ИКТ в работе педагога-психолога

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИКТ в работе педагога-психолога.


XXI век называют веком информации. Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Школа- это фундамент образования, от того, каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы в работе школьного психолога, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю ИКТ, позволяющие сделать работу педагога-психолога более продуктивной. Однако эффективность их использования зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе образования. Необходимость использования компьютерных технологий в обучении очевидна и неоспорима.

В чем же преимущество использования ИКТ? Первое и немаловажное - это огромный интерес подростков ко всему, что связано с компьютерами, второе - широкие мультимедийные возможности, третье - возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, четвертое - интерактивность компьютерных программ, пятое - экономия временных ресурсов. Компьютер можно использовать практически во всех направлениях работы школьного психолога: диагностической, коррекционно-развивающей, просветительской и консультативной.

И сегодня я хочу поделиться опытом использования компьютерных технология в моей психолого-педагогической деятельности.

I. Программа MS POWER POINT дает возможность быстро подготовить презентацию к любому занятию. Презентация - такое программное средство, которое позволяет разрабатывать собственные оригинальные материалы.

В своей работе я использую готовые презентации, создающие прекрасные возможности для формирования и выстраивания как отдельных занятий, так и целого курса, а также разрабатываю собственный программный продукт.(Приложение №1)

Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями, рисунками, схемами или анимацией, являются визуально привлекательными, они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, удерживают произвольное внимание детей во время занятий, значительно повышают познавательную мотивацию. Ведь недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Конечно, на первых порах работа по созданию уроков с компьютерной поддержкой достаточно трудоёмка. Но не стоит забывать, что со временем образуется коллекция электронных материалов, которую можно применять в своей практике не раз, только изменяя некоторые детали, и времени на подготовку будет уходить гораздо меньше. С её помощью имеется возможность компоновать материал по своему усмотрению, а при подготовке к занятию заниматься творчеством. По некоторым направлениям у меня созданы целые комплексы презентаций.

Безусловно, увлечение компьютерными технологиями не должно быть чрезмерным. Нормы «экранного» времени для детей необходимо соблюдать: для учащихся начальной школы - не более 10- 15 минут занятия; для учащихся старшей школы не более 30 минут. Чтобы получить положительный результат в работе, следует комбинировать не только виды работ, но и способы подачи материала.

Хотелось бы уточнить, что созданные электронные материалы предназначены для чтения и размышления, т.е. для устной работы. Списывать задания со светящегося экрана неудобно. Для письменных же работ я использую разнообразные раздаточные материалы. Кроме того, слайдовые программы используются для закрепления навыка, например, для обобщающего занятия по определённой теме. Поэтому я обычно использую компьютерные разработки для учащихся в среднем один раз в 7 - 10 дней.

II. Использую приложение программы Microsoft Office Microsoft Publisher для создания буклетов, визитных карточек, грамот, объявлений, приглашений на родительские собрания. (Приложение №2)

III. Сетевое взаимодействие сегодня пользуется популярностью в основном среди молодежи. Люди общаются на различные темы, обмениваются фотографиями, музыкой, информацией, опытом каждый день, не выходя из дома или не покидая своего рабочего места.

В нашем же случае этот тип общения включает в себя непосредственное взаимодействие психолога с учителями, учениками, с родителями, коллегами из других образовательных учреждений - через сеть Интернет, с помощью электронной почты, а также благодаря локальной сети школы. Воспользовавшись этими системами, мы можем пересылать необходимую информацию, осуществлять просветительскую работу, как говорится, «не сходя с места». Конечно, сетевое взаимодействие никогда не заменит личного общения с коллегами по работе, но нынешняя действительность такова, что с помощью дистанционных средств зачастую можно намного быстрее добиться ответа, решить проблему, донести информацию до представителей целевых групп.

Кроме того, для меня это возможность побывать на Всероссийском форуме педагогов-психологов, поделиться своими наработками, изучить опыт коллег и, конечно, установить связи для дальнейшего сотрудничества и обмена идеями.

IV. Работая в школе, я часто ощущала дефицит в психологической информации, несмотря на возможность профессионального общения с коллегами на встречах педагогов-психологов района (не реже 1 раза в месяц) и возможность пользоваться психологической литературой разных библиотек города. В настоящее время у меня есть возможность обратиться к поиску необходимой информации в Интернете.

Позитивные стороны работы в Интернете я вижу, прежде всего, в возможности познакомиться с новыми педагогическими технологиями, материалами, разработками, размещенными на сайте «Сеть творческих учителей», где открыт доступ к достоверной научной информации, к профессиональной литературе нового поколения, а также классическим работам основоположников отечественной науки и практики.

V. Для полноценной работы с библиотечными фондами я использую уникальный образовательный ресурс «Электронная библиотека», который предлагает в свободном доступе электронные учебники, справочные и учебные пособия, а также другие материалы. Ресурсы этого направления позволили мне систематизировать все имеющиеся материалы в электронном виде. «Электронная библиотека» может использоваться в профессиональной подготовке, для индивидуального развития, для организации публичных лекций. Все издания, собранные в Интернет-библиотеке, в том числе электронные учебники и учебные пособия, полностью соответствуют печатным оригиналам. «Электронная библиотека» снабжена разветвленной поисковой системой, которая позволяет мгновенно осуществлять поиск как по названиям и авторам учебных пособий и электронных учебников, так и по всему корпусу текстов, собранных в Интернет-библиотеке.

VI. Большую часть времени школьного психолога отнимает проведение исследований. Даже не столько их проведение, сколько анализ и обработка результатов, так как зачастую необходимо провести исследование не одного конкретного ребенка, а целой группы учащихся, а опросник может включать более ста вопросов. В этом случае использую систему интерпретации тестирования и отчетов с помощью комплекса Effecton Studio.

Комплекс Effecton Studio позволяет:

  • быстро получить диагностический результат, что крайне важно при консультировании;

  • повысить их точность благодаря отсутствию ошибок при ручной обработке;

  • стандартизировать обследования;

  • создать банк психологических данных;

  • работать со всеми участниками образовательного и воспитательного процессов - учащимися младшего, подросткового, юношеского возраста, педагогами.

В целом это приводит к увеличению объема и повышению качества обследования.

VII. Существует еще одна возможность в работе педагога-психолога- это использование ресурсов MS Excel. Разрабатываемые в Microsoft Excel приложения позволяют значительно сократить время на обработку и анализ результатов. Например, за один час можно сделать полную автоматическую обработку данных по тесту Филлипса по целому классу (25 человек) с расчетом всех индивидуальных и групповых показателей, что при ручной обработке займет минимум четыре часа. Для этого в MS Excel создается шаблон, куда вносятся соответствующие формулы для расчета нужных величин. Можно также задать необходимые диаграммы, а затем внести в этот шаблон данные из бланков ответов. На экране появляется готовый результат в виде таблицы и диаграммы.

Обратимся к личностному опроснику Айзенка, хорошо знакомому школьным психологам. Данная методика позволяет в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии выделить32 поведенческих типа и получить вербальное описание особенностей каждого из них с рекомендациями по педагогической коррекции. Используя Excel, можно облегчить процесс обработки данных диагностики и написания итоговых протоколов.(Приложение №3)

Для получения протоколов достаточно из бумажных бланков, заполненных при тестировании, перенести на лист с названием "Сырые" фамилии и имена испытуемых, номер класса и их ответы. Ответы "Да" надо обозначать "1", а ответы "Нет" - "0". После того как лист "Сырые" будет заполнен, переходим на лист "Протокол". Здесь вписываем дату обследования и свою фамилию внизу протокола. После этого, поставив после записи "протокол №" номер ученика на листе "Сырые", получаем почти полностью заполненный протокол с рекомендациями для педагогической коррекции. Его можно распечатывать и ставить свою подпись. Таковы базовые возможности программы Microsoft Excel в создании автоматических систем обработки данных психологических исследований.

VIII. «Рабочий журнал психолога образовательного учреждения» является основным рабочим документом, позволяющим структурировать деятельность психолога в образовательном учреждении. В процессе работы мы с коллегой разработали собственную электронную версию журнала с использованием программы Excel, который состоит из следующих разделов: журнал учета различных видов работ, диагностическая работа, групповые и индивидуальные консультации, групповая и индивидуальная коррекционная развивающая работа, статистический отчет, список используемых методик и программ. Психолог может заносить данные о проделанной работе, которые автоматически распределяются по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать. (Приложение №4)

Данный вариант зарекомендовал себя с положительной стороны. Его применение позволило повысить эффективность ведения документации и отчетности. С этой целью электронная версия журнала была представлена на районном заседании МО педагогов-психологов, на котором было рекомендовано использовать электронную версию в дальнейшей работе.

В своей работе мне не хочется останавливаться на достигнутом, хочется совершенствоваться, узнавать новое. Используя в своей работе описанное выше программное обеспечение, я как педагог-психолог рационализировала свой труд. Автоматизированная обработка диагностик, позволила мне уделять освобожденное от рутинной работы время непосредственно детям для проведения с ними практических занятий.








8


© 2010-2022