Влияние общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание


Введение…………………………………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы проблемы общения подростков……………………………3

1.1. Социальные сети: определение, история развития, характерные особенности………..3

1.2. Особенности виртуального общения подростков………………………………………..5

Глава II. Экспериментальное исследование влияния общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире………………………………………………………….7

2.1. Характеристика базы исследования………………………………………………………..7

2.2. Результаты исследования и их интерпретация…………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………………………..9

Список литературы……………………………………………………………………………..10

Приложение……………………………………………………………………………………..11






















Введение

Актуальность: В настоящее время человек тесно соприкасается с современными технологиями не только на научном, но и на бытовом уровне. Телефон, скайп, сотовый телефон, электронная почта, социальные сети позволяют мгновенно передать нужную информацию или просто дружеский привет.

Человечество стремительно шагает в модернизированный мир. Конечно, это большой плюс. Люди, находящиеся на далеком расстоянии, не лишены общения. В отличие от тех людей, которые непосредственно находятся вблизи и не могут встретиться с человеком, ведь в этом пропадает необходимость. Хорошо ли это?

Все чаще подростки не могут найти правильный тип общения в реальной среде, потому что не могут устно сформулировать то что, они с лёгкостью могли бы перенести в электронный текст. Возможность окрасить текст эмоционально и мимически правильно становится трудно решаемой задачей.

Актуальность исследования обусловлена распространением влияния Интернета на многие сферы жизнедеятельности общества, в том числе на общение подростков, возникновением проблем, сопутствующих этому средству коммуникации.

Цель исследования: изучить влияние общения в социальных сетях на особенность общения подростков в реальном мире.

Задачи исследования:

- Изучить историю возникновения социальных сетей и общения в них;

- Изучить особенности общения подростков

- Определить влияние общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире;

- Провести анкетирование и тестирование школьников с целью выявления факторов влияния общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире.

Объект исследования: общение в социальных сетях.

Предмет исследования: влияние общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире.

Гипотеза исследования: в основу исследования положено предположение о том, что общение в социальных сетях отрицательно влияет на общение подростков в реальном мире.

Методы исследования:

  1. Изучение литературных источников, материалов сети Интернет.

  2. Анкетирование

  3. Методика «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского

Глава I. Теоретические основы проблемы общения подростков.

1.1. Социальные сети: определение, история развития, характерные особенности.

Термин «социальная сеть» был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», которая вошла в сборник «Человеческие отношения». Он развил и дополнил изобретенный в 30-е годы подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм, то есть визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними - в виде линий. Однако идею социальной сети как структуры, элементами которой являются действующие лица (индивидуумы или организации), ученые предвосхитили еще в конце восьмидесятых - французский социолог Давид Эмиль Дюркгейм и его немецкий коллегаФердинанд Тённис практически описали природу этого явления в своих теориях и исследованиях социальных групп.

Понимание социальной сети с того времени, безусловно, изменилось, немалую роль в этом сыграло развитие технологий, благодаря которым появились онлайн сети. В данной работе под социальной сетью мы будем понимать платформу (онлайн сервис или веб-сайт) для построения социальных сетей или социальных отношений между людьми, которые, например, имеют общие интересы, опыт, связи из реальной жизни или принадлежат к одной сфере деятельности. Социальная сеть состоит из персональных каналов каждого пользователя (обычно они называются профили), их социальных связей, а также ряда дополнительных сервисов. [4, 56]

Перво-наперво возникла теория социальных сетей. Основоположниками этой теории стали в 1951 году RaySolomonoff и AnatolRapoport. А через восемь лет стали появляться статьи венгерских математиков Поля Эрдоса (PaulErdos) и Альфреда Реньи (AlfredRenyi). Писали они во временном промежутке - 1959-1968 гг. В статьях были изложены принципы формирования социальных сетей как таковых. Сам же термин «социальная сеть» был введен в обиход в 1954 году Джеймсом Барнсом, социологом из «Манчестерской школы».

Одной из самых первых социальных сетей в 1971 году стала технология электронной, которая использовалась военными в сети ARPA Net.

1988 год подарил технологию «IRC», то есть - ретранслируемый интернет-чат, который соединил пользователей и позволим им общаться в реальном времени. Создателем IRC был 20-летний финский студент ЙарккоОйкаринен (JarkkoOikarinen).

В ноябре 1996 года появился интернет-пейджер ICQ. Придуман и создан он был командой старшеклассников из Тель-Авива. Их имена - Арик Варди, ЯирГолдфингер, СефиВигисер и Амнон Амир. [1, 276]

В общем, мир был готов к рождению полноценной социальной сети. Из блога Google: «Основатель сети Эндрю Вейнрейх объяснил это тем, что сервис просто опередил свое время. В 2000 году доступ к интернету имели меньше половины жителей США. Иначе говоря, у зарегистрированных пользователей не было достаточного количества друзей и знакомых с доступом к интернету, чтобы общение на этом сайте было хотя бы интересным».

18 марта 1999 года американским студентом-программистом БрэдомФицпатриком был создан Livejournal (Живой Журнал или, попросту, ЖЖ). В последствии сервис стал массовым хостингом блогов и приобрел громаднейшую популярность в странах СНГ. Именно Livejournal впервые предоставил возможность создавать сообщества и вести в них общение.

В декабре 2002 года создается LinkedIn. В мае 2003 она запускается и занимает достойное место среди сетей для профессионалов.

В 2003 году была появилась и новая социальная сеть MySpace. Тогда она покорила многих. Возможность создания персональных профилей, удобные настройки внешнего вида, сообщества по интересам, размещение фотографии, а также видео и ауди известных исполнителей, собственный блог. Всё это дало возможность MySpace в 2006 году стать самой популярной социальной сетью во всем мире. Сеть полюбилась рок-коллективам, да и многие музыканты стали использовать сеть длясамо презентации. А их поклонники - для общения со своими кумирами.

2004 год - один из самых знаковых и урожайных годов.

Появились:

  • aSmallWorld - частная сеть с доступом только по приглашению

  • Facebook

  • Mixi - первый пользователь создает первую запись

  • Multiply

В 2006 году Джек Дорси запустил проект Twitter, который сразу же стал быстро растущим новым социально-сетевым проектом. [5, 154]

Для пространства СНГ 2006 год знаменателен возникновением Одноклассников и ВКонтакте.

Вывод: социальные сети являются незаменимым средством общения в современном обществе.

1.2. Особенности виртуального общения подростков.

Подростковый возраст - возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и той группы, которая является значимой для подростка. Многие свои представления о социальных ролях и жизненных ценностях подростки получают именно отсюда. Подростки живут в мире разнообразных ролей, предлагаемых многочисленными группами - семьей, друзьями, социальными институтами. Современная Интернет-среда, являясь социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает. Тем более, такая особенность Интернет-среды как анонимность создает все предпосылки для такого ролевого экспериментирования.

Говоря о гранях социальных сетей, подросток видит в первую очередь: возможность быть похожим на всех за счёт формы подачи информации (одинаковые для всех окошки аккаунтов «Вконтакте», «Одноклассники» и других социальных сетей); возможность отличаться от всех за счёт содержания (огромный выбор стилей оформления, музыкального и видео наполнения, фотографий, аватарок, размера и цвета букв, текстового наполнения, игр). [9]

Особое место при общении в социальных сетях занимает манера общения и использование коротких, но емких выражений и символов. Общаясь в сети при помощи коротких фраз, емких и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, выработался свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах, со специально искаженными орфографическими и лексическими нормами. Общение становится торопливым и предельно упрощенным. При помощи знаков препинания эмоции выражаются по-разному. С развитием Интернета набор этих значков дополнился.

В настоящее время ни один форум или чат не обходится без набора смайлов. Они существуют в различных вариациях, появляются анимированные смайлики-аватарки. Смайлики и намеренно искаженные слова получают все большее распространение, становясь практически общепринятым интернетовским языком.

Таким образом, подросток в социальной сети находится со всеми наравне, но в тоже время, имеет шанс отличаться от своих сверстников. Ещё одна важная вещь, которая привлекает подростков в пользовании социальной сетью: доступность информации о других, а также об их активности. Поразительная простота нахождения контакта - на сегодняшний день понять, с кем имеешь дело, очень просто - открой его страничку. Симпатии выражаются виртуальными поцелуями, клипами и открытками в несчетном ассортименте. [11]

Общение посредством интернета, а в частности социальных сетей, имеет свои специфические особенности, которые отличают этот вид общения от привычного всем. Среди этих особенностей можно отметить следующие:

1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и более или менее адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний, так как риск разоблачения и отрицательной личной оценки окружающими минимален.

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации.

3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи показывают себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения. [7]

Вывод: мотивы общения подростков в социальных сетях можно условно разделить на две группы:

  • психологические (место развлечения, социальные сети как единственное средство общения для подростков, потребность в общении)

  • социально-психологические (неудовлетворенность подростка самим собой, создание себе виртуального образа).


Глава II. Экспериментальное исследование влияния общения в социальных сетях на общение подростков в реальном мире.

2.1. Характеристика базы исследования

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Сосново-Озёрской средней общеобразовательной школы №1» в январе 2016 года в 8 классах. В исследовании приняло участие 40 человек.

2.2. Результаты исследования и их интерпретация

Для изучения мнения подростков о социальных сетях было проведено анкетирование среди учащихся 8-х классов.

В результате анкетирования мы выяснили, что большинство учащихся 8-х классов зарегистрированы в социальных сетях (92% из числа опрошенных), не зарегистрированы всего 2 человека (8%) (Иллюстрация III).

Количество зарегистрированных в социальных сетях распределилось следующим образом:

  • Друг Вокруг - 20 учащихся (83%);

  • Вконтакте - 11 учащихся (46%);

  • Одноклассники- 2 учащихся (8%);

  • Мой мир@Mail - 1 учащийся (4%);

  • Facebook - 2 учащихся (8%)

Причем многие из опрошенных подростков зарегистрированы сразу в нескольких социальных сетях.

Основной целью посещения подростками, пользователями социальных сетей является общение (так ответили 16 учащихся - 67%). 5 учащихся (21% из числа опрошенных) ищут новые знакомства, 1 учащийся (4%) делает через социальную сеть заказы. 2 человека (8%) ответили, что посещают свою страничку в социальной сети от нечего делать.

Большинство респондентов проводят в социальных сетях более 2 часов в день (34%), однако есть и те, которые общаются в он-лайн более 5 часов в день (8%), полдня (4%), почти весь день, если есть деньги на телефоне (25%) и на сколько хватит сил (4%).

Потребность в общении с себе подобными - одно из важнейших качеств нашей психики. Но степень выраженности этой потребности у разных людей неодинакова. Для определения уровня потребности в общении среди учащихся 8-х классов мы провели тест - методику изучения потребности в общении О.П.Елисеева

Результаты тестирования определились следующим образом:

  • низкий уровень потребности в общении - 0%;

  • уровень потребности в общении ниже среднего - 1 человек (4%);

  • средний уровень потребности в общении- 7 человек (27%);

  • выше среднего - 5 человек (19%);

  • высокий уровень - 13 человек (50%) (Иллюстрация V)

Сопоставив результаты тестирования по методике изучения влияния социальных сетей на общении с данными, полученными из анкет учащихся, мы выявили следующее: чем выше показатель уровня потребности в общении у подростка, тем больше время, проводимое им в социальных сетях. Таким образом, можно сделать вывод, что основным мотивом посещения подростками социальных сетей является потребность в общении, так как они не могут полноценно выразить словесно информацию, которую с легкостью могут озвучить через социальные сети. Можно сделать вывод, общение в социальных сетях отрицательно влияет на общение подростков в реальном мире.






Заключение

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

Гипотеза подтвердилась: у большинства учащихся 8-х классов, участвовавших в исследовании, что общение в социальных сетях отрицательно влияет на общение подростков в реальном мире. Общение подростков в социальных сетях имеет свои особенности. Общаясь в социальных сетях, подростки присоединяются к различным группам, субкультурам, знакомятся с разными людьми.

Проанализировав источники информации по данной теме, хочется отметить и негативное влияние общения в социальных сетях на подростков. Постоянное пребывание в сети может привести к информационной перегрузке мозга и отрицательно сказаться на психическом и физическом здоровье подростков. Кроме того, часто подростки, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают трудности в завязывании реальных знакомств. Поскольку процесс общения происходит на расстоянии, межличностные контакты значительно обедняются. Это приводит к снижению и недоразвитию навыков общения, умения подростков понимать и читать невербальные признаки общения, сложнее определять эмоциональное состояние собеседника при живом общении и поэтому труднее выбрать правильную линию поведения. Фрагментарный характер общения в социальных сетях, легкость прерывания неугодных контактов не дает возможности подростку научиться решать сложные конфликтные ситуации общения. Часто конфликты, возникающие в общении он-лайн (например, из-за негативных комментариев фото, статусов и т.д.) переходят в реальную жизнь.

Можно выделить несколько путей решения данной проблемы: ограничение времени пребывания в сети; поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.); оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям); увеличение времени пребывания в компании друзей. В идеале, интернет-общение должно дополнять нашу жизнь, а не являться основой всей деятельности.









Список литературы

  1. Виноградова Т.Ю. «Специфика общения в Интернете» -Казань, 2008

  2. Бурвикова Н.Д. «Ник в Интернете раскроет характер»- СПб., 2006

  3. Левина М.И. «Влияние интернета на изменение языка общения»- СПб., 2008

  4. Силаева В.Л. «Специфика общения в Сети».- М., 2010

  5. Чакрян Н.С. «Эволюция средств общения подростков в информационном пространстве» - «Урал» , 2009

  6. Жичкина А.Е. «Стратегия самопрезентации в Интернете» М., 2007

  7. Ru. Wikipedia.org/wiki/

  8. internet. strana.ru

  9. psychology.ru

  10. potomy.ru/world

  11. vkontakte.ru






Приложение

Анкета «Социальные сети в моей жизни»

  1. Посещаете ли вы социальные сети?

а) Да

б) Нет

  1. Как часто вы посещаете социальные сети?

а) несколько раз в день

б) ежедневно

в) несколько раз в неделю

г) раз в несколько недель

  1. Что является для вас основными мотивами использования соц. сетей?

а) поиск друзей, одноклассников и общение с ними

б) знакомство и общение с новыми людьми

в) помощь в поиске и организации учебы

г) группы по интересам

д) способ связи

е) Развлечения (игры, музыка, фильмы, фото)

ж) самовыражения (социальная сеть помогает мне заявить о себе, показать свое творчество)

  1. Помогает ли вам социальная сеть в организации личного досуга?

а) Да

б) Нет

5) Если у тебя друзья

а) Да

б) Нет

6) Использование социальной сети как-то повлияло на ваш образ жизни?

а) Помогло в учебе

б) Помогло в личной жизни и общении с друзьями

в) Помогло в организации досуга, в поиске групп по интересам

г) никак не повлияло

д) Повлияло отрицательно на общение

е) Вызвало зависимость

ж) Другое ____________________________________________________

  1. Что для вас является приоритетом при использовании услуг, предоставляемых социальной сетью?

а) наличие способа связи, экономящей средство и время

б) Возможность найти интересующую для меня музыку, фото, фильм

в) Способ поиска и обмена информации

9) Где ты чаще всего общаешься с друзьями?

а) в социальных сетях

б) в школе

в) другое ____________________________

  1. Согласны ли вы с тем, что существует тенденция к появлению зависимости человека от социальных сетей?

а) Да

б) Нет

в) Затруднительный вопрос

  1. Согласны ли вы с тем, что социальные сети негативно влияют на ваше общение в реальном мире?

а) Да

б) Нет


12


© 2010-2022