Снижение уровня тревожности у детей с задержкой психического развития с помощью приемов арт-терапии

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Снижение уровня тревожности у детей с задержкой психического

развития с помощью приемов арт-терапии.

Т.Т. Андреева

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа№32,

г.Комсомольск-на-Амуре

Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания и выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или в семье.

Важно отметить, что в условиях общеобразовательной школы ребенок с задержкой психического развития впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде всего в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой стороны - к попыткам личностной компенсации в какой-либо другой сфере. Такие попытки иногда выражаются в различных нарушениях поведения.

Под влиянием неудач у ребенка с ЗПР быстро развивается отрицательное отношение к учебной деятельности. Этого можно и нужно избежать. Надо осуществлять к каждому такому ребенку индивидуальный подход. Педагогу необходимо всячески поддерживать имеющиеся у ребенка на первых порах положительное отношение к школе. Не следует подчеркивать отсутствие успехов в учебной деятельности и критиковать за не вполне адекватное поведение.

Сегодня одной из инновационных форм практической работы с детьми с ЗПР является арт-терапия. Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние пациента [3].

При регулярном применении творческих методик в индивидуальной или групповой работе с детьми специалисты выявляют положительную динамику в развитии детей. В системе коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития можно выделить основные направления использования арт-терапии:

  • психофизиологическое, связанное с коррекцией психосоматических нарушений;

  • психотерапевтическое, связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу;

  • психологическое, выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции;

  • социально-педагогическое, связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.

Активное использование специалистом в работе с детьми с ЗПР арт-терапавтических методик ведет к коррекции познавательной деятельности ребенка, развитию его общения со сверстниками, благоприятному формированию личности. А также творческая работа пробуждает интерес ребенка к искусству, развивает креативное мышление и способствует снятию эмоционального напряжения.

Тревожность у детей с задержкой психического развития является актуальной проблемой на сегодняшний день. Дети испытывают беспокойство при оценке учителем своих знаний или выходе к доске. Для снижения тревожности у таких детей можно использовать приемы арт-терапии. [1].

В переводе с английского языка «арт-терапия» - лечение изобразительным искусством. Искусство можно рассматривать как одно из средств самовыражения личности. Искусство развивает и воспитывает человека, позволяет ему разобраться в жизни и лучше понять самого себя. Оно способствует фиксации и передаче чувств и мыслей коммуникатора. Как средство опосредованного общения, искусство помогает нашему «Я» высвободиться и вступить в многосторонние и сложные взаимоотношения с другими людьми. [4].

Известно также, что искусство в свернутом виде транслирует как ценности конкретного общества, так и всемирные ценности, в то же время, язык искусства по-своему доступен и понятен каждому человеку, в особенности, если иметь в виду глубину его эмоционального проникновения. Именно поэтому методы воздействия на личность с помощью искусства очень эффективны. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Из всех направлений арт-терапии в своей работе я использую не только приемы изобразительного искусства, но и создание учащимися коллажей. Данная техника успешно применима в общеобразовательной школе.

Особенно эффективен этот метод в работе с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). [1].

Коллаж как метод работы в общеобразовательной школе эффективно применим с такими ребятами, так как именно у них зачастую силен стереотип «Я не умею рисовать». А вырезать картинки из журналов и наклеить их на бумагу может каждый.

Как показывает практика работы и данные психологического обследования, ребята с ОВЗ зачастую имеют высокий уровень общей школьной тревожности, страхи, связанные с ситуацией проверки знаний, с несоответствием ожиданиям окружающих, в том числе и педагогов, страх самовыражения. Ребят с высоким уровнем самооценки среди обучающихся с ОВЗ вовсе нет, а с низким уровнем - наибольший процент.

Нами было проведено исследование в классе с помощью проективной методики «Кактус» и проективной методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан). В ходе, которого, определилась группа детей с высоким уровнем школьной тревожности. Детям и их родителям был предложен метод коррекционной работы по снижению уровня школьной тревожности с помощью приемов арт-терапии.

Арт-терапия это естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х годов. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и в бизнесе. [2].

Занятия арт-терапией для детей с ОВЗ способствуют:

1) развитию креативности личности;

2) формированию образного мышлении;

3) развитие мелкой моторики;

4) стимулирует творчество и осознание чувств;

5) помогает членам группы лучше взаимодействовать друг с другом;

6) формированию представлений о себе;

7) осознанию и выражению своих чувств. [3].

В ходе коррекционных занятий с детьми ОВЗ использовались такие приемы арт-терапии как:

  • Изотерапия - воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декаративно-прикладным искусством и т.д.;

  • Музыкотерапия - воздействие через восприятие музыкой;

  • Сказкотерапия - воздействие по средствам сказки, притчи;

  • Игровая терапия - воздействие с использованием игры.

Занятия по изобразительной деятельности занимают особое место в коррекционной работе с детьми ЗПР. Изодеятельность интересна для ребенка. Он радуется результату своей работы, что создает ситуацию успеха, так необходимую для детей, имеющих отклонения в развитии.

После прохождения программы коррекционных занятий с использованием приемов арт-терапии дети были повторно обследованы. У 7 из 10 учащихся уровень школьной тревожности снизился до нормы. Двое учеников продолжили индивидуальные коррекционные занятия с психологом, уже по другой программе. Уровень сформированности коммуникативных умений повысился у всех учащихся группы.

Таким образом, коррекционная работа с детьми с ОВЗ с помощью приемов арт-терапии значительно снизила уровень школьной тревожности. Помогла детям раскрыть свои возможности и узнать получше друг друга.


Библиографический список

  1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: НЦ ЭНАС, 2001г. - 136 с.

  2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: рук. для дет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб. : Речь, 2006. - 158 с.

  3. Лебедева Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация // Педагогика. - 2001. - № 10. - С. 21-25.

  4. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР : Учебное пособие. - СПб. : Речь, 2007. - 139 с.

© 2010-2022