Текст выступления Стрессоры в профессиональной деятельности педагога на семинаре по профилактике эмоционального выгорания

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стрессоры в профессиональной деятельности педагога

Производственные стрессоры

Работа и стресс - вещи несовместимые и неразделимые одновременно. Термин «стресс на работе» можно определить как вредную физическую и эмоциональную ответную реакцию, возникающую в том случае, если требования, предъявляемые на работе, не совпадают с возможностями, способностями и потребностями работников. Такие стрессы наносят значительный вред здоровью.

К производственным стрессорам относятся:

Перегрузки. Есть люди, которые лучше всего работают в состоянии постоянного напряжения. Однако для большинства людей ситуация жесткого временного прессинга является стрессовой. Такая ситуация может быть связана с плохой организацией труда (когда организационные процедуры отнимают львиную долю рабочего времени), недостатком персонала, а также самим характером деятельности, в которой периодически случаются «авралы». Причинами перегрузок могут быть также нереалистично высокие личные притязания или требования начальства. Исследование показало, что именно вышеназванные притязания являются основной причиной стресса педагогов. Они всегда ждут от себя слишком многого, заставляют себя трудиться в ущерб отдыху и здоровью, но в результате остаются недовольными достигнутыми результатами. Еще одной особенностью представителей педагогической профессии является то, что педагоги не только сами пребывают в состоянии стресса, но и считают своим долгом поддерживать это состояние у своих воспитанников.

Однообразие. Когда ситуация слишком стабильна, это тоже может вызвать стресс. Человек время от времени нуждается в новых впечатлениях, чтобы сохранить собранность и творческий потенциал. Сами по себе события рабочего дня не являются неприятными и стрессовыми, однако иногда их предсказуемость (в 8.30 завтрак, в 9.00 занятие, в 11.30 прогулка...) достигает такой степени, что вызывает ощущение вязкого кошмара, который никогда не кончится. Чтобы избавиться от подобной проблемы, можно обсудить чувство скуки или отсутствие интереса со своим руководителем. Только необходимо учесть, что при этом не следует становиться в положение жалующегося. Нужно объяснить, что вы сторонник работы, требующей отдачи сил, и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

Беспомощность. Ситуация, когда человек осознает свою неспособность повлиять на происходящие события и вынужден смиряться с чужими решениями, как с неизбежностью, вызывает сильный стресс. Причиной того, что человек ощущает свою беспомощность, может быть авторитарное руководство или же плохая коммуникация между сотрудниками, создающая дефицит информации. Профессия педагога относится к категории профессий, в которых человек довольно часто испытывает чувство беспомощности по совершенно объективным причинам (педагог не может изменить поведение проблемного ребенка). В таких ситуациях у работника может возникнуть совершенно иррациональное чувство обиды на воспитанника или ощущение личного поражения и сомнения в своей профессиональной пригодности.

Сверхурочные и неудобные часы работы влекут за собой неудобства, вызывающие стресс. У человека не остается времени, которым он мог бы распоряжаться по своему усмотрению, так как его в любой момент могут вызвать для сверхурочной работы. Такой график мешает развитию личных связей и хобби, которые могли бы облегчить последствия стресса.

Если рассматривать связь стресса на работе и синдрома «эмоционального выгорания», исследователями отмечается, что среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояния «эмоционального выгорания» на первом месте стоит начало работы после отпуска, курсов, т.е после того, как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельности. Другой причиной являются ситуации неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями. Если в первом случае ситуация состояния «эмоционального выгорания» возникает сразу, то во втором - негативная реакция имеет свойство сначала накапливаться и только потом переходить в состояние «эмоционального выгорания». Помимо этого выделяют следующие ситуации «эмоционального выгорания»: проведение открытых занятий, мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения.

Что касается причин возникновения состояний «эмоционального выгорания» в педагогической деятельности, то в исследовании педагоги выделяют следующие:

высокую эмоциональную включенность в деятельность - эмоциональную перегрузку;

отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;

неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

организационные моменты педагогической деятельности;

ответственность перед администрацией, родителями за результат своего труда;

отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.

Следует отметить, что «эмоциональное выгорание» отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следует тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.

Для профилактики стрессовых ситуаций на работе молено использовать следующие способы:

  1. Действия самих сотрудников: создавать приятные отношения со всеми коллегами, устанавливать реалистические сроки для исполнения важных проектов, ежедневно находить время, чтобы расслабиться, иногда ходить пешком, не откладывать работу с неприятными проблемами, «не откусывать больше, чем можешь съесть» и т.д.

  2. Мероприятия работодателя для сотрудников: выявление факторов риска и отклонений здоровья, внедрение программы физических упражнений, проведение социальных и культурных мероприятий и др.

  3. Меры по совершенствованию управления организацией: создание сотрудникам, испытывающим стресс, определенной обстановки на рабочем месте, исследование причин возникновения стресса, изменение служебных обязанностей сотрудника, проведение обучения, установление гибкого графика, улучшение условий труда.

Справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими помогут советы эксперта, которые приводит Д. Гринберг. Так, он предлагает сделать следующее:

  1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.

  2. Перечислить то, чем вам нравиться заниматься, в убывающей последовательности. Когда вы этим занимались в последний раз.

  3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками - это ваша «группа поддержки».

  4. Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками.

  5. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации, ведения переговоров, ассертивности и др.

Дополнительный материал

Педагогические настрои

Любому педагогу важно регулировать свое психоэмоциональное состояние. Древние не зря говорили, что самым сильным человеком надо признать того, кто умеет управлять самим собой. Целенаправленная саморегуляция есть тот самый ключ, который поможет каждому педагогу открыть в себе самом резервы этой силы. В овладении своим эмоциональным миром большую помощь могут оказать аутогенная тренировка, медитация.

Приведенные ниже настрои и формулы окажут вам существенную помощь в овладении своим эмоциональным состоянием в различных ситуациях.

Настрой на работу. Я знаю, что мои мысли непосредственно влияют на ситуацию с работой, поэтому я сознательно выбираю свои мысли. Мои мысли создают положительный настрой и поддерживают меня. Я предпочитаю думать о процветании, поэтому я процветаю. Я предпочитаю гармоничные мысли, поэтому я работаю в гармоничной атмосфере. Мне нравится вставать по утрам с мыслью о том, что сегодня мне предстоит важная работа. Моя работа захватывает меня и приносит мне мысли глубокого удовлетворения. Я горжусь тем, что делаю эту работу. У меня всегда есть работа, и я всегда занят делом. Жизнь хороша. И это именно так!

Настрой на дорогу, на работу. Здравствуй, дорога, ведущая меня к моим делам. Неспешно и с удовольствием пройду я каждый твой метр, наслаждаясь движением и возможностью дышать полной грудью. Я приветствую это небо, приветствую это солнце, я приветствую эти деревья, я приветствую эту природу, которая окружает меня. Я мысленно приветствую всех людей, которых встречаю на своем пути. Толчея в транспорте не раздражает меня. Я защищена прочной оболочкой спокойствия и доброжелательности. Я приду на работу свежей и бодрой.

Настрой на работу. Я подхожу к своей работе и чувствую, как я внутренне преображаюсь. Я отодвигаю от себя все свои личные проблемы и заботы, я мысленно настраиваюсь на хорошее расположение к каждому ребенку, которого сейчас встречу. Мое лицо излучает свет, тепло и благожелательность. Мне приятно увидеть моих коллег по работе, которых, как и меня объединяет любовь к детям и истине. Я понимаю, чтр системе образования сейчас живется трудно. Оно отражает и несет в себе все беды и проблемы нашего общества. Господи, дай мне и моим коллегам мужество вынести все трудности нашего существования. Мы будем стойкими, как сто оловянных солдатиков!

Настрой на урок. Сейчас я должна быстро настроиться на предстоящий урок. Мысленным взором я охватываю весь класс и всех детей, находящихся в нем. Я хорошо чувствую атмосферу группы и настроение моих детей. Я могу видеть их всех вместе и каждого по отдельности и знаю, что надо сказать каждому. Я четко представляю себе план урока и что я должна на нем сегодня сделать. Все это я свободно держу в своей голове. Я готова к непредвиденным ситуациям, и у меня есть на них некоторый резерв времени. Во время урока я буду обязательно выкраивать несколько секунд времени для передышки и расслабления от делового напряжения. Я внутренне собрана и освещена улыбкой.

Настрой на проверку. Сегодня ко мне придут проверяющие. Для меня это не очень приятно, как неприятно бывает всегда, когда тебя контролируют. Я знаю свой материал хорошо, план мероприятия держу в голове. Мне нечего волноваться. Я собрана и спокойна. Если же я почувствую, что от присутствия проверяющих я начинаю терять самообладание, я тут же надвину на них стеклянный матовый колпак, с тем чтобы не видеть и не замечать их. Еще я могу в своем воображении превратить их в маленьких букашек, которые ничего не могут сделать мне - сильной и уверенной в себе. Так что вперед, к победе.

Настрой на разговор с родителями. Мне приходится воспитывать не только детей, но и их родителей. Я буду терпелива, ровна и невозмутима, убеждая родителей своих воспитанников в том, как им надо общаться с детьми. Я понимаю, что у большинства из них нелегкая жизнь. Многие из них сами как дети. Господи, дай мне силы оставаться разумным среди скопища неразумных.

Настрой на серьезный разговор. Сейчас мне предстоит трудный и важный разговор. От его исхода зависит успех моего дела, которому я служу. Я сосредотачиваюсь, собираюсь с мыслями, активизирую все свои внутренние возможности и весь свой профессиональный опыт. Я готова к неожиданным вопросам и знаю, как надо на них ответить. Как хороший боксер, я могу держать удар. Все свои сильные аргументы я отчетливо вижу и держу в голове. Я готова пустить их в ход и знаю, как и когда это нужно сделать. Я верю в свои силы и возможности. Я знаю, я верю, я преодолеваю. Формулы для перенастройки, создания психической готовности к деятельности, стимулирования работоспособности

Я уверена в своих силах и возможностях

Я полностью готова отдать себя работе

Я всегда довожу до конца начатое дело

Мое внимание всегда сосредоточено на ...

Меня охватывает приятное желание действовать

Я чувствую прилив сил и испытываю радостный подъем

Я полна энергии для осуществления всех своих планов

Я способна достичь любой поставленной цели

Формулы, направленные па формирование профессионально важных качеств

(содержание формул зависит от вида профессиональной деятельности и от того, чего не хватает человеку для ее успешного осуществления) Мои способности в ... с каждым днем возрастают. Я люблю работу. Я открыта для творчества. Я всегда и все делаю эффективно.

© 2010-2022