Конспект урока «Настроение и самочувствие человека. Что такое «катарсис»?»

Поразмышляй над афоризмами: Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи в чем ошибся. (Л.Н.Толстой) Люди держатся бодро до тех пор, пока они веселы. (Д.Леббок) Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут. (А.Паре) Веселое расположение духа заменяет отдых. (С.Смайлс) Радость духа есть признак его силы. (Р.Эмерсон) Из всех телесных движений – смех есть самое здоровое; он благоприятствует пищеварению, кровообращению и ободряет жизненную силу во всех органах. (К.Гуфеланд) Веселому весь мир веселым зрится. (И.Гете) Оптимизм – вот роскошь великих людей. (Л.Арагон) Пессимизм – это настроение, оптимизм – воля. (Ален) Тоска? Это боль, которая не имеет определенного места. (Ю.Бондарев) Скука – наш самый большой враг. (Ф.Вольтер)
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Настроение и самочувствие человека. Что такое «катарсис»?»

Поразмышляй над афоризмами:

Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи в чем ошибся. (Л.Н.Толстой)

Люди держатся бодро до тех пор, пока они веселы. (Д.Леббок)

Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут. (А.Паре)

Веселое расположение духа заменяет отдых. (С.Смайлс)

Радость духа есть признак его силы. (Р.Эмерсон)

Из всех телесных движений - смех есть самое здоровое; он благоприятствует пищеварению, кровообращению и ободряет жизненную силу во всех органах. (К.Гуфеланд)

Веселому весь мир веселым зрится. (И.Гете)

Оптимизм - вот роскошь великих людей. (Л.Арагон)

Пессимизм - это настроение, оптимизм - воля. (Ален)

Тоска? Это боль, которая не имеет определенного места. (Ю.Бондарев)

Скука - наш самый большой враг. (Ф.Вольтер)

Печальна судьба человека, который смотрит на жизнь с высоты своих несчастий. (С.Н.Голубов)

Уныние - это нравственная смерть. (Ларошфуко)

Для человека нет ничего хуже печали. (Менандр)

Склонность к радости и к надежде - истинное счастье; склонность к опасению и меланхолии - настоящее несчастье. (Д.Юм)

Печаль, тоска, сожаление, отчаяние - это невзгоды преходящие, не укореняющиеся в душе; и опыт нас учит, как обманчиво горькое чувство, под влиянием которого мы думаем, что наши беды вечны. (Ж.-Ж.Руссо)

Вопросы для размышления:

  1. Что же такое настроение?

  2. Как оно влияет на самочувствие человека?

  3. Оптимист и пессимист - в чем различие этих людей;

  4. Как можно «исправить», «улучшить» свое настроение и самочувствие? Что в этом может помочь?

  5. Как «увидеть» и понять настроение и самочувствие другого человека?

Рассказ сверстницы - для размышлений

Амеличева Светлана (10 класс)

Разбитое окно

Она стояла в большом школьном холле у треснувшего окна, прижавшись щекой к ледяному стеклу. Из окна был виден опустевший пришкольный дворик, голые озябшие деревья, кусок унылого серого неба. Но она почти ничего не видела. Ее мысли были далеко. Она, казалось, смотрела в пространство за дома, туда, куда ушел он с другой девчонкой из параллельного класса. Возня трех играющих во дворе в салочки второклассников на минуту отвлекла, вывела ее из ледяного оцепенения. Второклассники... Двойки... Двойки... Никому не было понятно, как она, Лена Казанцева, ученица восьмого класса французской спецшколы, отличница, могла получить двойку по математике, и уж совсем непонятно было даже ей самой, как это ей поставили сегодня тройку по ее любимому французскому. По этому предмету за восемь школьных лет она ни разу и четверки-то не получила, учительница была изумлена, но вместо ответа на вопрос: «Что случилось, Лена?» - Лена выбежала из класса, громко хлопнув дверью, и разревелась прямо в коридоре, даже не добежав до туалета. Непонятно... А что тут надо понимать? Он ушел, вот и все. Ушел... И черт с ней, с двойкой по математике, и даже наплевать на тройку по французскому. Что же важнее в конце концов? Ведь когда ее спросили по математике, она смотрела на него. Смотрела и попросту не слышала вопроса. Перед нею вновь возникала эта картина. Она стоит и тупо смотрит на учителя. «Казанцева, ты что, не выучила?» Лена молчит, с трудом отдавая себе отчет в том, что происходит. Ее мысли заняты другим. Они заняты другим и сейчас. Она думает только о нем. Каждый его жест, полуулыбка, смех - все это осталось с ней, только он ушел с другой.

Она отрывает взгляд от второклассников. Мелкие! Какие у них проблемы. Им бы в салки-приседалки гонять.

И что он в этой глупой Анюте нашел? Может, он и раньше уходил с ней, просто этого не замечали? Все усилия напрасны. И тетради с домашками, которые она, Лена, давала ему списывать. Никто и не верил. Ведь она раньше никому списывать не давала, а тут вдруг растаяла, как сахар на солнышке, чуть ли не сама за ним бегает, тетради предлагает.

Ну и дура! Все, конечно, заметили, ну и пусть, пусть! Все равно. Пусть говорят, смеются. И он пусть ходит с другой. Только никогда больше им назло Казанцева не получит тройку по французскому и никогда не будет стоять по три часа у холодного полуразбитого окна, никогда не будет проваливаться в пустоту. Лене хочется так думать, это теперь для нее единственный выход! «Что же я до сих пор здесь стою?» - проносится мысль.

Укрепившись в своем решении, Лена резко разворачивается, чтобы отойти от окна, и задевает плечом надтреснутое стекло. Мгновение, и звон осыпающегося стекла и порыв осеннего холодного ветра окончательно выводят ее из оцепенения, заставляют отскочить. «Что она наделала?» Растерявшись, она стоит с минуту на месте, потом вдруг зачем-то пытается собрать осколки. Осколков много, они острые. Проносится мысль: «Главное, не порезаться». Но почему же никто не идет, неужели не слышали? Нет. В пустынной школе по-прежнему тихо. Лена аккуратно кладет на пол горку осколков. Нет смысла их собирать. Вот также разбилась ее любовь. Разбилась на множество мелких острых осколков, наткнувшись на равнодушие. И никто не слышал. Никто не придет. Пусть так. Так даже лучше. Так даже лучше, чем если бы он из жалости или из благодарности за списанную домашку стал с ней встречаться. Она размазывает горячие слезы по замерзшим щекам. А потом быстро встает, берет портфель и уходит. А в портфеле учебники. И учебник французского. То, что было, то и осталось.

Морозное утро. В школе идет урок. А на втором этаже разбито окно и по коридорам гуляет ветер. Сегодня только и разговоры о том, что треснутое стекло давно пора было сменить. Еще хорошо, что никого не поранило. В холле тикают часы. Урок все идет. Для кого-то он нескончаемо длинный, для кого-то время бежит незаметно. А в восьмом «Б» французский. И отвечает Лена Казанцева. Отвечает уверенно, на твердую пятерку.

Твой практикум:

1. Попробуй описать свое настроение, состояние, закончив предложения:

Я лучше всего себя чувствую, когда...

Мне бывает неприятно, если...

(Оцени свое состояние с позиции: «хорошо - плохо» другим людям от твоего состояния, настроения).

2. Воспользовавшись эмоциональной памятью, вспомни случай, когда ты собирался на приятное свидание; получил ожидаемый подарок; был чем-то недоволен, на что-то злился; совершил поступок, после которого было очень стыдно; получил приятное известие или письмо; скучал очень сильно; сплетничал о ком-то; завидовал кому-то; рассорился с дорогим или близким человеком... Вспоминая каждый случай, воссоздай в себе такое же настроение, какое было в тот момент. А теперь подумай: как этот случай повлиял на твое дальнейшее поведение, развитие характера, образ мысли, жизненную позицию?

Проверь себя:

Настроение - сравнительно устойчивые психические состояния умеренной или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида... Настроение является эмоциональной реакцией человека на те или иные события жизни в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий... Настроение может менять направление мыслей, восприятия и поведения... Оно может быть «приподнятым», «подавленным» и т.д., вызывает определенные состояния: скуки, печали, тоски, страха или, напротив, увлеченности, радости, ликования, восторга и т.д. Умение контролировать свое настроение, находить и усваивать способы его сознательной коррекции (саморегуляции) выступает важной задачей воспитания и самовоспитания (Психология. Словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М., 1990).

Твой практикум:

1. Прочитай очень внимательно, вдумчиво, «с прикидкой» на себя сведения о катарсисе.

Конспект урока «Настроение и самочувствие человека. Что такое «катарсис»?»

Искусство смягчает нравы.
Античный афоризм



Конспект урока «Настроение и самочувствие человека. Что такое «катарсис»?»

Страдание одного лица
есть ничтожное дело в
сравнении с тем духовным - если
оно благое - воздействием,
которое произведет
художественное произведение.
Л.Н.ТолстойКатарсис - это очищение, этическое и эстетическое, оздоровляющее душу и тело, психику, внутренний мир личности посредством искусства (музыки, риторики, литературы и т.д.) через эстетические переживания. Катарсис имеет своего рода материальное проявление: интонация, речь, мимика, выражение глаз, жест и т.д., позволяющее объективно передать и увидеть внутренние переживания личности. (Из кн. Э.Т.Ардашировой «Эстетическая категория «катарсис» в педагогике» - М., 1994).

Со времен античности катарсис связывали с эстетическими переживаниями человека: музыкальное очищение (Пифагор), очищение красотой и добродетелью (Платон), очищение искусством, риторикой, трагическое очищение (Аристотель).

Так, согласно Платону, «все лучшие качества человеческого характера: красота, благородство, мужество и даже знание являются результатом очищения». «Истина заключается, в сущности, в очищении себя от всего подобного, и не нужно ли назвать и благоразумие, и справедливость, и мужество, и само разумение очищением?» (Федон). В соответствии с этим все недостатки и пороки могут быть изжиты одним путем - посредством очищения: от физического безобразия очищает гимнастика, от болезней - медицина, от «незнания» - научение, от нравственных недостатков очищает искусство(Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., Искусство, 1965).

С давних пор катарсическое воздействие на личность отнюдь не носило отвлеченного, бесцельного характера, и, конечно, не сводилось к чисто техническим приемам ради приема; а прежде всего отражало вполне определенные, конкретные научные взгляды мыслителей на воспитание и развитие личности.

Так, учение Платона достигало своего завершения в создании возвышенного типа личности. Обращение его к музыкальному катарсису мыслилось как «морально-жизненная тренировка человека», соединенная с любовью «высокого эстетического характера» - все это «имело здесь также и вполне жизненный смысл, настраивая человеческую психику на то или иное реальное поведение». Поэтому у Платона «воспитанный человек очень остро чувствует всякое упущение, плохое качество работы и то, что нехорошо по самой своей природе...» (Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика).

Очищение носит индивидуальный, личностный характер и протекает по-разному, как во времени, так и в выражении различных эстетических переживаний, будь то трагическое очищение или очищение красотой.

Беседуя с первым учителем Ф.Шопена Войцехом Живным, профессор консерватории Юзеф Эльснер заметил: «... музыка Баха, сударь, имеет еще другое воспитательное значение. Она закаляет характер. И если наш Фрицек в дальнейшем с большим мужеством переносил свое горе, то в этом, уверяю вас, в значительной степени заслуга баховской музыки». «Шопен боготворил Баха. Он не начинал своего рабочего дня, прежде чем не сыграет хотя бы одну баховскую прелюдию или фугу. По утрам, совсем больной, он следовал этому правилу» (Ф.Оржеховская «Воображаемые встречи»).

Михайловское. Неожиданная, после шестилетнего перерыва, встреча с Анной Керн произвела на Пушкина огромное впечатление. В душе поэта «настало пробужденье» - пробуждение от всех тяжелых переживаний, перенесенных «в глуши, во мраке заточенья» - в многолетнем изгнании. Глубокой ночью Пушкин сидел за своим столом. Рядом с листком бумаги лежал камушек, о который споткнулась А.Керн во время прогулки - Пушкин поднял его - и сорванный ею с куртины цветок гелиотропа, который он выпросил у нее. Горела свеча. В раскрытое окно влетали ночные бабочки и, опаленные пламенем, замертво падали на листок. А рядом с ними ложились пушкинские строки:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты

(А. Гессен «Все волновало нежный ум...»).

1880 год - открытие памятника Пушкину в Москве. Достоевский ценил в ораторском искусстве интимно-разговорный зачин. «Тотчас по окончании речи, - вспоминает Успенский, - Достоевский удостоился не то чтоб овации, а прямо идолопоклонения: один молодой человек, едва пожав руку писателя, был до того потрясен испытанным волнением, что без чувств повалился на эстраду... »Иван Аксаков отказался от речи: «...Вчера еще можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин, или нет; сегодня этот вопрос упразднен; истинное значение Пушкина показано...» (Л.Гроссман «Достоевский»).

Леонид Андреев писал в 1902 г., вскоре после первой постановки пьесы «Три сестры» на сцене Художественного театра: «Целую неделю не выходили у меня из головы образы трех сестер, и целую неделю подступали к горлу слезы, и целую неделю я твердил: как хорошо жить, как хочется жить! Результат чрезвычайно неожиданный... «Три сестры» - слезы, уныние, и вдруг: жить хочется! Однако это верно - и не для меня одного, а для многих лиц, с которыми мне пришлось говорить о драме» (Е.Балабанович «Чехов и Чайковский»).

2. Сознательно проследи, как воздействуют на тебя лично различные виды искусства и события действительности, с целью выявления того, что способно вызвать катарсис (очищение) в твоей душе: музыкальные произведения (какие?), чтение художественной прозы, поэзии, публицистики (какой?), прогулки по городу или на лоне природы (какие? когда?), общение с людьми (какими? при каких условиях?), случающиеся с тобой приятные или неприятные события (какие?)... Старайся создавать ситуации повтора благотворных событий и факторов.

Прочитай об этом:

Изард К. Эмоции человека. М., 1984.

Секреты радости. Энциклопедия. Сост. С.А.Кабанова, М., 1990.


© 2010-2022