Тренинг коммуникативных умений педагогов

Цель:   Развитие коммуникативных умений педагогов ДОУ в процессе их взаимодействия. Задачи: Ознакомление с принципами работы тренинговой группы. Создание благоприятного психоэмоционального климата. Выявление стиля общения участников. Ознакомление с приемами конструктивного общения. Обучение способам выхода из проблемных ситуаций путем использования приемов конструктивного общения. Ознакомление с типами поведения в конфликтных ситуациях, выбор эффективного пути выхода из конфликта. Обязательное ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тренинг коммуникативных умений педагогов.


Цель: Развитие коммуникативных умений педагогов ДОУ в процессе их взаимодействия.

Задачи:

  • Ознакомление с принципами работы тренинговой группы.

  • Создание благоприятного психоэмоционального климата.

  • Выявление стиля общения участников.

  • Ознакомление с приемами конструктивного общения.

  • Обучение способам выхода из проблемных ситуаций путем использования приемов конструктивного общения.

  • Ознакомление с типами поведения в конфликтных ситуациях, выбор эффективного пути выхода из конфликта.

Занятие №1.

Участники сидят на стульях, расставленных по кругу.

Приветствие.

Опрос о самочувствие членов группы:

- как вы себя чувствуете?

- какое настроение?

- что вы ждете от тренинга?

Знакомство с принципами и своеобразием тренинга:

  1. Принцип «Я». Запрещается использовать высказывания типа «мы считаем…». Все высказывания должны строиться от первого лица единственного лица: «я чувствую…», «мне кажется…».

  2. Принцип «искренность и открытость». Не лгать.

  3. Принцип «Активность». Нельзя «отсиживаться», т.к. тренинг - активная форма обучения и развития.

  4. Принцип «конфиденциальность». Все, о чем говорится в группе относительно участников, не должно выходить за ее пределы.

  5. Принцип «Здесь и теперь». Предметом анализа должны быть ситуации, возникающие в группе в данный момент. Умение сосредоточиться на себе, своих мыслях и чувствах.

Упражнение «Презентация».

Каждый участник называет свое имя и какое-либо свое качество, которое начинается на одну из букв имени (лучше - на первую). Например, Света - спокойная, Лариса - ласковая.

Постановка проблемы. «Виды поддержки»

Объяснить что такое конструктивное и неконструктивное общение.

  • Виды неконструктивного общения:

Сравнение. «ты такая же, как твоя подруга. Делаешь те же самые ошибки». Результат: у человека возникает обида и снижается чувство собственной значимости.

Пренебрежение. «мне бы твои проблемы…». Результат: снижение значимости проблемы и связанных с ней переживаний.

Приказ. «немедленно успокойся». Запрет на переживания.

Невключенное слушание. Слушающий задает какие-либо формальные вопросы, не затрагивающие сущности проблемы. Человек чувствует, что его не слушают и он не интересен.

Потарапливания. «короче говоря…», «я все понял…».

Интерпретация. «на самом деле…». Слушающий придает ситуации другой смысл и интерпретирует ее по-своему.

Критика. «ты не прав, как всегда…», «ну ты как обычно…».

Предвидение. «я же тебе говорила…», «я тебя предупреждала…».


  • Приемы конструктивного общения.

Слушание. Поддержка.

Вид поддержки

Язык поддержки

механизм

ошибки

Указание на сильные стороны личности.

«пусть так, однако…» «я знаю, что ты…».

Расширение взгляда человека на самого себя, переключение с негатива на позитив

Сильная сторона должна реально существовать. Нельзя льстить человеку.

Разрешение на ошибку.

«это бывает с каждым»

Снятие чувства вины

Покровительственный тон.

Признание сложности ситуации

«в этой ситуации другого выхода нет»

Снятие личной ответственности.

Драматизация ситуации.

«я такой же, как ты»

«я бы тоже так поступила»

Ощущение равенства позиций.

«перетягивание одеяла на себя».

Указание на положительные стороны ситуаций

«зато ты теперь имеешь такой опыт». «хорошо, что это произошло сейчас, а не потом».

Изменение точки зрения на ситуацию. Взгляд на неудачу с положительной стороны.

Игнорирование значимости ситуации.

Предложение помощи.

«чем я могу тебе помочь?»

Ощущение заботы, готовности разделить ответственность.

Решение проблемы вместо человека, который нуждается в помощи.

Завершение. «пожелание»

Высказывание должно быть коротким, желательно в виде одного слова. Вы бросаете мяч тому, кому хотите что-то пожелать, и говорите добрые слова. Поймавший мяч бросает его следующему и т.д. Пожелание на сегодняшний день.

Подведение итогов.

Прощание.

Занятие№2

Участники сидят в кругу на стульях.

Приветствие.

Упражнение «Мне приятно тебе сказать…».

Закончить фразу по своему усмотрению, но начало должно быть таким: «Здравствуй, мне приятно тебе сказать…». Участники по кругу приветствуют друг друга.

Постановка проблемы. «Конфликт».

Ведущий объясняет, что конфликт - это столкновение интересов людей, и дает информацию о поведении людей в конфликтных ситуациях (10 - 15 минут). Задает вопросы:

- Как часто вы конфликтуете?

- Являетесь ли вы инициатором конфликта?

- Какие конфликты для вас наиболее болезненны: на работе, дома или с друзьями

- Как вы решаете конфликтные ситуации?

Отработка ситуации.

Один из участников описывает ситуацию, а сосед слева оказывает поддержку.

Например: «пришла вечером домой и вижу, что дети пообедали и оставили в мойке грязную посуду. Я очень расстроилась».

Поддержка: « Да, неприятная ситуация. Но, зато ты убедилась, что дети пообедали, а не сидели в ожидании тебя голодные». Каждый член группы должен описать одну ситуацию.

Завершение. «Ассоциации».

Ведущий выбирает одного человека из группы. Остальные участники, отвечая на вопросы ведущего, подбирают образы, напоминающие им этого человека.

Например:

__Если это цветок, то какой?

__Если это животное, то какое?

__Если это вид одежды, то какой?

Подведение итогов.

Прощание.

Занятие №3

Участники сидят на стульях в круге.

Приветствие.

Разогрев. «Узнай меня».

Один человек выходит из помещения, где занимается группа. Участники тренинга отвечают на вопросы ведущего об этом человеке:

__ Какие у него глаза?

__ Что на нем сегодня надето?

__ Какая прическа?

__ Какой рост?

Затем человек возвращается, и все проверяют, правильно ли они отвечали на вопросы.

Постановка проблемы. «Поведение людей в конфликтных ситуациях».

Упражнение «Три стула».

Ведущий ставит три стула и на каждый кладет лист бумаги. На одном листе написано «уверенно чувствует себя в общении с людьми», на втором - «когда как», на третьем - «неуверенно чувствует себя в общении с людьми». Каждый участник выбирает высказывание, которое, по его мнению, характеризует его собственное поведение, встает рядом с соответствующим стулом и аргументирует свой выбор.

Ведущий объясняет, что существует три типа поведения, в том числе в конфликтной ситуации: неуверенное, агрессивное, уверенное.

Неуверенное поведение: услышав первое «нет», сразу же уходит; стоит и ждет, когда ему предложат сесть; зажат, что-то теребит руками; не смотрит в глаза; «у меня все плохо, у тебя все хорошо».

Агрессивное поведение: человек не слышит партнера; превозносит себя; говорит громче собеседника; делает резкие жесты; не держит дистанции при разговоре; «у меня все хорошо, у тебя все плохо».

Уверенное поведение: говорит прямо без намеков; использует «я - высказывание»; умеет просить и отказывать, а также принимать отказ другого; отстаивает свою точку зрения; склонен к компромиссу; «у меня все хорошо, у тебя все хорошо».

Отработка ситуации.

Ведущий предлагает разыграть три-четыре конфликтные ситуации, продемонстрировать три типа поведения.

Например: «ваш муж много работает, и вы уже несколько лет не отдыхали вместе. Неожиданно в октябре ему предложили отпуск и тур на двоих в Грецию. Но начальник не отпускает вас с работы даже на две недели, т.к. ваши обязанности никто кроме вас, выполнить не может. Ваша задача - убедить начальницу вас отпустить».

Разыгрывание ситуации: один участник играет роль начальницы, другой - сотрудницы.

Завершение. «Перед дальней дорогой».

Один из участников - «отъезжающий» - выходит из комнаты, остальные «собирают ему чемодан в дорогу», т.е. называют положительные качества, которые помогут ему в общение с людьми. Называют также отрицательные качества, которые могут ему помешать, над которыми ему следует поработать. Мнение каждого члена группы должно быть поддержано большинством. После голосования, все эти качества записываются на бумаге. В «чемодан» нужно положить 5 - 7 качеств как положительных, так и отрицательных. «Отъезжающего» приглашают в комнату, зачитывают и передают ему список. Если ему не все понятно, он может задать любой вопрос. Упражнение повторяется до тех пор, пока все члены группы не получат свои «чемоданы».

Подведение итогов.

Прощание.


© 2010-2022