- Преподавателю
- Школьному психологу
- Конспект занятия «Разрешение конфликтов в студенческой группе»
Конспект занятия «Разрешение конфликтов в студенческой группе»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Литвинова Ю.В. |
Дата | 15.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ю.В. Литвинова
педагог-психолог, ГБПОУ «Курганский государственный колледж»,
г. Курган
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
«РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ»
Цели занятия:
Обучающие: ознакомление с понятием «конфликт»; актуализация личного опыта использования различных стилей поведения в конфликте; анализ сущности конфликтов, причин их возникновения и путей решения; изучение и закрепление на конкретных примерах стилей конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Воспитательные: создать условия для выражения обучающимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.
Развивающие: анализ собственного опыта конфликтного взаимодействия; развитие способности анализировать свое эмоциональное состояние в конфликте; формирование навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Тип мероприятия: урок обучения умениям и навыкам.
Вид мероприятия: практическое занятие.
Форма организации: дискуссия на основе анализа фрагментов мультфильмов.
Ожидаемые результаты:
- формирование благоприятного эмоционально-психологического климата и нравственной атмосферы в группе;
- повышение уровня психологической комфортности студентов;
- формирование умения вести диалог с собой и другими людьми, быть объективными к себе и другим, умение сопереживать, проявлять терпение и терпимость;
- формирование навыков самодисциплины, понимания интересов и возможностей других людей, проявится способность к рефлексивному социальному поведению;
- формирование представлений о различных вариантах человеческого общения, способах разрешения конфликтов.
- осознание индивидуальности каждого участника, собственного стиля общения в процессе группового взаимодействия.
Методы проведения занятия:
-
Словесные методы (рассказ, интервью, беседа, свободные высказывания студентов).
-
Наглядные методы (проектор, реквизиты).
-
Практические методы: проблемно-диалогический, рефлексивный, игровые технологии, технологии мульттерапии, информационно-коммуникативные технологии.
Условия обеспечения занятия:
Информационно-методическое обеспечение и раздаточные материалы:
- презентация (приложение 1);
- памятка для студентов «Правила бесконфликтного общения» (приложение 2);
Инструменты и материалы: мультфильм «Конфликт», фрагменты мультфильмов: «Возвращение блудного попугая», «Золушка», «Приключения кота Леопольда», «Случай на мосту», «Подарок», листы бумаги А4, карандаши, фломастеры, разноцветные стикеры.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Время проведения: 90 мин.
Структура занятия
№ п/п
Время
Этапы занятия
Методы и методические приемы
Формируемые компетенции
1
5 мин.
1. Организационный этап
Сообщение темы, постановка цели и мотивация деятельности
Положительный настрой на работу
Организация рабочего места, развитие слуховой памяти. Восприятие цели.
2. Основной этап
2
10 мин.
Упражнение 1. «Ассоциации»
Рефлексивный
Повышение уровня психологической комфортности студентов;
формирование умения вести диалог с собой и другими людьми, быть объективными к себе и другим, умение сопереживать, проявлять терпение и терпимость;
формирование навыков самодисциплины, понимания интересов и возможностей других людей, проявится способность к рефлексивному социальному поведению;
осознание индивидуальности каждого участника, собственного стиля общения в процессе группового взаимодействия.
3
15 мин.
Упражнение 2. Рисунок вдвоем»
Игровые технологии, рефлексивный
4
10 мин.
Упражнение 3. Информационный блок: понятие конфликта, его причины, стили поведения в конфликтных ситуациях
Словесные
5
45 мин.
Упражнение 4. Стратегии выхода из конфликтной ситуации
Игровые технологии, мультитерапия
6
5 мин.
3. Подведение итогов
Рефлексия
Формирование навыков самоанализа
Ход занятия
1. Организационный этап
- Здравствуйте дорогие, студенты. Я рада общению с вами, давайте поприветствуем, друг друга, улыбнемся, настроимся на доброжелательный контакт.
- А начнем мы наше занятие с просмотра мультфильма. Посмотрите мультфильм и подумайте, какое у него могло бы быть название.
Учащиеся смотрят мультфильм «Конфликт».
- О чем сегодня мы будем говорить на занятии? (О конфликте)
- Тема нашего занятия «Развитие гармоничных отношений без конфликтов в студенческом коллективе». Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку.
2. Основной этап
Упражнение 1. «Ассоциации» (10 мин.)
- Когда мы произносим слово «конфликт», у нас возникает ряд ассоциаций. Все ассоциации записываются на лист бумаги. Проведем исследование, как конфликт отражается на нашем внутреннем состоянии. Вам предстоит ответить на мои вопросы:
- Если конфликт - это одежда, то какая?
- Если конфликт - это мебель, то какая?
- Если конфликт - это посуда, то какая?
- Какой вывод можно сделать? «Конфликт - это болезненное состояние его участников».
Упражнение 2. «Рисунок вдвоем» (10 мин.)
Группа делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги и ручку (карандаш, фломастеры). С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.
-Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, и нарисовать рисунок на свободную тему.
- Расскажите, как вы работали?
Готовые рисунки обсуждаются. В процессе обсуждения выясняется, кто что рисовал, почему нарисовали именно это, понравилось ли рисовать, таким образом, и т.д.
Участники ведут себя ситуации в такой совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще предоставил рисовать напарнику.
Такое поведение объясняется тем, что в ситуациях, когда интересы одного человека не с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), люди выбирают определенный стиль поведения и ведут себя в соответствии с ним.
Рисунок студенты оставляют на память.
Упражнение 3. Информационный блок: понятие конфликта, его причины, стили поведения в конфликтных ситуациях (10 мин.).
Конфликт - это состояние противоборства, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или потребностей при ограниченных ресурсах для их удовлетворения.
Существуют общие и частные причины возникновения конфликтов.
Общие причины - различия во взглядах людей и их индивидуально-психологических особенностях.
Частные причины связаны с конкретными видами конфликтов.
Возможно возникновение конфликта без объективных причин («слово за слово»). В таких ситуациях основным фактором конфликта являются конфликтогены - слова или фразы, провоцирующие ответную реакцию и ведущие к возникновению и обострению конфликта.
Стили поведения в конфликтных ситуациях:
Соперничество - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Сотрудничество - поиск решения, максимально отвечающего интересам обоих сторон.
Компромисс - линия поведения, при которой каждая сторона что-то выигрывает, но и что-то теряет.
Избегание - уход от конфликтной ситуации, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.
Приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
Упражнение 4. Стратегии выхода из конфликтной ситуации (45 мин.)
Выходов из этой и других ситуаций может быть несколько, все зависит от стратегии поведения человека в конфликте.
- Сейчас мы с вами рассмотрим сюжеты конфликтных ситуаций.
Сюжет «Возвращение блудного попугая»
Вопросы
-
Что стало причиной ссоры Вовки и Кеши?
-
В каких отношениях находились герои мультфильма до конфликта?
-
Почему Кеша не выполнил просьбу друга?
Конкуренция - отстаивание своих интересов до конца,
иногда в ущерб другому
Все твои интересы соблюдены
Репутация скандалиста
и неприятного человека
Сюжет «Золушка»
Приспособление - игнорирование своих интересов в пользу другого
Не испорчены отношения с человеком, так как
его интересы соблюдены
Твои интересы остались без внимания
В каких ситуациях вам приходилось использовать этот стиль?
Сюжет «Кот Леопольд»
Избегание - откладывание решения конфликта
Выигрываешь время
Проблема не решена,
негативные эмоции не исчезли, а загнаны внутрь
В каких конкретных случаях целесообразно использовать данный стиль?
Сюжет «Случай на мосту»
Компромисс - взаимовыгодные уступки, но интересы учтены не все
Часть интересов обеих сторон соблюдена
Получил лишь часть того,
на что рассчитывал, и надо строго соблюдать условия договора
Приходилось ли вам использовать этот стиль? В каких ситуациях?
Сюжет «Подарок»
Сотрудничество - взаимовыгодный вариант решения конфликта
Учтены интересы обеих сторон
Требует много сил и времени.
Приведите ваш пример такого подхода к разрешению конфликта.
Обсуждение:
Вопросы к обучающимся
-
Как вам кажется, какой из этих пяти способов чаще встречается в реальной жизни?
-
Какой способ вы используете чаще всего в разрешении конфликтов с друзьями?
-
Какой - с родителями?
-
Какой - с педагогами?
-
Какой из них, на ваш взгляд, является самым легким? Самым трудным?
3. Подведение итогов. Рефлексия (5мин.)
Игра «Клубочек»
- Наше занятие подходит к концу.
Участники по очереди передают клубок друг другу и делятся впечатлениями:
- Что нового и полезного вы узнали?
- Что такое конфликт?
- Какие эмоции, качества человека помогают выйти из конфликтной ситуации?
- На стикерах напишите названия чувств и эмоций, которые необходимы вам для решения конфликтов.
В конце занятия студентам раздается памятка: «Правила бесконфликтного общения»
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направ. и спец. «Психология»/ Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008.
2. Греков А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2006. - 160 с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2003.
4. Ефимова, Н.С. Социальная психология: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»:
5. Ипатов А.В. Подросток: от саморазрушения к саморазвитию. Программа психологической помощи. Мнография. - СПб.: Речь, 2011. - 112 с.
6. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие. М., 1989.
7. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.
8. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.
9. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги: Монография, СПб.: Речь, 2006. 192 с.