Рабочая программа педагога-психолога коррекционно-развивающих занятий для обучающихся детей с ОВЗ

Программа составлена на основе книги "Я - подросток. Мир эмоций"/А. В. Микляева. - СПб.: Издательство"Речь", 2003. - 110с Цель программы – Помочь ребенку осознать свои особенности, познакомить с миром эмоций и научить контролировать раздражительность, застенчивость, неуверенность в себе. В рамках программы решаются следующие коррекционныезадачи: 1.Создание условий для успешной социальной адаптации и всестороннего личностного развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности. 2....
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

для обучающихся с ОВЗ

(развитие эмоционально-волевой сферы)


Филоновой Светланы Сергеевны, педагога-психолога



















2014 - 2015 учебный год


Содержание рабочей программы


  1. Пояснительная записка

3

  1. Содержание тем коррекционно-развивающих занятий

4

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

6

  1. Календарно-тематическое планирование

6

  1. Перечень учебно-методического обеспечения

7










Пояснительная записка


Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена для обучающихся на дому 7 класса Вячеслава К., Григория К

Программа составлена на основе книги "Я - подросток. Мир эмоций"/А. В. Микляева. - СПб.: Издательство"Речь", 2003. - 110с

У Вячеслава имеются трудности в обучении, в связи с тем, чтоу ребенка действующим анализатором является только слуховой, с помощью которого обучающийся воспринимает информацию, плохо развита речь. Психические процессы ниже возрастной нормы, замедленный темп деятельности, низкая работоспособность.

У Григория психические процессы ниже возрастной нормы, замедленный темп деятельности, мелка моторика не развита, низкий уровень запоминания, требуется повторение материала.

Однако, дети не лишены общения как со сверстниками, так и со взрослыми.

Программа составлена с учетом возрастных интересов обучающихся. Предлагаются такие темы, которые могут быть важны в силу возрастных особенностей развития, например, отношения в семье, контроль собственной раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов и т. д.

Программа рассчитана на 35 часа (1ч.н)

Цель программы - Помочь ребенку осознать свои особенности, познакомить с миром эмоций и научить контролировать раздражительность, застенчивость, неуверенность в себе.

В рамках программы решаются следующие коррекционные задачи:

  1. Создание условий для успешной социальной адаптации и всестороннего личностного развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности.

  2. Развивать культуру общения, желание высказывать своё мнение, прислушиваться к мнению других людей.

  3. Способствовать развитию желания работать над собой, постигать себя, видеть свои сильные и слабые стороны.

  4. Оказать ребенку психолого-педагогическую поддержку.

  5. Познакомить ребенка с миром эмоций;

  6. Расширить знание обучающегося о себе, своих способностях.

  7. Направить процесс самоосознания и саморазвития.

  8. Научить контролировать собственные эмоции.

  9. Организовать рефлексивную деятельность ребенка.

  10. Ознакомить с практическими приемами и методами своего совершенствования.

  11. Развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений.

  12. Снижение эмоциональной нестабильности.

Данная программы включает в себя семь разделов:

1. Диагностика актуального уровня развития ребенка;

2. Эмоции;

3. Страх, тревога;

4. Злость, гнев;

5. Обида;

6. Эмпатия;

7. "Я-высказывания"

Форма работы - индивидуальная.

Методы работы:

  1. «Универсализация» подростковых трудностей через использование проективных форм «Один мальчик...», «Большинство подростков...»;

  2. Обращение к личному опыту обучающегося в процессе работы над темой;

  3. Тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока;

  4. Контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включенность изучаемого материала в «поле опыта» обучающегося.

Содержание тем коррекционно-развивающих занятий

Раздел 1. Диагностика актуального уровня развития ребенка - 2ч.

Занятие 1:Исследование слухового запоминания (10 слов), уровня внимания, уровня учебной мотивации обучающихся (по А. Д. Андреевой), изучение уровня самооценки "Лесенка" (по В. Г. Щур)

Занятие 2: Изучение развития логических операций Амтхауэра.

Раздел 2. Эмоции - 12ч.

Занятие 3:Что значит «я- подросток»? (1 час)

Выработка правил работы на уроке, обсуждение.

Занятие 4:Как узнать эмоцию? (1 час)

Упр. «Угадай эмоцию», определение основных способов распознавания эмоций (мимика, пантомимика, интонация).

Занятие 5:Я - наблюдатель (1 час)

Упр. «Угадай-ка», упр. «Дорисуй-ка», анализ мимических признаков эмоций и их распознавание.

Занятие 6:Мои эмоции (1 час)

Притча «Легкое лечение», упр. «Фантом», упр. «Цвет настроения», обращение к телесному опыту переживания эмоций.

Занятие 7:Эмоциональный словарь (1 час)

Упр. «Словарь чувств», работа со «словарем», обращение к особенностям собственного эмоционального мира.

Занятие 8:Чувства «полезные» и «вредные» (1 час)

Упр. «Польза и вред эмоций», осознание амбивалентности эмоций.

Занятие 9:Сказка «Страна Чувств» (1 час)

Чтение сказки «Страна чувств», рисунок по мотивам услышанной сказки, нормализация переживания социально неодобряемых эмоций.

Занятие 10:Нужно ли управлять своими эмоциями? (1 час)

Чтение сказки «Емелино настроение», ознакомление с приемом «Эмоциональный дневник», обучение использованию этого приема, способы управления своими чувствами.

Занятие 11:Что такое «запретные» чувства? (1 час)

Упр. «Эксперимент», упр. «Подвиг искренности», самоисследование своей эмоциональной жизни, снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме.

Занятие 12:Какие чувства мы скрываем? (1 час)

Упр. «Подвиг искренности», упр. «Айсберг», определение основных причин, по которым люди скрывают свои чувства.

Занятие 13:Маска (1 час)

Упр.«Копилка ситуаций», упр. «Маска», приобретение опыта проявления стереотипно скрываемого чувства в игровой форме.

Занятие 14:Я в «бумажном зеркале» (1 час)

Упр. «Бумажное зеркало», диагностика уровня агрессивности, тесть опросник «БассаДарки», методика VASA для диагностики тревожности, самоонализ собственной эмоционально личностной сферы в режиме развивающей психодиагностики (диагностический этап, рефлексивный этап).

Раздел 3. Страх, тревога - 5ч.

Занятие 15:Что такое страх? (1 час)

Чтение притчи «Куда ты идешь», упр. «Чего боятся люди», проективная проработка и разрядка страхов, тревоги.

Занятие 16:Страхи и страшилки (1 час)

Разминка «Клопы», упр. «Страшилка»,проективная проработка и разрядка страхов, тревоги.

Занятие 17:Страшная-страшная сказка (1 час)

Упр. «Превращение», проективная проработка и разрядка страхов, тревоги.

Занятие 18:Побеждаем все тревоги (1 час)

Игра «Гражданская оборона», упр. «как справится со страхами», упр. «Гримаса», проективная проработка /и разрядка страхов, тревоги, обращение к собственному страху, оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных сними негативных эмоций в игровой форме.

Занятие 19:Страх оценки (1 час)

Упр. «Крокодил», упр. «Клоун», обращение к собственному страху, оценки и самооценочным страхам, разрядка связанных сними негативных эмоций в игровой форме.

Раздел 4. Злость, гнев - 3ч.

Занятие 20:Злость и агрессия (1 час)

Упр. «Как я зол», обращение подростков к собственному опыту агрессии.

Занятие 21:Как справиться со злостью? (1 час)

Упр. «Кошки-собаки», разрядка агрессивных тенденций в поведении, в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии.

Занятие 22:Лист гнева (1 час)

Упр. «Лист гнева», обучение способами безопасной разрядки агрессии.

Раздел 5. Обида - 3ч.

Занятие 23:Обида (1 час)

Упр. «Геометрия обиды», осознание психологической природы обиды.

Занятие 24:Как простить обиду? (1 час)

Упр. «Письмо обидчику», осознание психологической природы обиды и возможностей ее разрядки.

Занятие 25:«Ах, чем я виноват?» (1 час)

Упр. «Сказка», понимание психологического содержания чувства вины и стыда, а так же их проективной разрядки.

Раздел 6. Эмпатия - 5ч.

Занятие 26:Что такое эмпатия? (1 час)

Стихотворение «Горе козла», упр. «Мигалки», экспресс диагностика уровня развития эмпатических тенденций, диагностика уровня эмпатии.

Занятие 27:Развиваем эмпатию (1 час)

Упр. «Лицом к лицу», упр. «Фотографии», развитие эмпатии обучающихся.

Занятие 28:Еще раз про эмпатию (1 час)

упр. «Кто сказал мяу», упр. «Кто дотронулся», развитие эмпатии обучающихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.

Занятие 29:Эмпатия в действии (1 час)

Упр. «Сыщик», развитие эмпатии обучающихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.

Занятие 30:Способы выражения чувств (1 час)

Упр. «Поиск способов безопасного выражения чувств», конструктивное выражение претензий, анализ возможного поведения и чувств в потенциально конфликтной ситуации.

Раздел 7. "Я высказывания" - 2ч.

Занятие 31:Тренировка «Я-высказываний» (1 час)

Упр. «Формулировка», упр. «Я - послания», закрепление навыков формулирования Я - высказваний.

Занятие 32:Комплименты (1 час)

Упр. «Комплимент», развитие навыков выражать и принимать комплименты.

Раздел 8. Диагностика актуального уровня развития ребенка - 3ч.

Занятие 33: Исследование слухового и зрительного запоминания (10 картинок, 10 слов), уровня внимания, уровня учебной мотивации обучающихся (по А. Д. Андреевой), изучение уровня самооценки "Лесенка" (по В. Г. Щур) (1ч)

Занятие 34: Изучение развития логических операций Амтхауэра. (1ч)

Занятие 35:Подведение итогов (1 час)

Упр. «Рисуем психологию», рефлексия собственных достижений.


Требования к уровню подготовки обучающегося

Обучающийся должен знать:

- Первичное представление о психологии;

- Особенности собственного эмоционального мира;

- Эмоциональные проявления в общении;

- Обучающийся должен уметь:

- Распознавать эмоциональные состояния других людей;

- Управлять собственными эмоциями, чувствами;

- Делать умозаключения, рассуждать на разные темы, логически мыслить.

Диагностические материалы для отслеживания основных результатов:

1. Исследование слухового и зрительного запоминания (10 картинок, 10 слов);

2. Диагностика внимания (таблицы Шульте);

3. Диагностика уровня учебной мотивации обучающихся (по А. Д. Андреевой);

4. Изучение уровня самооценки "Лесенка" (по В. Г. Щур);

5. Изучение развития логических операций Амтхауэра.


Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Дереклеева Н.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. - М. : ВАКО, 2006

  2. Микляева А.В. Я - подросток. Программа уроков психологии. - СПб.: Издательство «Речь», 2011

  3. Психология. Разработка занятий. 7 класс. Сост. Мухаметова Р.М. - Волгоград : ИТД «Корифей», 2006

  4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: практическое пособие: в 4т М.:2010

  5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе. - М.: Генезис, 2005









© 2010-2022