Тренинговое занятие Как научить детей сотрудничать

Многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас приходится тяжелее, чем раньше. Они отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношения семьи к школе. Они говорят о том, что дети сейчас иначе общаются друг с другом.  Этому существует множество объяснений. Мы знаем, что члены семьи теперь проводят меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих без присмотра, возросло...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие №3

Как научить детей сотрудничать?

Время проведения - 3 часа

Цель: обучить детей навыкам благоприятного сотрудничества

Задачи:

- развить в детях сильные стороны своего характера;

- помочь детям ощутить единение с другими;

- научить принимать решения - самостоятельно и в группе;

- помочь детям справляться со своими страхами и стрессом;

- развивать открытость и мужество выражать свое отношение к другим;

- помочь развить в себе сильные стороны своего характера.

Упражнение 1. Прогноз погоды

Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю

Упражнение 2. Приветствие.

Цель - настроить на положительный эмоциональный контакт

Инструкция: Участникам предлагается поздороваться с каждый каким-либо особенным образом. Движения и слова не повторяются.

Упражнение 3. Разминка. Бумажные мячики (Снежки)

Цель- настроить команду на работу в коллективе.

Материалы:
Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которой можно будет обозначить линию, разделяющую две команды.
- Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника.
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду <Стоп!>, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.

(По окончанию упражнения - обсуждение)

Упражнение 4. Таинственный незнакомец.

Цель - развить у детей чувство собственного достоинства.

Материалы: Большой лист плотной бумаги и цветные мелки (карандаши, фломастеры) каждому ребенку.

Инструкция: Я хочу предложить вам игру, в которой вам, как детективам, надо будет догадаться, о ком идет речь. Я буду постепенно давать вам все больше подсказок о загадочном Таинственном незнакомце (Таинственной незнакомке), которого я выберу из вас. Если вам покажется, что вы знаете, кого из детей я загадала, пожалуйста, не разглашайте эту тайну, а просто начинайте улыбаться...

Крупными буквами напишите на листе бумаги заголовок "Таинственный незнакомец". Загадайте какого-нибудь ребенка и напишите первую подсказку, например: "У меня голубые глаза". Чтобы облегчить процесс чтения, вы можете добавлять в текст подходящие графические элементы, например, можете написать слово "голубые" голубым мелком или пририсовать рядом пару голубых детских глаз. Затем предложите детям прочитать подсказку.

Напишите следующую подсказку: "У меня светлые волосы". Снова добавьте ту или иную графическую иллюстрацию и попросите детей прочитать написанное, самостоятельно или по группам.

Продолжайте в том же духе и добавляйте все новые и новые подсказки о Таинственном незнакомце: есть ли у него домашние животные, какая у него семья, какие игры он любит, его личные достоинства и т.д.

Напомните детям, что если они думают, что уже знают ответ, им надо улыбаться. Внизу под списком подсказок напишите вопрос: "Кто я?"

Затем прочитайте еще раз все подсказки и попросите Таинственного незнакомца встать. Подсказки должны быть очень четкими и однозначными. Предлагая незнакомцу встать, смотрите прямо в глаза загаданному ребенку. В заключение этот ребенок может нарисовать на листе свой портрет и потом унести этот лист домой.

Анализ упражнения:

- После какой подсказки ты догадался, кто был загадан?

- Трудно ли было тебе так долго держать ответ в тайне?

- Хотел ли бы ты сам быть Таинственным незнакомцем?

Упражнение 5. Три зверя.

Цель - задействовать те личностные качества детей, которые необходимы им в общении, а так же укрепит ь уверенность в себе.

Инструкция: Кто из вас бывал в театре или на спектакле? Что вам там больше всего понравилось? Не хотели бы вы стать режиссерами, которые говорят актерам, что они должны играть? Вы можете стать театральными режиссерами - в своем воображении. Я хочу показать вам как это можно сделать.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Три раза глубоко вдохните…

Теперь подумай о человеке, которого ты любишь. Если этот человек будет играть в театральной постановке, какую роль ты ему тогда дашь? Сейчас подумай о человеке, которого ты не любишь. Кем он мог бы быть в твоем спектакле? Ну а теперь подумай о самом себе. Какую роль ты сам сыграл бы с удовольствием?

Теперь вернемся к человеку, которого ты любишь. Каким животным он мог бы быть? А человек которого ты не любишь? А каким животным мог бы быть ты сам?

Представь себе большой зеленый луг. Представь что ты - то животное, которое ты для себя выбрал, и находишься на этом лугу. И человек которого ты любишь, тоже как животное приходит к тебе на луг. А затем к вам обоим выходит третье животное - человек, которого ты не любишь. Представь себе всех трех животных на лугу. Придумай небольшую историю о том, что эти трое делают (2 минуты).

Твоя история подходит к концу? Теперь потянись и стань снова собой. Возвращайся обратно в наш класс, вздохни глубоко и открой глаза…Я хотела бы, чтобы ты нам рассказал, что в твоей истории происходило с теми тремя животными.

Анализ упражнения:

  • Мог ли ты отчетливо представить себе эти картины?

  • Что было для тебя труднее всего?

  • Удивило ли тебя что-нибудь?

  • Понравилось ли тебе превращать людей в своем воображении? Если да-то кого больше всех?

  • Как ты в жизни ведешь себя с человеком, которого ты любишь? Ты ему это показываешь? Как?

  • Что тебе хочется сделать с человеком, которого ты не любишь?

  • Появились ли у тебя какие-нибудь новые идеи?

Упражнение 6. Распускающийся бутон.

Цель - игра направлена на активизацию совместной деятельности детей в малых группах. Она достаточно труда. В ней необходимо детям удерживать равновесие и весьма тонко синхронизировать свои действиями с действиями других детей.

Инструкция:

Разбейтесь на группы по 5 человек. Сядьте в круг на полу и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновременно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто где будет стоять, чтобы лучше выполнять эту задачу.

После того, как одна из групп выполнит задачу и встанет на ноги начнется вторая часть этой игры. Каждая группа превратиться в расцветающий бутон. Для этого дети должны откланяться назад, крепко держа друг друга за руки. Здесь тоже очень важно, чтобы группа была хорошо сбалансирована.

Когда весь класс справится с этой задачей, можно попробовать составить бутоны большего размера, добавляя в каждую пятерку по 1 ребенку.

Анализ упражнения:

  • Насколько тебе понравилась игра?

  • Как твоя группа справилась с этим заданием?

  • Быстро ли вы смогли подняться?

  • Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом?

  • Обсуждали ли вы друг с другом, как будете справляться с этими трудностями?

  • От чего в первую очередь зависит выполнение этой задачи?

Упражнение 7. Сиамские близнецы.

Цель- чтобы дети смогли по настоящему насладиться этой игрой, надо, чтобы у них было развито терпение, необходимое при любом тесном сотрудничестве.

Материалы: каждой паре понадобиться упаковка перевязочного бинта или очень мягкий и тонкий платок; большой лист бумаги (минимум формат А3) и восковые мелки.

Инструкция: Я хочу предложить вам игру, в которой вы будете сотрудничать в парах. Вы можете сказать мне, что означает слово «сотрудничать»? Вы можете привести мне конкретные примеры, когда вы с кем-то сотрудничали?

Теперь разбейтесь на пары. Одновременно могут работать 4 пары. Остальные пока будут смотреть.

В том, что не все дети работают одновременно, есть свое преимущество. Ведь наблюдатели «вприглядку2 учатся и пока другие играют, могут подготовиться к собственным действиям. Вы можете решить сами, сколько пар должны играть одновременно. Имеет ли смысл организовывать игру таким образом, чтобы в первом раунде работали те дети, которые могли бы стать хорошим примером для остальных.

Сядьте за стол как можно ближе к своему партнеру. Я положу перед вами большой лист бумаги и буду смотреть, сможете ли вы нарисовать картину, если ваши руки будут привязаны друг к другу.

Обмотайте бинтом предплечья и локти детей так, чтобы правая руки ребенка сидящего слева, оказалась забинтована вместе с левой рукой ребенка сидящего справа. Дайте детям два восковых мелка разного цвета так, чтобы они держали из связанными руками.

Когда вы будете рисовать, помните правило - рисовать можно только привязанной рукой. Вы можете разговаривать между собой, чтобы решить, что какую именно картину вы будете рисовать. Вы можете рисовать картину с каким-то понятным изображением, а можете нарисовать просто несколько красивых линий и форм.

Остальные дети, которые пока не рисуют, могут внимательно смотреть и слушать. У тех детей, которые сейчас выполняют задание, вы можете сейчас учиться тому, как можно взаимодействовать.

Дайте парам примерно 5-6 минут времени на каждую картину и предложите рисовать следующей группе.

У этой игры есть несколько более сложных вариантов, которые могут оживить игру еще больше. Одному из партнеров завязывают глаза и только ему разрешается рисовать. А другой партнер с открытыми глазами будет управлять движениями руки «слепого» игрока. Затем происходит обмен ролями в игре.

Анализ упражнения:

  • Насколько тебе удалось сотрудничество с партнером?

  • Обсуждали ли вы, что именно будете рисовать?

  • Как вы распределили между собой, кто какие части картины будет рисовать?

  • Насколько тебе понравился нарисованный вами рисунок?

  • Что было для тебя труднее всего?

  • Что тебе больше всего понравилось?

  • Нравится ли тебе сотрудничать с кем-либо?

  • Что в первую очередь необходимо для хорошего сотрудничества?

Упражнение 8. Прогноз погоды.

Цель - рефлексия настроения.

Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас солнце уже светит во всю.



© 2010-2022