«Особенная коммуникация»

/Базовые приобретения – доверие/Цель: Формирование устойчивого ресурсного состояния субьекта с ощущением комфорта и уверенности при общении с окружающими.Обозначение правил работы во время тренинга.Упражнение № 1. «Прогноз погоды»Каждый участник должен взять лист бумаги и карандаши и нарисовать рисунок, который будет соответствовать его/ее настроению. Каждый участник рисует состояние погоды, которое в наибольшей степени соответствует его внутреннему состоянию/настроению. После завершения все рис...
Раздел Школьному психологу
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг 4. «Особенная коммуникация»

/Базовые приобретения - доверие/

Цель: Формирование устойчивого ресурсного состояния субьекта с ощущением комфорта и уверенности при общении с окружающими.

Обозначение правил работы во время тренинга.

Упражнение № 1. «Прогноз погоды»

Каждый участник должен взять лист бумаги и карандаши и нарисовать рисунок, который будет соответствовать его/ее настроению. Каждый участник рисует состояние погоды, которое в наибольшей степени соответствует его внутреннему состоянию/настроению.

После завершения все рисунки вывешиваются на доску или стену.

Упражнение № 2. «Испуганный ежик».

Цель: приобретение механизмов социального взаимодействия, развитие коммуникативных способностей, чувства доверия к окружающему миру.

Один участник изображает испуганного ежика, свернувшегося в клубок. Задача другого - пытаться соответствующими жестами, словами установить контакт с «ежиком», успокоить его и заслужить доверие, чтобы он развернулся.

«Кто из вас видел настоящего ежика? Вы знаете, что делает ежик, когда его пугает неожиданно появившаяся лисица или собака? Один из вас будет сейчас ежиком, который сильно испугался собаки. Другие по очереди будут подходить и успокаивать ежика. Кто из вас хотел бы быть ежиком? Ежик, свернись калачиком.

Представь себе, что ты еще очень маленький ежик и тебя напугал громкий лай собаки. А когда собака еще и ткнулась в тебя носом, чтобы обнюхать, тебе стало совсем страшно. Поэтому ты свернулся в крепкий клубочек, чтобы защитить свой носик и живот. К тебе на помощь придет мальчик или девочка, но ты недоверчив, потому что ты еще не знаешь, кто такие люди и чего от них можно ожидать. Кто хочет успокоить ежика? Подойди к ежику, тихонько поговори с ним. Скажи ему, что, окажись ты на его месте, ты тоже испугался бы. Можешь его погладить. Если ты будешь осторожен, ежик тебя не уколет. Попытайся показать ежику, что ты к нему очень хорошо относишься, не только словами, но и жестами, мимикой, прикосновениями. Успокой его - и ты увидишь, что он расслабился и раскрылся».

Затем ежиком становятся другие участники группы.

«Что вы чувствовали, когда были ежиками? А когда были людьми? Как пытались установить контакт, вызвать доверие ежика? Что было трудным? Что помогло? В каких ситуациях вы ведете себя подобно ежику? Что вам помогает установить контакт в реальных ситуациях?»

Факторы: базовые приобретения (доверие), социальное взаимодействие

Возраст: 9-11

Источник: Малкина - Пых «Возрастные кризисы»

Упражнение № 3.«Особенная коммуникация»

Цель: Развитие умения слушать и понимать людей, устанавливать личные и деловые взаимоотношения.

Вводная часть. Для того чтобы развить у участников тренинга коммуникативные способности - способности индивида, которые проявляются в его общении с людьми, проводится данное упражнение. Коммуникативные способности включают в себя: умение слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения

Основная часть. Упражнение выполняется в парах. Участники должны координировать свои действия в необычной ситуации, когда один «слепой», что требует особенной коммуникации. Зрячий участник должен не только ясно и четко выражать свои мысли, но и принимать во внимание неуверенность и беззащитность партнера. «Слепой» должен ориентироваться в основном по слуху, и каждое слово его партнера имеет большое значение. Например: «Сделай шаг влево, здесь стул» и т. д. Но при этом он может заявлять о своих желаниях и потребностях, которым в обычной ситуации внимание обычно не уделяется Например: «Давай пойдем медленнее... Пожалуйста, встань слева от меня... Скажи, сколько мы еще должны пройти...» и т. д. Это упражнение лучше проводить не в помещении, а в парке. Каждой паре потребуются повязка на глаза и теннисный мяч.

Основание для выбора партнера - стремление лучше узнать его.

Один из партнеров надевает повязку на глаза и делает пару кругов, держа в руках теннисный мяч. Затем он как можно дальше бросает его в любом направлении. Задача зрячего - служить «слепому» проводником, чтобы тот мог найти мяч. Он не должен прикасаться к «слепому» - за исключением опасной ситуации. «Слепой» тоже может разговаривать и формулировать свои пожелания.

Тренер напоминает о том, что зрячие партнеры ни на секунду не должны упускать из виду своих подопечных. Они отвечают за безопасность «слепых». Взаимное доверие развивается только тогда, когда «слепой» уверен в постоянной поддержке партнера.

После того как «слепой» найдет мяч, партнеры меняются ролями. Можно провести упражнение несколько раз, в зависимости оттого, каким временем располагает группа.

Подведение итогов. Каждый участник должен ответить на вопрос: чему научило его это упражнение?

Факторы: базовые приобретения (доверие), доступ к внутренним ресурсам (коммуникативные навыки)

Возраст: 12-13

Источник: Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».


Упражнение № 4. «Тростинка на ветру»

Цель: формирование чувство глубокого доверия к окружающему миру.

Эта игра дает великолепный опыт взаимного доверия для всех возрастных групп. Обычно каждый подросток желает хотя бы один раз оказаться в центре волшебного круга.

«Встаньте в круг очень близко друг к другу. Это не обычный круг, а волшебный. Он волшебный потому, что те, кто стоит в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные ощущения. Кто из вас хотел бы первым встать посередине? Становись в центр, ноги поставь вместе, держись прямо. Все остальные - поднимите руки на уровне груди. Когда наш доброволец падает в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Возможно, он захочет упасть в другую сторону, и там его тоже надо поймать и вернуть в исходное положение. При этом очень важно, чтобы участник в центре стоял очень прямо, как будто он деревянный».

Дайте стоящему в центре в течение минуты попробовать свободно падать в разные стороны. В конце упражнения подросток должен поделиться своими переживаниями. Затем другие участники становятся в центр крута; желательно, чтобы все участники группы имели такую возможность.

« Как ты себя чувствовал в центре круга? Мог ли ты доверять кругу? Кого ты опасался? Что для тебя было самым трудным? Пробовал ли ты закрывать глаза? Что ты чувствовал, когда был частью круга? Было ли тебе трудно удерживать других? Хорошо ли вы все вместе справлялись с задачей?»

Модификация упражнения - «Поддержка» - выполняется в парах. Один участник падает спиной на руки партнера. По желанию падающего можно изменять расстояние между партнерами; во многом оно будет зависеть от степени доверия падающего участника поддерживающему.

Факторы: базовые приобретения (доверие)

Возраст: 12-13

Источник: Малкина - Пых «Возрастные кризисы»

Литература


  1. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник по групповой психокоррекции 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 443, [1] с. - (Справочник).

  2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога М.: Эксмо, 2004. - 896 с.

  3. Шапарь В.Б. «Тренинг ведущих видов деятельности личности».


© 2010-2022