Конспект занятия «Разрешение конфликтов в студенческой группе»

Методическая разработка занятия «Разрешение конфликтов в студенческой группе» носит социально-психологическую направленность и ориентирована на учащихся подросткового и юношеского возраста. Проблема межличностных конфликтов в студенческой среде в средних учебных заведениях не утратила актуальности и в наши дни. Процесс становления норм в группе (первый курс) – начальный этап формирования коллективного самосознания, охарактеризован столкновениями, разногласиями, конфликтными отношениями. Так, по ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ю.В. Литвинова

педагог-психолог, ГБПОУ «Курганский государственный колледж»,

г. Курган


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

«РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ»

Цели занятия:

Обучающие: ознакомление с понятием «конфликт»; актуализация личного опыта использования различных стилей поведения в конфликте; анализ сущности конфликтов, причин их возникновения и путей решения; изучение и закрепление на конкретных примерах стилей конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Воспитательные: создать условия для выражения обучающимися собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.

Развивающие: анализ собственного опыта конфликтного взаимодействия; развитие способности анализировать свое эмоциональное состояние в конфликте; формирование навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Тип мероприятия: урок обучения умениям и навыкам.

Вид мероприятия: практическое занятие.

Форма организации: дискуссия на основе анализа фрагментов мультфильмов.

Ожидаемые результаты:

- формирование благоприятного эмоционально-психологического климата и нравственной атмосферы в группе;

- повышение уровня психологической комфортности студентов;

- формирование умения вести диалог с собой и другими людьми, быть объективными к себе и другим, умение сопереживать, проявлять терпение и терпимость;

- формирование навыков самодисциплины, понимания интересов и возможностей других людей, проявится способность к рефлексивному социальному поведению;

- формирование представлений о различных вариантах человеческого общения, способах разрешения конфликтов.

- осознание индивидуальности каждого участника, собственного стиля общения в процессе группового взаимодействия.

Методы проведения занятия:

  1. Словесные методы (рассказ, интервью, беседа, свободные высказывания студентов).

  2. Наглядные методы (проектор, реквизиты).

  3. Практические методы: проблемно-диалогический, рефлексивный, игровые технологии, технологии мульттерапии, информационно-коммуникативные технологии.

Условия обеспечения занятия:

Информационно-методическое обеспечение и раздаточные материалы:

- презентация (приложение 1);

- памятка для студентов «Правила бесконфликтного общения» (приложение 2);

Инструменты и материалы: мультфильм «Конфликт», фрагменты мультфильмов: «Возвращение блудного попугая», «Золушка», «Приключения кота Леопольда», «Случай на мосту», «Подарок», листы бумаги А4, карандаши, фломастеры, разноцветные стикеры.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Время проведения: 90 мин.

Структура занятия

п/п

Время

Этапы занятия

Методы и методические приемы

Формируемые компетенции

1

5 мин.

1. Организационный этап

Сообщение темы, постановка цели и мотивация деятельности

Положительный настрой на работу

Организация рабочего места, развитие слуховой памяти. Восприятие цели.



2. Основной этап

2

10 мин.

Упражнение 1. «Ассоциации»

Рефлексивный

Повышение уровня психологической комфортности студентов;

формирование умения вести диалог с собой и другими людьми, быть объективными к себе и другим, умение сопереживать, проявлять терпение и терпимость;

формирование навыков самодисциплины, понимания интересов и возможностей других людей, проявится способность к рефлексивному социальному поведению;

осознание индивидуальности каждого участника, собственного стиля общения в процессе группового взаимодействия.

3

15 мин.

Упражнение 2. Рисунок вдвоем»

Игровые технологии, рефлексивный

4

10 мин.

Упражнение 3. Информационный блок: понятие конфликта, его причины, стили поведения в конфликтных ситуациях

Словесные

5

45 мин.

Упражнение 4. Стратегии выхода из конфликтной ситуации

Игровые технологии, мультитерапия

6

5 мин.

3. Подведение итогов

Рефлексия

Формирование навыков самоанализа


Ход занятия

1. Организационный этап

- Здравствуйте дорогие, студенты. Я рада общению с вами, давайте поприветствуем, друг друга, улыбнемся, настроимся на доброжелательный контакт.

- А начнем мы наше занятие с просмотра мультфильма. Посмотрите мультфильм и подумайте, какое у него могло бы быть название.

Учащиеся смотрят мультфильм «Конфликт».

- О чем сегодня мы будем говорить на занятии? (О конфликте)

- Тема нашего занятия «Развитие гармоничных отношений без конфликтов в студенческом коллективе». Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку.

2. Основной этап

Упражнение 1. «Ассоциации» (10 мин.)

- Когда мы произносим слово «конфликт», у нас возникает ряд ассоциаций. Все ассоциации записываются на лист бумаги. Проведем исследование, как конфликт отражается на нашем внутреннем состоянии. Вам предстоит ответить на мои вопросы:

- Если конфликт - это одежда, то какая?

- Если конфликт - это мебель, то какая?

- Если конфликт - это посуда, то какая?

- Какой вывод можно сделать? «Конфликт - это болезненное состояние его участников».

Упражнение 2. «Рисунок вдвоем» (10 мин.)

Группа делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги и ручку (карандаш, фломастеры). С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.

-Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, и нарисовать рисунок на свободную тему.

- Расскажите, как вы работали?

Готовые рисунки обсуждаются. В процессе обсуждения выясняется, кто что рисовал, почему нарисовали именно это, понравилось ли рисовать, таким образом, и т.д.

Участники ведут себя ситуации в такой совершенно по-разному: кто-то «рвался в бой» и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал «по очереди», а кто-то вообще предоставил рисовать напарнику.

Такое поведение объясняется тем, что в ситуациях, когда интересы одного человека не с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), люди выбирают определенный стиль поведения и ведут себя в соответствии с ним.

Рисунок студенты оставляют на память.

Упражнение 3. Информационный блок: понятие конфликта, его причины, стили поведения в конфликтных ситуациях (10 мин.).

Конфликт - это состояние противоборства, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или потребностей при ограниченных ресурсах для их удовлетворения.

Существуют общие и частные причины возникновения конфликтов.

Общие причины - различия во взглядах людей и их индивидуально-психологических особенностях.

Частные причины связаны с конкретными видами конфликтов.

Возможно возникновение конфликта без объективных причин («слово за слово»). В таких ситуациях основным фактором конфликта являются конфликтогены - слова или фразы, провоцирующие ответную реакцию и ведущие к возникновению и обострению конфликта.

Стили поведения в конфликтных ситуациях:

Соперничество - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество - поиск решения, максимально отвечающего интересам обоих сторон.

Компромисс - линия поведения, при которой каждая сторона что-то выигрывает, но и что-то теряет.

Избегание - уход от конфликтной ситуации, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

Приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Упражнение 4. Стратегии выхода из конфликтной ситуации (45 мин.)

Выходов из этой и других ситуаций может быть несколько, все зависит от стратегии поведения человека в конфликте.

- Сейчас мы с вами рассмотрим сюжеты конфликтных ситуаций.

Сюжет «Возвращение блудного попугая»

Вопросы

  1. Что стало причиной ссоры Вовки и Кеши?

  2. В каких отношениях находились герои мультфильма до конфликта?

  3. Почему Кеша не выполнил просьбу друга?

Конкуренция - отстаивание своих интересов до конца,
иногда в ущерб другому

Все твои интересы соблюдены

Репутация скандалиста
и неприятного человека

Сюжет «Золушка»

Приспособление - игнорирование своих интересов в пользу другого

Не испорчены отношения с человеком, так как
его интересы соблюдены

Твои интересы остались без внимания

В каких ситуациях вам приходилось использовать этот стиль?

Сюжет «Кот Леопольд»

Избегание - откладывание решения конфликта

Выигрываешь время

Проблема не решена,
негативные эмоции не исчезли, а загнаны внутрь

В каких конкретных случаях целесообразно использовать данный стиль?

Сюжет «Случай на мосту»

Компромисс - взаимовыгодные уступки, но интересы учтены не все

Часть интересов обеих сторон соблюдена

Получил лишь часть того,
на что рассчитывал, и надо строго соблюдать условия договора

Приходилось ли вам использовать этот стиль? В каких ситуациях?

Сюжет «Подарок»

Сотрудничество - взаимовыгодный вариант решения конфликта

Учтены интересы обеих сторон

Требует много сил и времени.

Приведите ваш пример такого подхода к разрешению конфликта.

Обсуждение:

Вопросы к обучающимся

  • Как вам кажется, какой из этих пяти способов чаще встречается в реальной жизни?

  • Какой способ вы используете чаще всего в разрешении конфликтов с друзьями?

  • Какой - с родителями?

  • Какой - с педагогами?

  • Какой из них, на ваш взгляд, является самым легким? Самым трудным?

3. Подведение итогов. Рефлексия (5мин.)

Игра «Клубочек»

- Наше занятие подходит к концу.

Участники по очереди передают клубок друг другу и делятся впечатлениями:

- Что нового и полезного вы узнали?

- Что такое конфликт?

- Какие эмоции, качества человека помогают выйти из конфликтной ситуации?

- На стикерах напишите названия чувств и эмоций, которые необходимы вам для решения конфликтов.

В конце занятия студентам раздается памятка: «Правила бесконфликтного общения»


Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов, обучающихся по направ. и спец. «Психология»/ Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008.

2. Греков А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2006. - 160 с.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2003.

4. Ефимова, Н.С. Социальная психология: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»:

5. Ипатов А.В. Подросток: от саморазрушения к саморазвитию. Программа психологической помощи. Мнография. - СПб.: Речь, 2011. - 112 с.

6. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие. М., 1989.

7. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.

8. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990.

9. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги: Монография, СПб.: Речь, 2006. 192 с.







© 2010-2022