Исследование Изменение уровня притязаний под влиянием ситуации неуспеха у школьников

Впервые термин «уровень притязаний» использовал психолог К.Левин, объясняя его как стремление индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям, т.е. адекватное соответствие притязаний человека его возможностям. При низком уровне притязаний у человека изменяется поведение и эмоционально-волевая сфера, проявляясь в виде напряжения, повышенной тревожности, а также избегание ситуации неуспеха и пр. Немалое значение для сформированности уровня притязаний играет самооценка индивида, которая формирует самосознание человека и играет одну из значимых ролей при становлении личности подростка. Уровень притязаний у людей формируется и меняется под влиянием успеха или неуспеха в той или иной деятельности, а факторами в его становлении выступает особая интегральная единица сознания (т.е. переживание индивида), неразрывно связанная с полученными результатами. Мною проведено исследование по выяснению влияния ситуации неуспеха на изменение уровня притязаний у старших подростков и в данной работе представлены его результаты.
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изменение уровня притязаний под влиянием ситуации неуспеха

у школьников.

На протяжении всей жизни человек ставит перед собой задачи по достижению каких-то целей в разных областях своей деятельности.

Впервые термин «уровень притязаний» использовал психолог К.Левин, объясняя его как стремление индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям, т.е. адекватное соответствие притязаний человека его возможностям.

При низком уровне притязаний у человека изменяется поведение и эмоционально-волевая сфера, проявляясь в виде напряжения, повышенной тревожности, а также избегание ситуации неуспеха и пр.

Немалое значение для сформированности уровня притязаний играет самооценка индивида, которая формирует самосознание человека и играет одну из значимых ролей при становлении личности подростка.

Уровень притязаний у людей формируется и меняется под влиянием успеха или неуспеха в той или иной деятельности, а факторами в его становлении выступает особая интегральная единица сознания (т.е. переживание индивида), неразрывно связанная с полученными результатами.

Мною проведено исследование по выяснению влияния ситуации неуспеха на изменение уровня притязаний у старших подростков и в данной работе представлены его результаты.

Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ 1861 «Загорье» г. Москвы среди учащихся 11-х классов, в нем приняли участие 9 человек.

1. Тема исследования: Изменение уровня притязаний под влиянием ситуации неуспеха.

2. Постановка проблемы: Изменяется ли уровень притязаний под влиянием ситуации неуспеха.

3. Цель исследования: Выяснить влияние ситуации неуспеха на изменение уровня притязаний.

4. Объект: Личностные качества

5. Предмет: уровень притязаний

6.Гипотеза: Уровень притязаний под влиянием ситуации неуспеха снижается.

7. Контролируемая переменная:

количество поставленных в бланке крестиков за определённое время - 3 раза по 10 сек. , 1 раз - 8 сек.

Независимая переменная: уменьшение кол-ва времени на 2 сек. в III серии.

Зависимая переменная: уровень притязаний в IV серии.

8. Внутригрупповой план.

9. Определение уровня притязания личности, используя, моторную пробу Шварцландера (см.приложение).

Обработка результатов:

Протокол результатов (количество испытуемых - 9 человек)

Показатели

Индивидуальные результаты

Уп 3 ситуация неуспеха

18

24

31

20

28

21

23

25

20

Уп 4

14

23

26

18

27

20

23

20

22

Среднегрупповые показатели уровня притязаний в III серии и под влиянием ситуации неуспеха в IV серии.

Уп 3 - 210 210:9=23,3

Уп 4 - 193 193:9=21,4

10. Диаграмма № 1

Исследование Изменение уровня притязаний под влиянием ситуации неуспеха у школьников

Анализ результата на диаграмме № 1 показывает, что уровень среднегруппового показателя притязаний в III серии испытуемых - 23,3 , а под влиянием ситуации неуспеха среднегруппового показателя уровень притязания в серии IV - 21,4.

Под влиянием ситуации неуспеха изменяется уровень притязаний. Уровень притязания в серии IV снижается на 1,9.

11. Статистическая проверка полученных результатов.

Таблица для расчёта Т критерия - Вилкоксона.

№ испыт.

I замер

II замер

Разность

Разность

Ранги

1

18

14

4

4

7

2

24

23

1

1

3

3

31

26

5

5

8,5

4

20

18

2

2

5,5

5

28

27

1

1

3

6

21

20

1

1

3

7

23

23

0

0

1

8

25

20

5

5

8,5

9

20

22

-2 *

2

5,5

Сумма





45

Проверка правильности ранжирования на основе совпадения сумм рангов, полученных двумя способами. В нашем случае обе величины совпадают: 45 = 45, следовательно, ранжирование проведено правильно.

N (N + l)/2= 9 (9+1)/2=45 45=45

Суммируя ранги нетипичных сдвигов, получаем искомую величину.

Сумма рангов «нетипичных» сдвигов:

Т эмп. = 5,5

По таблице (Приложение 2) определяем критические значения:

Т кр.для n = 9.

n

Р

0,05

0,01

9

8

3



Ткр=8, при Р < 0,05

Ткр=3, при Р < 0,01

При n = 9

Строим ``ось значимости'':

Исследование Изменение уровня притязаний под влиянием ситуации неуспеха у школьниковИсследование Изменение уровня притязаний под влиянием ситуации неуспеха у школьников

Зона Зона

незначимости 0,05 0,01 значимости

Исследование Изменение уровня притязаний под влиянием ситуации неуспеха у школьниковИсследование Изменение уровня притязаний под влиянием ситуации неуспеха у школьников8 5,5 3

Эмпирическое значение критерия, равное 5,5, попало в зону неопределенности, следовательно, мы уже можем отвергнуть гипотезу.

В рассматриваемом примере можно сказать, что изменение уровня притязаний под влиянием ситуации неуспеха на диаграмме оказывает случайное воздействие.

Полученные результаты исследования могут быть представлены как утверждение о том, что ситуация неуспеха имеет случайное воздействие и не оказывает существенного влияния на уровень притязаний на данных испытуемых. Исходя из этого: подростки мотивированы на удачу, проявляют настойчивость и уверенность в себе. Также для них характерно привлечение своих возможностей, сил и сконцентрированности внимания, направленного на успех. Возможны и другие факторы, такие как привычка к лидерству или врожденные способности.

_____________________________________________________________________________________________________________

Используемые источники:

  1. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов 2-е изд., испр. - М.: МПСИ, Флинта, 2003 - 336 с.

  2. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 2. Уровень притязаний и варианты его сочетаний с самооценкой / Е.В. Зинько // Психологический журнал. - 2006 , том 27 . - № 4. - с.15 - 25.

  3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. - Изд-во Моск. Ун-та, 1986

  4. Б. Мещеряков, Владимир Зинченко, Большой психологический словарь, АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2003г.

  5. Интернет - источники.

Приложение № 1

Моторная проба Шварцландера.

Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по количеству проб (4 серии) в эксперименте. Перед испытуемым ставится задача проставить крестики (х) в максимальном числе маленьких квадратов одного из прямоугольников, выполняя эту работу за определённое время. Испытуемого просят записать количество квадратов, которое он сможет заполнить за 10 с. Свой ответ необходимо занести в верхнюю большую ячейку I прямоугольника. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных элементов и отмечает его в нижней ячейке I прямоугольника. Далее по той же схеме осуществляется II серия. В III серии количество времени экспериментатор уменьшает на две секунды (не ставя испытуемых в известность). IV серия проводится как и две первых.

Уп 1






Уд 1








Уп - уровень притязаний

Уд - уровень достижений

Уп 1, Уп 2, Уп 3 - ситуация неуспеха, Уп 4









Приложение 2

Исследование Изменение уровня притязаний под влиянием ситуации неуспеха у школьников

© 2010-2022