Программа психологического клуба для старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья Я выбираю успех

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПРОГРАММА

психологического клуба для старшеклассников с ограниченными возможностями здоровья«Я выбираю успех»


Пояснительная записка

Психологический клуб «Я выбираю успех» создан для обучающихся 10-11 класса.

Деятельность клуба предполагает сотрудничество старшеклассников с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни.

Программа клуба имеет ярко выраженную практическую и прикладную направленность. Это - личностно-ориентированный клуб, в котором общение происходит не по поводу какого-то постороннего предмета, а по поводу "меня самого".

Программа клуба построена в соответствии с логикой основных разделов психологической науки о человеке и отражает необходимые для данного возраста знания и понятия.

Задания, которые предлагаются в клубе, предназначены, в том числе, для выстраивания более эффективного взаимодействия с родителями и учителями. Одна из основных проблем подростка с ограниченными возможностями здоровья с психологической точки зрения - размытая идентичность. Это связано с тем, что такой ребенок вынужден большую часть времени проводить с родителями или лицами их замещающими, в результате часто происходит психологическое «слияние» с ними и ребёнок в силу своей физической зависимости приобретает еще и моральную зависимость. Поэтому одна из главных практических задач деятельности клуба - развитие собственной личности подростка, перенос локуса контроля извне вовнутрь.

Изучение материала клуба дает возможность подростку осознать многие аспекты своей обыденной жизни, в которую, несомненно, включается и учебная деятельность, и как следствие, взять на себя сознательное управление ими.

При регулярном посещении психологических занятий у обучающихся развиваются такие общеучебные умения и навыки, как анализ учебного материала, творческая деятельность, участие в дискуссиях, память и интеллект, и другие навыки, связанные с работой с текстовым материалом и выполнением практических заданий. Развиваются важнейшие профильные навыки: самонаблюдение и самопознание, наблюдение, анализ и понимание внутреннего мира и поведения других людей, коммуникативные навыки (способность вступать в контакт, выслушивать других и эффективно доносить до них своё мнение, способность противостоять давлению). Предполагается, что само содержание теоретического материала будет являться достаточно сильным стимулом для развития и удержания познавательного интереса обучающихся. Кроме того, каждая тема содержит в себе практические задания, темы для групповых дискуссий и психологические тесты, которые имеют непосредственное отношение к повседневной жизни подростков, общению с близкими людьми и самопознанию.

Основная цель деятельности клуба «Я выбираю успех» - развитие готовности ребенка к полноценному взаимодействию с миром природы, миром людей и миром культуры, повышение компетентностей обучающихся (личностных, социальных, коммуникативных).

Задачи:

  • развитие общих представлений обучающихся о психологии как науке;

  • оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;

  • развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.);

  • развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);

  • раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);

  • развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений), понимания чувств и переживаний других людей;

  • обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения обучающихся.

В основе построения программы психологического клуба лежат идеи гуманистической психологии и педагогики, согласно которым деятельность обучающихся должна отвечать их важнейшим потребностям и давать им инструменты для удовлетворения этих потребностей, создавая условия для гармоничного личностного развития. Центральной идеей клуба стал девиз древнегреческих мудрецов: "Познай самого себя". Познание себя ведет к власти над собой, к способности управлять своей жизнью. Ребенок сначала познает окружающий мир, а уже потом обретает самосознание, начинает задумываться, кто он, зачем он живет. Как раз на волне этого интереса подростка к самому себе, острой потребности самопознания, свойственной этому возрасту, ему предлагается ознакомиться с основными понятиями психологии, с поисками путей в изучении себя, с современными психологическими и психотерапевтическими школами, попробовать применить некоторые техники на практике. Каждый теоретический раздел сопровождается практическими заданиями, направленными на самопознание, развитие коммуникативных навыков. Теоретические положения сопровождаются яркими примерами из жизни.

Содержание программы

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся в групповой форме 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 40-45 минут. За учебный год планируется провести 26 занятий.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Форма проведения занятия

1

Развитие навыков конструктивного общения

5

Очная

2

Развитие эмоциональной сферы

5

Очная

3

Развитие самопознания

3

Очная

4

Развитие чувства уверенности в себе

4

Очная

5

Развитие эмоционально-волевой сферы

4

Очная

6

Развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру

5

Очная

Итого: 26 занятий


Тематический план занятий

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Цели и задачи

Наименование форм работы, упражнений

Форма проведения занятия

1

Знакомство

1

Формирование положительной установки на занятия

Правила работы в группе Рефлексия.

Очная

2

Доверие в общении

1

Развитие способности принимать друг друга

Упражнения «Хороший слушатель», «Зануда», «Доброта». Рефлексия.

Очная

3

Барьеры общения

1

Ознакомление участников с понятием «конфликт»

Упражнения «Ассоциации», «Копилка», техника «Я-высказывание». Рефлексия.

Очная

4

Стили поведения в конфликте

1

Развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях

Мини-лекция «Несколько секретов бесконфликтного общения», упражнение «Разожми кулак». Рефлексия.

Очная

5

Эффективные приемы общения

1

Развитие базовых коммуникативных умений

Мини-лекция «Что делает наше общение неэффективным», упражнение «Доброе слово». Рефлексия.

Очная

6

Нужна ли агрессия

1

Развитие навыков саморегуляции в критических ситуациях

Притча о змее, мини-лекция «Как преодолеть гневливость», техника «Стеклянная стена», упражнение «Корзина цветов». Рефлексия.

Очная

7

Уроки обиды

1

Развитие навыков уверенного поведения

Упражнение «Копилка обид», притча, мини-лекция «Как перестать обижаться». Рефлексия.

Очная

8

Оценить себя и других по достоинству

1

Развитие навыков саморегуляции

Притча «Сребролюбец и завистливый», мини-лекция «Что делать с завистью». Рефлексия

Очная

9

Как уберечь себя от обмана

1

Развитие навыков уверенного поведения и саморегуляции

Тест «Моя объективность», упражнение «Верно ли вас понял». Рефлексия

Очная


10

Как справиться с плохим настроением

1

Развитие навыков саморегуляции

Упражнения «Мое настроение», мини-лекция «Как справиться с плохим настроением», упражнение «Я как природное явление» . Рефлексия.

Очная

11

Типы темперамента

1

Диагностика темперамента участников

Тест Айзенка. Рефлексия.

Очная

12

Типы личности

1

Диагностика типов личности

Тест «Вазы», рефлексия

Очная

13

Гармонизация внешнего и внутреннего пространства личности

1

Развитие благоприятного отношения к себе и окружающему миру

Мини-лекция «Что такое гармония». Рефлексия.

Очная

14

Уверенное и неуверенное поведение

1

Развитие уверенности в себе

Упражнения «Зубы и мясо», «Город неуверенности», «Самый-самый», мини-лекция «Что можно сделать, чтобы чувствовать себя более уверенно». Рефлексия.

Очная

15

Мои права и права других людей

1

Ознакомление с принципами взаимодействия с другими людьми

Упражнение «Самое-самое». Рефлексия

Очная

16

Правила сильного человека

1

Развитие навыков саморегуляции

Правила сильного человека, рефлексия

Очная

17

Люди, значимые для меня

1

Развитие способности принимать друг друга

Упражнения «Приятные слова», «Идеал», тест «Настоящий друг», притча «Трое друзей». Рефлексия

Очная

18

Вредные привычки

1

Развитие благоприятного отношения к себе

Упражнения «Вредные привычки», «Декларация моей ценности», коллаж «Здоровый образ жизни». Рефлексия

Очная

19

Искусство добиваться своего

1

Развитие навыков уверенного поведения

Мини-лекция «Пять основных правил горячей плиты», рекомендации по налаживанию отношений. Рефлексия

Очная

20

Как сохранить себя и свои границы

1

Развитие навыков уверенного поведения

Техника «Психологическая амортизация», техника «Сквозняк», притча «Действительность». Рефлексия

Очная

21

Жизнь по собственному выбору

1

Развитие положительного отношения к себе и окружающему миру

Упражнение «Принимаю ответственность на себя», притча «Зеркало». Рефлексия

Очная

22

Эффективная философия жизни

1

Развитие навыков саморегуляции

Мини-лекция «Как же стать несчастным без посторонней помощи», рефлексия

Очная

23

Волшебство наших мыслей

1

Развитие благоприятного отношения к себе и окружающему миру

Упражнение «Я одобряю себя». Рефлексия

Очная

24

Быть счастливым-легко

1

Развитие навыков саморегуляции

Мини-лекция «как стать счастливым», обсуждение. Рефлексия

Очная

25

Семь шагов ко сну

1

Активизация процесса рефлексии

Мини-лекция «Что нужно для того, чтобы хорошо спалось». Рефлексия

Очная

26

Полюбить себя

1

Активизация процесса рефлексии

Упражнение «Пожелание», «Цветение роз», «В лучах солнца», «Развитие». Рефлексия

Очная

Итого: 26 занятий


Особенности организации и проведения развивающих занятий

В программе реализуются следующие идеи:

  • Диалогизация образовательного процесса (активное взаимодействие педагога-психолога и учащихся в процессе общения);

  • Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей учащихся);

  • Персонификация обучения (получаемые учащимися знания должны иметь личностный смысл);

  • Интеграция знаний и умений (компетентностный подход).

Учитывая возрастные особенности подросткового возраста, их стремление к индивидуализации и рефлексии, для проведения занятий целесообразно их проведение в группах, не более 4-7 человек. Это повышает эффективность занятия, т.к. дает больше возможности для осуществления индивидуального подхода и диалогизации образовательного процесса, доверительности общения, что снижает тревожность подростка и способствует его самораскрытию.

Основные формы проведения занятия: беседа; лекция с элементами беседы, включающая в себя небольшой по объему теоретический материал; психологические игры; тестирование; практикумы; тренинги.

Проводится анализ качества выполнения самостоятельных и творческих работ, творческих заданий. Оценивается соответствие теме, правильность, точность исполнения, объем выполненного задания, оригинальность. При выполнении группового задания оценку получает вся группа (при этом учитывается степень включенности каждого участника групповой работы в общее дело). Итоговый контроль знаний осуществляется в форме творческого задания.

Планируемые результаты психологической работы

Обучающиеся должны:

  • иметь общие представления о внутреннем мире человека;

  • иметь общие представления о самопознании и саморазвитии;

  • понимать значение терминов, используемых при изучении каждой темы;

  • знать способы саморегуляции, доступные возрасту;

  • уметь определять эмоциональное состояние человека по внешним проявлениям;

  • уметь свободно выражать свои чувства и переживания;

  • уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • осознавать уникальность своей личности и личности другого;

  • осознавать самоценность каждого человека и ценность общения.

Список литературы

1. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.

2. Андрус Н.Л., Андрус Л.А. Искусство общения. Челябинск, 1993.

3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.

5. Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика - Пресс, 1996.

6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.

7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.

8. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.

9. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.

© 2010-2022