МОТИВЫ И ФАКТОРЫ САМОВОСПИТАНИЯ

«Воспитание, полученное человеком, закончено,  достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.»                                                                                                                    А.Дистервег                                 М. М. Поташник определяет профессиональное развитие (п...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мотивы и факторы самовоспитания.



Слайд

«Воспитание, полученное человеком, закончено,

достигло своей цели,

когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства,

как он это может осуществить в качестве индивидуума,

воздействующего на мир.»

А.Дистервег

М. М. Поташник определяет профессиональное развитие (профессиональный рост) учителя как цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Стремление учителя к повышению собственного уровня самообразования способствует его самореализации и успешности в профессиональной деятельности, что проявляется в особенностях активизации самообразования учителя, имеющего определённый педагогический стаж, включая:

- специфику повышения квалификации учителя, которая выражается углублении его профессиональной специализации, повышении уровня профессиональной компетентности и психологической переориентации личности на постоянное самообразование;

- актуализацию профессионально-личностных качеств и умений молодого специалиста, учителя-практика, учителя-профессионала;

- планирование содержания курсов повышения квалификации с опорой на образовательные запросы учителей и их профессиональные затруднения в самообразовании;

- нерегламентированность и постоянный характер самообразования, обеспечивающие непрерывность повышения квалификации учителя и качество педагогического труда.

Слайд

Профессиональное развитие учителя осуществляется двумя путями:

- посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;

- за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях

Но как мы с вами знаем, что каждый является индивидуумом, поэтому в процесс самообразования включаются все по-разному. Разобраться в этом и сформировать соответствующую систему мотивации поможет знание социально-психологических типов:

Слайд

В ходе опроса учителей выявлены профессиональные затруднения, типичные для учителей с определённым педагогическим стажем, возникающие в процессе самообразования:

- для молодого специалиста - характерно отсутствие навыков практической деятельности; неумение выбрать актуальную методическую тему по самообразованию; отсутствие аналитических умений и умений педагогической рефлексии; разносторонность интересов создаёт трудности в планировании самообразования на перспективу; Молодые специалисты часто готовы работать за скромный оклад, на небольшой нагрузке ради получения опыта и соответствующей квалификации. Они достаточно инертны, пассивны в делах коллектива, стремятся впитывать, усваивать, а не влиять. Юные работники не умеют планировать, прогнозировать свою работу, определять конечный результат. Их сверхзадача - справиться с возложенными должностными обязанностями. Однако пройдет год-два - и все поменяется.

- для учителя-практика - характерна завышенная самооценка собственных возможностей в реализации намеченных планов; недостаточные умения анализировать и оценивать результаты труда; отсутствие умений, позволяющих преодолевать возрастные кризисы; недостаточные умения систематизации, обобщения и презентации накопленный опыт;

- для учителя-профессионала - характерно снижение уровня самообразования на фоне ослабления интересов и профессиональных притязаний; консерватизм и неумение применять на практике новые методики и технологии обучения; проблемы очередного возрастного кризиса и неумение их преодолевать; недостаточные умения в обобщении, распространении собственного опыта и передаче его молодым учителям

. Профессионалы - высококлассные специалисты, работающие прежде всего на результат. Они реалистичны, активны, инициативны, стремятся к участию в руководстве организацией, берут на себя разные общественные поручения.

Творцы - это креативные личности, интеллектуалы, предпочитающие эвристические формы работы. Они ищут интересные приемы, подходы, стремясь модернизировать учебный процесс. Творцы способны выдвигать идеи и реализовывать их, но непросто уживаются в коллективе, так как излишне критичны и самокритичны.

Пунктуалы, скорее всего, педанты-аккуратисты, которые особенно ценят комфортность работы, ее своевременное начало и завершение, четкость и спланированность действий руководства.

Хранители традиций чувствуют себя наставниками, неформальными лидерами. Находясь несколько в стороне от привычной суеты, мэтры владеют механизмом влияния на начальство, формируют общественное мнение и определяют порой важные решения.

Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Слайд

Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды - все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно.

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать.

Слайд

Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:

• Профессиональное (предмет преподавания)
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)
• правовое
• эстетическое (гуманитарное)
• историческое
• информационно-компьютерные технологии
• охрана здоровья
• интересы и хобби

• ...

Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые педагог выполняет в ОУ. Креативный педагог дополнит этот список собственными направлениями.

Каждый учитель, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, стремится определить свою траекторию самосовершенствования, но каждый ли способен осуществить процесс самообразования?

Чтобы получить ответ на волнующий вопрос было проведено анкетирование педагогов. Результаты анкетирования : приняли участие 55 педагогов.

55 и более баллов набрали 47 человек -85,5% анкетируемых. Они активно реализуют свои потребности в саморазвитии.

36-54 балла набрали 8 человек -14,5% анкетируемых. У данных педагогов нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.

15-35 баллов набрал 0 человек - 0% анкетируемых. Он находится в стадии остановившегося развития.




МБОУ СОШ с.Чернава

Быковский филиал МБОУ СОШ с. Чернава

Ровенский филиал МБОУ СОШ с. Чернава

Пятницкий

филиал МБОУ СОШ с. Чернава

55 и более баллов

10

14

8

15

36-54 балла

6

1

1

0

15-35 баллов

0

0

0

0



МОТИВЫ И ФАКТОРЫ САМОВОСПИТАНИЯ.



МОТИВЫ И ФАКТОРЫ САМОВОСПИТАНИЯ.




Выявив способности и стремления учителей к саморазвитию и профессиональному развитию, необходимо определить факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей. Для этого была проведена еще одна анкета

«Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей в школе".

Он составляет 0,49 по препятствующим факторам и 0,70 по стимулирующим факторам.

Можно сделать вывод, что препятствующими профессиональному развитию факторами являются прежде всего личностные (недостаток времени(14), ограниченные ресурсы(12), враждебность окружающих(12), отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей(12) собственная инерция(9). Состояние здоровья(отмечено как один из наиболее значимых препятствующих факторов(15).

При существующем интересе к своей работе (что немаловажно) среди стимулирующих факторов педагоги выделяют обучение на курсах(25), методическую работу(20), что в первую очередь и способствует повышению профессионального развития педагогов Для всего коллектива главным стимулирующим фактором в развитии и обучении служит интерес к работе (30).

Среди факторов, стимулирующих развитие доминируют также доверие 32,7%, пример и влияние коллег - значимый фактор для 25,5%.

Довольно высокие показатели получили такие стимулы, как пример руководителей 52%.

Из проведенного анализа можно сделать общие выводы:

  1. Педагоги школы в некоторых отношениях ощущают депрессивное состояние. Профессиональная жизнь предъявляет к ним все более высокие требования. При возросшем уровне требований, несомненно, увеличивается и нагрузка на учителя, в связи с чем и возникает процесс переутомления работников.

  2. При отмеченном высоком факторе влияния примера руководителей отмечается невысокий уровень внимания руководителей к обозначенной учителем какой-либо проблемы.

  3. Вместе с тем, важно отметить, что педагоги осознанно выбрали свою профессию, у них высок интерес и желание обучать детей своему предмету. Удовлетворение от самого процесса и результата работы, возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности являются положительными факторами, способствующими росту профессионализма учителя.

  4. Отмечается стремление отдельных педагогов к карьерному росту, потребность в достижении профессионального престижа и уважения со стороны коллег.

  5. Значительная часть педагогов выдвигает на первый план участие в методической работе и повышение квалификации, что непосредственно способствует их профессиональному росту.


Возвращаясь к анкетированию выявление способностей к саморазвитию позволило сделать выводы о том, что 85,5% педагогов занимаются своим профессиональным развитием и имеют положительные результаты, 87% педагогов обращают внимание на обратную связь; чтобы лучше узнать и оценить себя, 54% педагогов испытывают стремление изучить себя, 67% педагогов много читают, анализируют свои чувства и верят в свои возможности.

Данные выводы дают основание предполагать, что при определённых условиях большинство членов коллектива способны выйти на уровень активного саморазвития. Педколлектив в большинстве своём делает все возможное для своего активного развития и верит в свои возможности, в занятия профессиональным развитием в условиях внедрения инновационных программ и технологий, однако предстоит изыскивать нетрадиционные формы работы с педколлективом с учётом выявленных факторов и в целях развития креативности мышления каждого члена коллектива.

Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению Сергея Гиппиуса так: "Трудное сделать привычным, привычное - легким, легкое - красивым. "


© 2010-2020