдают моральным ценностям и чертам личности.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Студенты техникума хорошо понимают значение термина «патриотизм»;

  2. Подавляющее большинство студентов считают себя патриотами;

  3. Наибольшую значимость для студентов представляют такие проявления патриотизма, как любовь и дружба;

  4. В иерархии жизненных ценностей студентов приоритет отводится морально - нравственным чертам личности.

Список литературы

  1. Баранов С.П. Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1997.

  2. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специа-листов, 2004.

  3. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия.// Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7.

  4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003.

  5. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4

  6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. - 2004. - №5.

  7. Левашов В.К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов / В.К. Левашов // Вестник РАН. - 2005. - №2.


© 2010-2022