- Преподавателю
- Школьному психологу
- Доклад на педагогическую конференцию: «Исследование особенностей понимания патриотизма студентами ММТ»
Доклад на педагогическую конференцию: «Исследование особенностей понимания патриотизма студентами ММТ»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бударина С.М. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕДЖЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНУСИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
«Исследование особенностей понимания
патриотизма студентами ММТ»
Подготовила: Бударина С.М.
Минусинск, 2011
Среднее профессиональное образование России переживает очередной этап реформирования, его изменившиеся социальные функции требуют новых подходов к решению проблем социально-профессионального становления студентов. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС III поколения, где стратегические цели образования тесно увязаны с восстановлением статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий и экономики. Одним из направлений развития реформ является более широкое использование компетентностного подхода, что продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у студентов навыки деятельности в конкретных ситуациях. Ключевые компетенции, которые рекомендовал использовать Совет Европы, как основу для построения учебных планов и программ, помимо прочего, способствуют формированию гражданско-патриотических качеств студентов. Что является достаточно актуальным в настоящее время. Трансформация Российского общества в 90-е годы прошлого века привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде, заключающуюся в частичной утрате морально - нравственных черт личности, таких как чувство гражданственности и патриотизма.
Учитывая актуальность и социальную значимость данной проблемы, нами было проведено социально-психологическое исследование.
Цель: исследовать особенности понимания патриотизма у студентов минусинского медицинского техникума.
Задачи:
-
На основе теоретического анализа научной литературы и современных педагогических исследований данной проблемы выяснить состояние гражданско-патриотического воспитания молодежи и студентов.
-
Проанализировать данные исследования студентов техникума;
Объект исследования: патриотизм как базовое свойство личности.
Предмет исследования: особенности проявления патриотизма у студентов техникума.
Методы исследования:
Для решения поставленных задача нами был использован комплекс вдаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования:
1) анализ, психолого-педагогической и социологической литературы по исследуемой проблеме, включающий концептуальный анализ ранее проведенных исследований;
2) бланковая методика комплексного исследования патриотизма;
3) методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики и качественный анализ полученных данных.
Изучение аксиологически ценной литературы позволяет достаточно основательно исследовать интересующую нас проблему, выявить существующие закономерности и тенденции. Так что же такое патриотизм? В толковом словаре Даля этому слову дается следующее определение: Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Более свежий источник - педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт следующее определение патриотизма: «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...».
Как видно из выше сказанного, понятие патриотизма не претерпело каких либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.
Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.
Но как обстоят дела с патриотизмом у нынешней молодежи? К сожалению, мы вынуждены констатировать факт, что нынешнее моральное состояние молодых людей сейчас может быть охарактеризовано понятием фрустрация. Это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем». Является ли патриотизм актуальным в настоящее время? Для ответа на этот вопрос мы и провели исследование среди студентов Минусинского медицинского техникума в ходе, которого были получены следующие данные:
В диагностике приняли участие 237 человек, что составляет 68 % от общего количества студентов техникума, причем 91% опрошенных -девушки. Возрастной состав представлен следующим образом (см.: диаграмма 1).
Диаграмма 1
Возрастной состав участников исследования
Как видно из диаграммы 1, основную категорию составляют студенты 18-20 лет. Важная особенность молодых людей, принадлежащих к этой группе - готовность к освоению и реализации разнообразных социально-экономических ролей, формирующаяся система ценностей, самосознание и идентификация себя как субъекта социальной, в широком смысле этого слова, жизнедеятельности.
На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом» утвердительно отвечают 50,8% студентов, 32,7 % выбрали ответ «частично», «не знают» - 8,4 %, «нет» ответили 7,5 % опрошенных (см.: диаграмма 2).
Диаграмма 2
На диаграмме 2 отчетливо видно, что подавляющее большинство студентов считают себя патриотами.
Ответы на вопрос, «По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»? распределились следующим образом (см.: диаграмма 3).
Диаграмма 3
Признаки патриотизма
-
Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу - 45,3 %;
-
Непримиримость к представителям других наций и народов - 5 %;
-
Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины - 22,6 %;
-
Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения - 21,4 %;
-
Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни - 50,4 %;
-
Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире - 20,1 %;
-
Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи - 1,2 %;
-
Патриотизм - это лишь романтический образ, литературная выдумка - 0 %;
Ранжирование ответов наглядно демонстрирует понимание студентами смысла понятия «патриотизм», что может являться косвенным показателем сформированности необходимых индивидуально - характерологических черт личности.
«Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?» Студенты ответили следующим образом (см.: диаграмма 4).
Диаграмма 4
Степень влияния социальных институтов на формирование
патриотических чувств
1. Школа - 17,6 %;
2. Родители - 45,3 %;
3. Окружающие люди, друзья - 11,3 %;
4. СМИ - 16,3 %;
5. Органы власти -12,6 %;
Доминирующая роль в формировании патриотических чувств принадлежит семье и школе, то есть той социальной среде, в которой человек проводит максимальное количество времени и которая должна иметь все необходимые ресурсы, позволяющие актуализировать потребность человека принадлежать своей стране, ощущать гордость за нее.
По мнению респондентов, наиболее значимыми характеристиками патриотизма являются следующие человеческие качества и ценности (представлены в порядке убывания степени значимости):
- любовь (духовная и физическая);
- наличие хороших и верных друзей;
- здоровье (физическое и психическое);
- честность (правдивость, искренность);
- общественное признание;
- жизненная мудрость;
- аккуратность (чистоплотность);
- ответственность (чувство долга, умение держать слово);
- развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование);
- красота природы и искусства;
- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
- образованность;
- независимость;
- материальное обеспечение жизни;
- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения);
- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
- интересная работа;
- счастливая семейная жизнь;
- смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
- исполнительность;
- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
- продуктивная жизнь;
- воспитанность (хорошие манеры);
- творчество (возможность творческой деятельности);
- жизнерадостность;
- чуткость (заботливость);
- непримиримость к недостаткам в себе и других;
- познание (образование, кругозор);
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
- активная деятельная жизнь;
- развлечения;
- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий);
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
Как видно из ответов, наибольшую ценность для студентов представляют такие составляющие патриотизма, как любовь и дружба, что является обоснованным для данной возрастной группы.
Наиболее значимыми в компании, коллективе, кругу друзей являются следующие ценности (представлены в порядке убывания):
1. Готовность помочь другу в трудную минуту;
2. Умение ценить настоящую дружбу;
3. Взаимопонимание;
4. Честность, порядочность, принципиальность;
5. Решительность;
6. Смелость;
7. Сила воли;
8. Хорошие манеры;
9. Способности.
10. Приятная внешность;
11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;
12. Умение модно одеваться;
13. Наличие денег на всякие расходы;
14. Интерес к политике;
15. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;
Первое место студенты уверенно отдают моральным ценностям и чертам личности.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
-
Студенты техникума хорошо понимают значение термина «патриотизм»;
-
Подавляющее большинство студентов считают себя патриотами;
-
Наибольшую значимость для студентов представляют такие проявления патриотизма, как любовь и дружба;
-
В иерархии жизненных ценностей студентов приоритет отводится морально - нравственным чертам личности.
Список литературы
-
Баранов С.П. Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 1997.
-
Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специа-листов, 2004.
-
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия.// Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7.
-
Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - № 5. - 2003.
-
Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4
-
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. - 2004. - №5.
-
Левашов В.К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов / В.К. Левашов // Вестник РАН. - 2005. - №2.