Семинар для педагогов Психологическое здоровье

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар-тренинг: Психологическое здоровье учителя

Человек с высокой самоценностью внушает доверие и надежду.

Вирджиния Сатир

Время проведения: 1,5 часа.

Решением нашего педагогического совета, прошедшего в феврале, было продолжить работу по теме «Здоровье педагога».

Сегодня у нас состоится занятие в форме тренинга, посвященное психологическому здоровью учителя.

Цель занятия:

- развитие положительного отношение к себе, умения прислушиваться к себе;

- развитие "непосредственности" (способность спонтанно выражать свои чувства и умение проявлять себя в заранее не запланированных ситуациях);

- развитие самоуважения (способность челове­ка ценить свои положительные качества, весь комплекс личностных особенностей, составляющих его индивидуальность);

- развитие саморегулации;

-оптимизация межличностных взаимоотношений в коллективе.

Участники располагаются в кругу.

Ход проведения тренинга:

1. Разминка. «Знакомство» - учащимся предлагается назвать свои имена и на первую букву своего имени придумать прилагательное (например, Анна - активная).

2. Далее следует упражнение: участникам предлагается продол­жить высказывания «Для меня эта четверть была...», «Для моих учеников эта четверть была...». Анализируя результаты этого упражнения, веду­щий фиксирует внимание на общности трудностей педагогов и учащихся (усталость, нехватка време­ни, перегрузки...).

3. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

1. При выборе профессии учителя вами руководи­ли:

а) семейная преемственность

б) любовь к детям

в) возможность максимально реализовать себя

г) возможность сделать карьеру

д) возможность реализовать собственные взгляды на образование

е) желание быть учителем «с детства»

ж) случайность

з) другое

2. Проработав учителем …….. лет, я больше всего ценю в своей профессии:

а) возможность видеть результаты своего труда

б) профессиональное общение

в) необходимость и возможность приобретать новые знания

г) режим работы (сокращенный рабочий день, длинный отпуск)

д) другое

3. Наиболее трудным для меня в моей работе является:

а) то, что результат моего труда зависит не толь­ко от меня, но и от других обстоятельств

б) то, что приходится тратить на работу много своего личного времени

в) необходимость постоянно сдерживать свои эмоции, профессиональная «нервность» труда учителя

г) другое

4. Переходя к следующей части - этюду, ведущий предлагает участникам два мяча различ­ного цвета (например, красный и синий), которые передаются по кругу с разных сторон. Получивший красный мяч, продолжает фразу: «В последнее время на работе меня радовало...», вслед за ним получивший синий мяч продолжает высказывание: «В последнее время на работе меня огорчало...».

Ведущий фиксирует на доске (или на бумаге) высказывания участников, распределяя их по двум колонкам: положительные и отрицательные. Ведущий обращает внимание участников на «неизбеж­ность» негативных факторов в профессиональной деятельности учителя и необходимость сохранения физического и психологического здоровья педаго­га-профессионала. По завершении упражнения фор­мулируется тема занятия и записыва­ется на доску («Психологическое здоровье учителя»).

5. Хочется привести данные среднестатисти­ческого портрета учителя, составленного на основе «Мониторинга столичного образования» (в 1999 году), в соответствии с которым отличительной чертой московского учителя является высокая деловая направленность его личности. У 97% опрошенных этот показатель превысил среднее статистическое значение, что характеризует современного столичного педагога как самостоятельного, активного, целеустремлённого и готового принять на себя ответственность за решение любых задач, а не полагаться на чью-то помощь. При этом он не замкнут в себе, и, как правило, готов к взаимодействию с коллегами.

Вместе с тем, по общему мнению, учебная, воспитательная, физическая и психоэмоциональная нагрузки учителя многократно превышают предельно допустимые значения.

В число позитивных сторон своей профессии педагоги включили постоянное общение с мо­лодежью, активную работу с людьми, возможность учить детей и видеть хорошие результаты своего труда, твор­чество и др.

В число отрицательных - неадекватная оценка труда со стороны государства, хамство и недисциплини­рованность некоторых учащихся, чрезмерная учебная нагруз­ка, напряженные отношения с администрацией, «навязывание» «лишних» предметов.

Затем участникам предлагается для анализа таблица «Сравнительный анализ профессиональных качеств учителя» (по московским учителям)

Профессиональное качество

С позиции

администрации

С позиции учителя

Хорошее знание собственного предмета

79%

92%

Психолого-педагогическое мастерство

43%

49%

Инновационное мышление

27%

13%

Хорошее физическое и психическое здоровье

25%

30%

Лидерские качества

4%

2%

Как видно из приведённой таблицы, при достаточно высокой оценке собственных профессиональных мастерства и знаний большинство учителей не видит в себе лидерских качеств и не стремится к осуществлению лидерских функций.

Есть статистика опроса учеников об идеальном и реальном учителе. Особое внимание нужно обратить на такие личностные качества учите­лей, которые оцениваются детьми как наиболее значимые (идеальные качества): доброта, энергичность, требовательность, умение слушать, способность и желание вникнуть в проблему.

6. Далее ведущий предлагают участникам упраж­нение «Герб учителей», закрепляющее позитив­ный образ видения профессии.

Инструкция: Участни­ки объединяются в группы по 5 человек. Группа получает набор пиктограмм, из которых необходимо выбрать три символа, ассоци­ирующиеся с профессией учителя. Затем необходимо выбрать единый символ, нарисовать на листе бумаге и приду­мать к нему девиз (значение может также иметь выбираемая группой форма и цвет герба). Каждая группа представляет свой герб.

Анализируя гербы, ведущий обращает внимание на то, что большинство из них имеют форму щита. При этом он говорит о необходимости профессио­нальных защит человека, работающего в сфере взросло-детских коммуникаций. Веду­щий подчеркивает, что учитель должен владеть эле­ментами саморегуляции и аутотренинга.

7. Следующая часть занятия посвящена знакомству с прямыми и косвенными способами отреагирования в ситуации отклоняющегося поведения учаще­гося, которое рассматривается как условие сохра­нения психологического здоровья педагогов.

Среди отрицательных сторон своей профессии (помимо таких "традиционных", как низкая заработная плата и чрезмерная учебная нагрузка) учителя отмечают несколько возросшую в последнее время недисциплинированность, а иногда и прямую грубость со стороны учеников. Во всем этом учитель слышит завуалированное оскорбление в свой адрес.

Представьте такую картину: хулиган-восьмиклассник дал подзатыльник пятиклашке. Увидевшая это учительница сделала то же самое по отношению к хулигану, спросив его при этом: "Ну и как тебе?". "А чего? Нормально!" - ответил тот и спокойно ушел. В дальнейшем учительница призналась, что чувствовала неправильность своего поступка, но "а как же еще с ним поступать, если он слов не понимает!"

Подобная "неизбежность" негативных факторов в профессиональной деятельности учителя вызывает необходимость защиты психологического здоровья педагога-профессионала. Мы предлагаем варианты, которые могут быть достаточно полезны, так как они сравнительно универсальны. Речь пойдет о прямых и косвенных способах реагирования на отклоняющееся поведение учащегося. Примерами прямых способов могут являться суждения типа "ты прав", "ты не прав", оценочные суждения "плохо", "хорошо" и т.д. Примерами косвенных способов - встречный вопрос, "психологическое поглаживание", активное слушание, переключение на значимую деятельность.

Весьма эффективен встречный вопрос, задаваемый как бы "невпопад", когда на грубость отвечают не грубостью, а вниманием: "Что это сегодня с твоим костюмом?.. Как ты себя чувствуешь? Ты внезапно так побледнел..."

Частичное соглашение, спокойный голос, этическая выдержанность при возникшем конфликте поднимут вас в ваших глазах и в глазах учеников. («Для взрослого человека мне видятся такие-то шаги...», «Я могу тебя понять, такое может быть с каждым, но...»).

Для многих педагогов проблемой становится высокий уровень эмпатии, способный привести к эмоциональному взрыву и быстрому "сгоранию". Чтобы избежать этого, важно уметь «сохранять состояние»: сохранять эмоционально-волевые настрои (уважение к себе), уметь посмотреть на себя со стороны, не только слушать, но и слышать.

В качестве способов защиты могут также быть использованы такие приемы, как формирование эмоционально значимого образа, слушание и остановка "волны раздражения", использование приема "зато я...".

Формирование эмоционально значимого образа предполагает мысленное погружение в "Уголок спокойствия". Для аудиалов это может быть воспоминание и "внутреннее" слушание любимой мелодии, для визуалов - представление о приятном пейзаже, для кинестетиков - ощущение движения во время прогулки и т.д.

Борьба с "волной раздражения" предполагает умение "услышать" степень изменения личностной тревожности, понимание её причины и применения способов остановки (например, внутренний приказ).

Педагогам, как правило, нравится прием "зато я...", при котором в ответ на высказанную претензию учитель выстраивает логическую цепочку. Например: "Да, я не проверил ваши работы, как обещал, зато я покажу вам сегодня интересный опыт..." и т.д.

Учителю часто приходится быть свидетелем, а иногда и участником школьных конфликтов. Каждый усвоил опыт реагирования в подобных ситуациях. Однако, если после завершения конфликта вы испытываете чувство недовольства собой, обиду, возможно, ваша защита недостаточно эффективна и стоит освоить новые способы.

8. Упражнение «Четыре стихии» (чтобы немного размяться).

Играющие стоят в кругу. Ведущий договаривается с ними: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперёд, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибется, считается проигравшим.

9. В практической части участники отра­батывают приобретенные навыки профессиональ­ной защиты. Для этого они вновь делятся на подгруппы и получают карточки с описанием типовой проблемной ситуации школьной жизни. На обратной стороне карточки - возможные варианты решения описанной проблемы. Можно выбрать один из них или предложить свое решение.

Примеры заданий и вариантов решения:

1. Учащийся ведет себя демонстративно грубо...

Варианты решения: спокойный голос и при этом достаточно твердый тон, этическая выдержан­ность, частичное соглашение («Мне кажется, в этой ситуации обычно...», «Для взрослого человека мне видятся такие-то шаги...»).

2. Ребенок со злостью отрывает листья от комнат­ного растения...

Варианты решения: снизить эмоциональный на­кал, привести к психическому равновесию («Я могу тебя понять, но ведь не ты сажал этот цветок...», «Каждый человек сам отвечает за свои поступки...»).

3. Учащийся плюет на пол...

Варианты решения: снять ореол «героя-нару­шителя» («У тебя, наверное, повышенное слю­нотечение, не показаться ли тебе врачу...»).

Можно разрушить ореол "героя-нарушителя", плюющего на пол, согласившись с его поступком ("Что ж, если ты хочешь учиться в заплеванной школе..."), а можно предоставить ему возможность словами подтвердить свой поступок ("Я правильно понял, что дома ты тоже так себя ведешь?.."). Как правило, далеко не все готовы подтвердить то, что произошло спонтанно.

4. Учащийся лжет с целью оправдания своего плохого поступка...

Варианты решения: инициировать самосозна­ние через встречные вопросы («Как ты сам думаешь, можно ли поверить тебе...»).

Занятие завершается рефлексией, когда веду­щий, подводя итоги, задает вопрос: «Почему раз­ные учителя выбирают разные стили поведения в классе?» Анализируя ответы участников, он гово­рит, что многое зависит от того, каким человеком является учитель: чего он боится, во что верит и насколько он искренен перед самим собой. Есть очень емкое понятие, с помощью которого можно говорить обо всем этом. Это понятие самоценности, каковая есть у каждого из вас. Самоценность - это то, насколько вы считаете себя достойным уважения, внимания и любви окружающих, вне зависимости от тех результатов и успехов, кото­рые в данный момент демонстрируете.

Далее можно зачитать цитату о самоценности Вирджинии Сатир [1992]: «Человек, чья самоцен­ность высока, создает вокруг себя атмосферу чело­вечности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить помощи у других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения и совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою соб­ственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самоценностью внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор».

В заключение участникам предлагается упраж­нение «Подарок», направленное на оптимизацию межличностных отношений в коллективе педаго­гов, формирование команды единомышленников.

Инструкция: каждый участник жестами изоб­ражает предмет, который он хотел бы подарить своему соседу слева, а сосед должен угадать, что это такое (подобие игры «Пойми меня») или упражнение «Комплименты» (педагоги говорят друг другу комплименты по кругу).

Пример задания и варианта решения

1. Учащийся ведет себя демонстративно грубо...

Варианты решения: спокойный голос и при этом достаточно твердый тон, этическая выдержан­ность, частичное соглашение («Мне кажется, в этой ситуации обычно...», «Для взрослого человека мне видятся такие-то шаги...»).

Пример задания и варианта решения

2. Ребенок со злостью отрывает листья от комнат­ного растения...

Варианты решения: снизить эмоциональный на­кал, привести к психическому равновесию («Я могу тебя понять, но ведь не ты сажал этот цветок...», «Каждый человек сам отвечает за свои поступки...»).

Пример задания и варианта решения

3. Учащийся плюет на пол...

Варианты решения: снять ореол «героя-нару­шителя» («У тебя, наверное, повышенное слю­нотечение, не показаться ли тебе врачу...»; "Что ж, если ты хочешь учиться в заплеванной школе...").

Пример задания и варианта решения

4. Учащийся лжет с целью оправдания своего плохого поступка...

Варианты решения: инициировать самосозна­ние через встречные вопросы («Как ты сам думаешь, можно ли поверить тебе...»).


© 2010-2022