Тренинг Кто, если не ты?

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг обучающий «Кто, если не ты?»

Цель: обучить участников тренинга формам и методам подготовки учащихся старших классов к проведению семинаров-тренингов по профилактике социально-значимых заболеваний.

Задачи:

- Обучить навыкам групповой работы.

- Тренировать навыки применения интерактивных методов.

Ро-ли

Этапы

Содержание

Оборудование

и материалы

Длитель-

ность (примерное время)

Знакомство,

объявление темы

1. Все участники рассаживаются в круг.

Ведущий называет себя. Далее Ведущий предлагает всем участникам представиться: произнести имя и продолжить предложения:

«Больше всего я люблю …»

«Больше всего я не люблю …»

Стулья по количеству участников по кругу

10 мин

Актуализация проблемы,

выявление исходного уровня знаний

группы

Упражнение: «Салфетки»

Ведущий раздает участникам листы тонкой бумаги или салфетки и предлагает участникам взять лист в руки, закрыть глаза и выполнять команды:

«Сложите листок пополам, разгладьте места сгиба и по линии сгиба вырвите клочок бумаги; Снова сложите листок и повторите процедуру». И так до тех пор, пока участники смогут складывать лист и вырывать клочки бумаги по линии сгиба.

Когда останутся маленькие, многократно сложенные листочки, Ведущий предлагает развернуть и открыть глаза.

Ведущий: «Первоначально у всех листы были совершенно одинаковые, и каждый выполнял одни и те же команды, но, тем не менее, узор у всех получился разный. Почему так получилось? После обсуждения Ведущий делает вывод, что каждый человек уникален и этим он представляет ценность для других. Каждый из нас может помогать людям. Кто, если не ты?

Листы тонкой бумаги по количеству участников

или обычные

бумажные салфетки

4 мин


Групповая работа

Выработка правил.

Ведущий предлагает участникам заполнить пре-тест.

Ведущий: «Для того, чтобы тренинг был тренингом, нам необходимо принять специальные правила. Правила - это законы группы, по котором она живет во время тренинга. Они нужны для того, чтобы каждый участник:

-мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;

- не боялся стать объектом насмешек и критики;

- был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;

- получал информацию сам и не мешал получать ее другим.

Бланки пре-тестов

10 мин

Ведущий: А сейчас мы разобьемся на 5 малых групп, в дальнейшем мы их будем называть группы кооперативного обучения (КО). (У первых пяти участников ВЕДУЩИЙ спрашивает любимые фрукты, участники не должны повторяться; и далее ВЕДУЩИЙ по кругу каждому участнику по очереди произносит названные фрукты).

Способ деления на группы «Фруктовый салат».

Ведущий: А сейчас яблоки собираются в одну группу, груши в другую и т.д.

Ведущий: «В процессе работы группы КО желательно распределение ролей:

Ведущий - организует обсуждение

Стенографист - записывает высказывания

Хронометрист - следит за временем

Лаборант - обеспечивает группу необходимыми материалами

Докладчик - представляет результат работы всей группы

Ведущий: - Кто самый высокий - Ведущий

- У кого самые большие часы - хронометрист

- У кого красная ручка - стенографист

- У кого светлые волосы - лаборант

- Кто в очках - докладчик

Ведущий: Задание группам: сесть в разных углах аудитории в кружок и выбрать 3-4 правила группы, которые помогут им хорошо работать, чувствовать себя комфортно и уверенно во время тренинга. На выполнение задания отводится 5 минут.

После выполнения задания Ведущий приглашает всех в общий круг и группы по очереди предлагают свои наработки. Затем Ведущий на отдельном листе записывает общие правила и может добавить свои предложения, например:

- конфиденциальность

- взаимоуважение

- пунктуальность

- безоценочность

- правило поднятой руки

- одна станция в эфире

- если не хочешь говорить, можешь помолчать.

Затем путем голосования эти правила принимаются (или каждый ставит подпись на листе с правилами).

Маркеры, ватманы по количеству групп, скотч

10 минут

Упражнение - энергизатор «Мы с тобой похожи тем, что …»

Ведущий предлагает участникам встать парами в круг. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начиная со слов: «Мы с тобой похожи тем, что …» (например: «учимся в одном классе» и т.д.). А участники внешнего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что …» (например: цветом глаз и т.д.). Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

5-7 мин.

Мини-лекция: Наиболее эффективные методы работы с группой

Ведущий: «Не все йогурты одинаково полезны», как и не все методы работы с группой одинаково эффективны. Существует так называемая «пирамида познания», которая показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками.

Лекция - 5% усвоения

Чтение - 10% усвоения

Аудиовизуальные средства - 20%

Использование наглядных пособий - 30%

Обсуждение в группах - 50%

Обучение практикой действия - 70%

Выступление в роли обучающего - 90%

«Хочешь выучить и понять сам - объясни другому»

«Когда я слышу - я забываю,

Когда я вижу - я что-то запоминаю,

Когда я делаю - я понимаю и знаю»

(Китайская пословица)

Вывод: «Я использую все методы работы с группой, но предпочитаю эффективные».

3 мин.

Упражнение - энергизатор «Мяч по кругу»

Ведущий предлагает всем встать в круг. Руки открыты вверх ладонями на уровне талии

Задание: прокатить мяч по кругу так, чтобы он не упал на пол. (сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Желательно, чтобы темп игры был как можно более быстрым)

По окончании задания. Ведущий задает вопросы:

- Можно ли было уклониться от выполнения упражнения?

- Каков психологический смысл упражнения?

Вывод: упражнение - энергизатор помогает восстановить энергию, способствует сплоченности группы, поднимают настроение.

Мяч

4 мин.

Упражнение - энергизатор «Кенгуру»

Все участники парами, повернувшись спиной, друг к другу стоят по кругу. Руки сцеплены в «замочек». Партнеры в парах произносят друг другу любое число от 1 до 10. затем складывают эти два числа и плотно прижавшись спиной, друг к другу прыгают столько раз сколько получилось у них в сумме этих двух чисел.

3 мин.

Мини-лекция «Интерактивные методы обучения»

Ведущий:

Основными интерактивными методами обучения являются:

- мозговой штурм;

- групповая дискуссия;

- ролевая игра.

1. «Мозговой штурм» представляет собой хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу.

Основные правила проведения «Мозгового штурма»:

- Называя идеи нельзя повторяться;

- Чем больше список идей, тем лучше;

- Записываются все, поступающие от участников предложения;

- Высказанные мысли и предложения не критикуются и не оцениваются.

Ведущий предлагает участникам выбрать любую цветную карточку (3 цвета). Затем объединяет в группы КО по цветам. Получилось 3 группы.

Ведущий: распределяет роли в группе КО и дает задание: «Факторы защиты здоровья школьника (студента)» (В группах КО идет обсуждение и редактирование высказываний).

Затем группы представляют результаты своих трудов, листы Ватмана приклеиваются на доску.

Листы ватмана, маркеры, скотч

10 мин.

Упражнение - энергизатор «Телетайп»

Участники встают в круг, держась за руки. Ведущий легким незаметным пожатием руки посылает справа стоящему участнику телеграмму, которая передается дальше по кругу.

2 мин.

Дискуссия

Ведущий: Королева тренинга - дискуссия

Дискуссия возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме на основании своих знаний и опыта. Это обмен мнениями. Дискуссия обучает групповому решению проблем и способствует анализу различных вариантов решения проблем.

Ведущий зачитывает утверждение: «Чтобы быть здоровым, нужно каждое утро делать зарядку»

(В разных местах аудитории расклеены 4 листа бумаги с утверждениями:

- «совершенно согласен»

- «согласен, но с оговорками»

- «не согласен»

- «не знаю, не уверен».

После того как утверждение зачитано, Ведущий предлагает участникам разойтись и встать у того листа, на котором отражена их точка зрения.

Затем Ведущий просит участников объяснить, почему они выбрали именно это утверждение.

(На доске записываются аргументы участников под соответствующими утверждениями)

после обсуждения участники могут перейти к другим утверждениями. Ведущий подводит итог, выделяет важные пункты, дает свой комментарий.

Вопросы ведущего:

- Какие чувства возникли у вас, когда вы размышляли над этим вопросом?

- Легко ли было высказать свою точку зрения перед всеми участниками, особенно если вы оказались в меньшинстве?

- Легко ли было изменить свою точку зрения?

Раздаточный материал

15 мин.

Упражнение - энергизатор «Поменяйтесь местами те…»

- у кого каникулы летом

- у кого есть кошка

- у кого ручка шариковая

- у кого есть брат или сестра

- кто любит мороженое

- кто любит веселую музыку и т.д.

Ведущий без стула, когда он займет место на стуле, появится новый Ведущий.

Стулья по кругу

2 мин.

Интерактивный метод «Ролевая игра»

Ведущий: Ролевые игры - это небольшие сценки произвольного характер, отражающие модели жизненных ситуаций.

В ролевых играх участникам предоставляется возможность:

- показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;

- разработать и использовать новые стратегии поведения;

- отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы.

Проблема «Пути распространения социально-значимых заболеваний»

(заранее подготовлены карточки: на 3-х карточках написана маленькая буква «в», на одной карточке стоит крестик; на трех карточка написано: 1.Не участвуй в игре. 2.Ни с кем не разговаривай. 3.Не подписывай ничьих карточек и не давай другим подписывать твою карточку».

Ход упражнения

Ведущий раздает участникам карточки. Просит держать в секрете то, что написано на их карточках. Каждый участник должен собрать по три подписи на свою карточку. После этого они могут сесть.

Вывод:

Хотя иногда трудно не делать то, что делают все остальные, это может оказаться самым безопасным поведением для человека. Сейчас это была только игра.

Раздаточный материал

10 мин.

Упражнение - энергизатор

Ведущий: Погладьте по руке того, у кого есть в одежде красный цвет; обнимите того, у кого в одежде есть черный цвет, погладьте по голове того, у кого в одежде есть белый цвет и т.д.

2 мин.


Завершение работы.

Ведущий

  1. Как вы думаете, чем отличается обучение на тренинге от традиционного урока в школе?

  2. Назовите методы, которые я использовал (а) в ходе нашего тренинга.(ответы записываются на доске)

  3. Выделите 4 наиболее важных метода (участники называют)

Вывод: «Среди приемов, использованных сегодня в ходе тренинга, наиболее важным являются: групповая работа, кооперативное обучение, упражнения - энергизаторы и положительная психологическая атмосфера».

Работа с пост-тестом.

Участникам раздается пост-тест по методам группой работы.

Бланки пост-тестов

3 мин.

Итоговое упражнение.

Все встают в круг, Ведущий предлагает закончить фразу, обращаясь к участнику стоящему справа: «Я уверена, что ты …» и так дальше по кругу. Ведущий прощается с участниками тренинга.

2 мин.

© 2010-2022