Характеристика возрастных особенностей развития психики школьников и способы работы учителя на уроке

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Характеристика возрастных особенностей развития психики школьников

и способы работы учителя на уроке

(В.Н.Ирхин, И.В.Ирхина)

Младшие ШКОЛЬНИКИ

1. Базовые психологические потребности.

Потребности в саморазвитии, игре, подражании. Вспомогательные потребности в свободе выбора и приобретении опыта.

Деятельность учителя. Удовлетворение потребностей детей в разнообразных играх, в ручном и вербальном творчестве (включая сказкотворчество). Предоставление детям свободы выбора средств удовлетворения своих потребностей в рамках перечисленных видов деятельности. Предмет анализа для учителя - активность, состояние здоровья, продукты игровой и творческой деятельности.

2. Память.

Небольшой объем кратковременной памяти. Время хранения информации - всего несколько минут. Объем и время хранения долговременной памяти не ограничены.

Деятельность учителя. Опора в обучении на наглядные образы, конкретные материалы, примеры. Использование приемов: соотнесение, деление текста на части, предварительное объяснение, структурирование материала, постановка конкретной задачи на запоминание.

3. Мышление.

Доминирует конкретно-образное мышление.

Деятельность учителя. Опора на принцип наглядности; показ связей, существующих между отдельными элементами усваиваемых сведений; переход от изучения конкретных предметов, явлений и отношений между ними к раскрытию причин явлений, а затем - к их объяснению. Обучение приемам умственной деятельности: анализу, сравнению, обобщению, абстрагированию. Постановка учебных задач и организация их решения в логике научного познания.

4. Внимание:

Малая устойчивость внимания, его произвольность, отсутствие избирательного восприятия.

Деятельность учителя. Использование доступного учебного материала. Создание ситуаций успеха, эмоционального переживания, занимательности, увлекательности. Вовлечение учащихся в Творческую деятельность.

5. Эмоции, чувства.

Усиливаются сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций. Проявляется большая уравновешенность, чем у дошкольников и подростков.

Деятельность учителя. Организация доброжелательного взаимодействия с детьми; создание ситуаций успеха; применение элементов соревнования, игры; использование образов представления и воображения для проявления детьми переживаний и сопереживания; использование произведений литературы, живописи, музыки.

6. Воображение.

Значительно увеличивается количество признаков и свойств в образах, приобретающих полноту и конкретность. Развивается репродуктивное воображение, складываются предпосылки для творческого воображения.

Деятельность учителя. Использование игровых ситуаций. Опора на коллективный образ, предметы, слово, которое дает возможность создать новый образ. Обучение детей умению выделять признаки предмета или явления, создавать целостный образ.

Использование метода проектирования для формирования проективных представлений.

7. Воля.

Слаба и неустойчива. Непроизвольные поступки часто преобладают над произвольными. Отсутствует уверенность в своих силах. Проявляется импульсивность в действиях.

Деятельность учителя. Создание ученику объективной возможности успеха в решении задач. Предъявление ребенку заданий оптимальной сложности. Организация деятельности, при которой ребенок видит свое продвижение к цели и осознает его как следствие собственных действий и усилий.

Средний школьный возраст (подросток)

1. Базовые психологические потребности.

Актуализируются идеальные потребности в самопознании и поиске смысла жизни. Доминирующее значение сохраняют вспомогательные потребности в свободе и приобретении опыта.

Деятельность учителя. Использование методов проблемного обучения, а также методик, позволяющих организовать рефлексивную и смыслотворческую деятельность учащихся.

2. Память.

Значительно увеличивается объем памяти за счет лучшего запоминания, а также логического осмысливания. Память приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

Деятельность учителя. Формирование умений обобщать, сравнивать и систематизировать материал. Помощь учащимся в установлении связей между новым и старым материалом, реализация межпредметных связей, сопоставление и объединение знаний, приобретаемых на разных уроках. Обучение способам рационального запоминания материала.

3. Мышление.

Нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению. Преобладание абстрактного мышления над конкретно-образным. Формиpyeтся активнoe, самостоятельное, творческое мышление. Оно становится более глубоким, обобщенным и отвлеченным.

Деятельность учителя. Развитие у школьников умений выделять существенное в предметах и явлениях и на этой основе делать обобщения. Развитие умений доказывать те или иные положения, способности аргументировано и последовательно излагать мысли. Организация обучения в логике «от общего к частному».

4. Внимание.

Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью и может быть преднамеренным. Однако, сосредоточиваясь на чем-то одном, подросток часто упускает из виду все остальное.

Деятельность учителя. Частая смена видов деятельности учащихся. Снятие эмоционального напряжения. Акцентирование внимания учащихся в процессе изучения материала на существенном, основном, а не на подробностях и деталях. Помощь подростку в организации учебной деятельности.

Вовлечение в поисковую деятельность.

5. Эмоции, чувства.

Отличаются большой силой и трудностью в управлении ими. Появляется большая страстность и вспыльчивость; отмечается неумение сдерживать себя, слабый самоконтроль, резкости в поведении. Свойственно бурное проявление своих чувств. Эмоциональные переживания, проявляют большую устойчивость. Преобладающее влияние имеет общественная оценка.

Деятельность учителя. Организация тактичного взаимодействия. Предъявление посильных требований и заданий. Обогащение подростка эстетическими впечатлениями и оказание помощи в их осознании. Объективная, позитивная оценка деятельности ученика. Использование приемов психоэмоциональной разрядки.

6. Воображение.

При значительной склонности к романтизму воображение становится более реалистичным и критичным.

Деятельность учителя. Отбор содержания учебного материала, стимулирующего воображение подростка. Метод проектирования ситуаций. Имитационные игры.

7. Воля.

Значительно развиваются настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать трудности. Подросток уже способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Однако проявляются внутренняя неуверенность в себе, неумение разобраться в своих чувствах.

Деятельность учителя. Создание ситуации преодоления трудностей. Оказание помощи в достижении успеха. Постепенность усложнения заданий.

Старший школьный возраст (ранняя юность)

1. Базовые психологические потребности.

Актуализируются социальные потребности в самосовершенствовании, самоутверждении, самовыражении, самоопределении. Усиливаются вспомогательные потребности в саморегуляции и творческой активности, в постижении Смысла жизни.

Деятельность учителя. Предоставление школьникам большей Свободы в выборе вариантов деятельности, форм и способов подготовки (рефераты, доклады, контрольные работы и т.д.) и большей ответственности за выполненную работу, в том числе в ходе организации собеседований, дискуссий, в процессе выполнения групповых проектов.

2. Память.

Проводит переход к преимущественному использованию логической памяти, осознанному запоминанию. Существенную роль играет неосознанное запоминание. Характерно преобладание произвольной смысловой памяти. Увеличиваете объем памяти и изменяется само содержание запоминаемого (сопоставление с уже известным, систематизация).

Деятельность учителя. Включение материала для непроизвольного запоминания в интенсивную умственную деятельность учащихся. Использование приемов запоминания: выделение характерных особенностей, сравнений, соотнесение с известным, установление связей между объектами, позволеньями выявить сложные внутренние отношения. Обучение умению объединять и группировать материал. .

3. Мышление.

Проявляется: склонность к экспериментированию, повышенной интеллектуальной активности и независимости. Характерны интерес к теории, стремление к обобщению фактов, к пониманию всеобщего, высокий уровень абстракции и обобщения. Возрастает обоснованность выводов.

Деятельность учителя. Создание условий для проявления самостоятельности, убедительности, доказательности и логичности суждений. Использование при объяснении материала методов индукции и дедукции. Включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность, в выполнение опытов и проектов.

4. Внимание.

Характерно дальнейшее развитие всех видов и свойств внимания. Преобладающую роль играет произвольное внимание. Его устойчивость и сосредоточенность определяется осознанием значимости решаемых. Существенно расширяется объем внимания. Совершенствуются переключение и распределение внимания.

Деятельность учителя. Развитие умений связывать изучаемый материал в систему. Чередование более легких и более трудных умственных практических задач. Формирование у школьников, умений и навыков научной организации умственного труда. Включение заданий, предлагающих распределение внимания учащихся и выполнение ими нескольких различных действий одновременно (Запись объяснения учителя в виде тезисов или плана).

5. Эмоции, чувства.

Разнообразны по своему содержанию и направленности. Эмоции и чувства становятся более осознанными. Происходит изменение в формах проявления чувств: старшеклассники в значительной мере преодолевают непроизвольность, импульсивность в проявлениях чувств, лучше управляют своими эмоциями. Чувства становятся более стойкими, преодолеваются их ситуативность, быстрое чередование переживаний.

Деятельность учителя. Создание условий для оценивания старшеклассниками своей деятельности и достигнутых результатов. Включение учащихся в ситуацию сопереживания, проявление активного нравственного отношения к людям, природу. Развитие у школьников рефлексивных способностей самопонимания и понимания другого, самооценка и оценка другого, самоинтерпретация и интерпретация другого;

6. Воображение.

Развивается творческое воображение. Качественное изменение воссоздающего воображения связано с накоплением жизненного oпытa. Происходит процесс сопоставления мечты с действительностью, образов воображения и своих возможностей. Усиливается самоконтроль своего воображения.

Деятельность учителя. Включение учащихся в разнообразные виды творческой деятельности, создание ситуаций для возможности творчества. Опора на субъективный опыт школьников. Помощь старшеклассникам в определении своих реальных возможностей.

7. Воля.

Развитие таких черт волевой активности, как решительность, смелость, инициативность, критичность и самокритичность. Повышаются выдержка и самообладание, умение владеть своим темпераментом, усиливается контроль за движениями и жестами. Но не всегда развиты воля и упорство.

Деятельность учителя. Создание необходимой рефлексивной среды для самопознания и анализа учащимися собственных мыслей и действий со стороны. Включение старшеклассников в ситуации преодоления трудностей для достижения целей.

© 2010-2022