Программа психологического сопровождения семьи «СЕМЬЯ, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Программа

психологического сопровождения семьи

«СЕМЬЯ, В КОТОРОЙ Я ЖИВУ»







Разработчик:

педагог - психолог МБУ ДО ДДТ

Покатилова Галина Серафимовна














Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………. ....3

Блок 1. Консультативный………………………………………………………...6

  1. Темы семейного консультирования…………………………….. ………….6

  2. Темы консультаций для профессионального самоопределения…………...7

Блок 2. Диагностический…………………………………………………………8

2.1. Методы диагностики семейной системы…………………………………...8

2.2. Методы диагностики профессионального самоопределения……………..9

Список литературы………………………………………………………………10

Приложение ……………………………………………………………………...11

















Пояснительная записка

В последние годы в нашей стране растет интерес к изучению психологии и психотерапии семьи, так как современная семья претерпевает серьезные изменения. Сейчас обществом очень востребованы специалисты (врачи, психологи, социальные работники, педагоги), работающие с семьями. Специалист в области семейной психологии и психотерапии должен уметь работать с людьми разного пола и разного возраста: детьми, подростками и взрослыми. Он должен владеть навыками индивидуальной (помощь одному члену семьи) и «групповой работы» (помощь супружеской паре, детям и родителям, семье в целом).

Поэтому в Доме детского творчества открыты новые направления психологического сопровождения и коррекции: семейное консультирование и профориентация. Педагогом-психологом разработана программа психологического сопровождения семьи «Семья, в которой я живу». Программа ориентирована как на взрослых членов семьи (родителей), так и на подрастающее поколение.

Цели программы:

- оказание психологической помощи семьям (консультирование, диагностика, коррекция и сопровождение разных типов семей);

- актуализация процесса профессионального самоопределения.

Задачи:

  1. Оказание помощи членам семьи в обучении новым навыкам поведения.

  2. Способствование развитию личности у консультируемого.

  3. Обучение методам релаксации, снятию психоэмоционального напряжения.

  4. Сопровождение при осознании членами семьи собственных чувств и переживаний, связанные с изменениями в семье.

  5. Диагностика особенностей супружеских отношений.

  6. Обучение навыкам сознательного выбора профессии.

Формы работы с семьёй:

- работа с одним из членов семьи,

- с семейной парой,

- с вступающими в брак,

- с разводящимися парами.

Этапы работы психолога.

- Разработка проекта организации диагностики определенного типа семьи.

- Подбор диагностических методик к изучению различных сфер функционирования семьи.

- Разработка рекомендаций по результатам диагностики конкретной семьи.

- Разработка поэтапной методики изучения проблемной семьи.

- Подготовка программы исследования супружеской пары.

- Проведение диагностики детско-родительских отношений.

- Разработка проекта диагностической работы с проблемной семьей на разных этапах жизненного цикла семьи.

Психолог в своей работе применяет современные методы семейной диагностики, методы и техники системной и аналитико-системной семейной психотерапии, игровой семейной психотерапии и семейного консультирования; использует в работе клинический и эриксоновский гипноз.

Ожидаемые результаты:

  1. Гармонизация семейных отношений.

  2. Совершенствование общекультурного, нравственного уровня развития семьи.

  3. Принятие членами семьи ответственности за свои решения, развитие новых социокультурных компетенций, выработка нестандартных решений в проблемных ситуациях.

  4. Адаптация членов семьи к новым ситуациям, переоценка накопленного опыта, анализ своих возможностей.

  5. Позитивное воздействие на членов семьи личным примером на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни.

Посетив психолога, получив консультацию, члены семьи получают совершенно объективные представления о собственной семье как сложной системе; замечают факторы, ведущие к нарушениям её жизнедеятельности, раскрывают собственные личностные и профессиональные ресурсы.

Разделы и темы программы.

Предлагаемая программа состоит из 2-х блоков: консультационного и диагностического. В первом блоке представлены темы индивидуальных и групповых консультаций, во втором - диагностический инструментарий.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Компьютер.

  2. Программные диски.

  3. Сенсорная тропа для ног.

  4. Профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами.

  5. Зеркальный шар с приводом вращения.

Блок 1. Консультативный.

1.1. Темы семейного консультирования.

  1. Семья, как психологический феномен. Функции семьи. Структура семьи.

  2. Основные принципы организации семьи.

  3. Жизненный цикл семьи и психологические проблемы каждой из его

стадий.

  1. Динамика супружеских отношений.

  2. Нормативные кризисы в развитии семьи (подростковый период детей,

карьера родителей).

  1. Ненормативные семейные кризисы (развод, смерть близкого, болезнь

близких)

  1. Социальный смысл семейного благополучия.

  2. Супружеские взаимоотношения как основа семейного благополучия.

  3. Способы поддержания благоприятной атмосферы в семье.

  4. Типы неблагополучных семей - проблемные, конфликтные, кризисные.

  5. Объективные и субъективные причины семейного неблагополучия: социально-экономические условия, личностные особенности, отношения с родителями, измены, особенности взаимодействия и др.

  6. Развод как способ решения семейных проблем в кризисной ситуации.

Типы разводов.

  1. Последствия развода: нарушения психических и соматических состояний,

одиночество, изменение стиля жизни и др.

  1. Влияние развода на поведение и эмоциональные переживания детей.

  2. Проблемы взаимоотношений с детьми после развода.

  3. Уровни супружеских отношений: психо-физиологический, психологический, социально-психологический, социо-культурный и проблема совместимости. Психологическая совместимость - совпадение и контраст характеристик.

  4. Этапы адаптации супругов - первичная и вторичная адаптация.

  5. Психология формирования родительства.

  6. Влияние особенностей семьи, супружеских отношений, стиля семейного

воспитания на формирование личности ребёнка.

  1. Родительская любовь и её влияние на формирование личности ребёнка.

  2. Особенности родительско-детских отношений в зависимости от возраста

ребёнка.

  1. Влияние родительско-детских отношений на развитие ребёнка.

  2. Типы семейного воспитания.

  3. Стили неправильного воспитания как этиологический фактор

аномального развития личности.

  1. Нарушение внутрисемейных границ и дисфункциональные семейные

коалиции.

  1. Вовлечение детей в семейные особенности внутрисемейного общения как

фактор риска невротизации и психопатизации личности.

  1. Психологические функции матери и отца в воспитании.

  2. Влияние эмоциональной депривации на развитие личности ребёнка.

  3. Формы вовлечения детей в семейные конфликты.

1.2. Темы консультаций для профессионального самоопределения.

  1. Осознание и представление профессиональных целей, убеждений.

  2. Определение готовности к профессиональному самоопределению и

мотивов выбора профессии.

  1. Планирование важных жизненных событий.

  2. Основы выбора профессии.

  3. Самопрезентация в профессии.

  4. Определение профессиональных интересов.

  5. Мои способности и возможности.

  6. Бренд по имени «Вы».

  7. Основы делового общения.

  8. Вербальные и невербальные средства общения.

  9. Тактика телефонных переговоров.

Блок 2. Диагностический.

2.1. Методы диагностики семейной системы.

  1. Тест Геринга.

  2. Генограмма семьи

  3. Методика «Семейная скульптура».

  4. Кинетический рисунок семьи.

  5. Тест Томаса.

  6. Методика «Ожидания и притязания в браке».

  7. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

  8. Факторный личностный опросник Кеттелла.

  9. Методика исследования детско-родительских отношений Рене-Жиля.

  10. Тест «Незаконченные предложения».

  11. Опросник САН

  12. Шкала оценки значимости эмоций.

  13. Методика «Оценка доверия к себе» (Скрипкина Т. П.).

  14. Проективный тест Розенцвейга.

  15. Цветовой тест Люшера.

  16. Тест детской апперцепции (САТ).

  17. Шкала самооценки (Спилбергер Ч. Д., Ханин Ю. Л.).

Программа компьютерной обработки блока психологических тестов.

Блок психологических тестов «Родительско-детские отношения».

Название теста

1

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э.Г.)

2

«Измерение родительских установок и реакций» - методика PARI, адаптированная в России Т.В. Нещерет.

3

«Диагностика родительской тревожности» (Прихожан A.M.)

4

«Экспресс-диагностика семейного состояния» (Овчарова Р.В.)

5

«Подростки о родителях» - модификация опрос­ника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» («ADOR»).

6

Опросник «Сенсорные предпочтения» (Васильева Н.Л.)

2.2. Методы диагностики профессионального самоопределения.

Программа компьютерной обработки блока психологических тестов.

Блок психологических тестов «Профи».

Название теста

Профориентационная система «ПРОФИ-I»

1

Изучение профессиональной мотивации учащего­ся (Головей Л.А.)

2

Исследование мотивации к достижению/избеганию неудач А.Мехрабиана

3

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)

4

Тест на определение уровня субъективного конт­роля Д. Роттера

5

Определение уровня общего интеллектуального развития

6

Изучение отношения к учению и учебным предме­там (ГН. Казанцева)


Профориентационная система «ПРОФИ-II»

1

Изучение мотивации обучения в ВУЗе.

2

Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации «Карта интересов»

3

Диагностика работоспособности по психомотор­ным показателям «Теппинг - тест»

4

Тест «Конструктивный рисунок человека из геомет­рических фигур»

5

«Измерение мотивации достижения» (А. Мехрабиан)

6

Методика диагностики межличностных отноше­ний Т. Лири

7

«Профессиональная мотивация учащегося» (Головей)

8

«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

9

Исследование самооценки по методике Дембо-Ру­бинштейн


Профориентационная система «ПРОФИ-III»

1

Типология личности но Дж. Холланду с использовани­ем «Опросника профессиональных предпочтений»

2

Типология мотивации О.Елисеева «Конструктивность мотивации»

3

Стремление к успеху/ избеганию неудач - методика Эллерса

4

Определение готовности к риску - методика Шуберта

5

Определение уровня общего интеллектуального разви­тия в целях профотбора - тест Вандерлика (КОТ)

6

Сфера профессиональных предпочтений - методика Йоваши

7

Психологический портрет личности - методика Кейрси

8

Определение направленности личности - ориентационный опросник Басса (авторы модификации В. Смекал и М. Кучера)

9

Оценка коммуникативных и организаторских склонно­стей (КОС) (автор Б.А.Федоришин).






















Список литературы.

  1. Бейкер К., Варга А. Я. , ред. Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Москва, Когито-Центр, 2005.

  2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Москва, Речь, 2001.

  3. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Психология межличностных коммуникаций. Спб, Речь, 2000.

  4. Витакер К., Бамберри В. Танцы с семьёй. Москва, Класс,1997.

  5. Дружинин В. Н. Психология семьи. М. 2002 г.

  6. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. Москва, Класс, 2006

  7. Нардонэ Д., Вацлавик П. Искусство быстрых изменений. Краткосрочная стратегическая терапия. Москва, Издательство института психотерапии. 2006.

  8. Палаццоли М.С. Парадокс и контрпарадокс. Москва, Когито, 2002.

  9. Пэпп П. Семейная терапия и её парадоксы. Москва, Класс, 1998.

  10. Сатир В. Вы и ваша семья. Москва, Институт общегуманитарных исследований, 2008.

  11. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть. М., 2005 г.

  12. Ткаченко Л.П. Профессионал. Быть или не быть? (Курс психологического сопровождения выбора профессии), Таганрог, 2004 г.

  13. Ткаченко Л.П. Путь к успеху, Таганрог, 2004 г.

  14. Харли, Уиллард Ф. Законы семейной жизни. М., 2001 г.

  15. Хейли Д. Терапия испытанием. Москва, Класс, 1998.

  16. Холмогорова А. Б. , Ослон В. Н. Замещающая профессиональная семья и проблемы сиротства. Вопросы психологии, 2001, №3.

  17. Черников А. В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. Москва. 1997.

  18. Шнейдер Л.Б. Семейная психология, Москва, Трикста, 2008.

  19. Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб. Питер,2000.


Приложение.

Упражнения в ходе консультирования с одним из супругов:

  1. Составьте генограмму вашей семьи.

  2. Психорисунки. Нарисуйте большой круг, а в нем в виде кружков с подписями нарисуйте себя и членов своей семьи. Нарисуйте на листе бумаги всех членов своей семьи, включая себя, делающих что-нибудь. Разделите лист бумаги на две половины, на одной нарисуйте счастливое семейное воспоминание, на другой - несчастливое. Нарисуйте свой «плохой» детский сон. Нарисуйте дом и дерево.

  3. Древо семейных ценностей. Нарисуйте на листе бумаги большое дерево, корни которого - ваши основные семейные ценности, ствол - менее важные и ветви - наименее принципиальные. Список ценностей: общие интересы, взаимное уважение, невмешательство в дела другого, любовь, преданность, доверие, автономия, достаток, та же национальность, благополучие в глазах других, дисциплина и порядок, выполнение всеми своих обязательств, сотрудничество, взаимопомощь, совместный досуг, «открытый» дом, много детей, родительский авторитет, здоровье.

В какой мере другие члены семьи учитывают ваши желания? Чего бы вы желали от других членов семьи, если бы имели больше влияния на них? Чего бы вы желали, если бы имели очень большой авторитет в семье? Чего бы вы хотели, если бы вам были очень обязаны (например, жизнью)?

Принесите генограмму и неподписанные рисунки, а также семейные фотографии на групповое занятие.

  1. Семейные роли. Составьте словесные портреты членов вашей расширенной семьи с помощью следующего примерного списка (каждое определение можно использовать только один раз). «Его превосходительство», создатель правил, сторонник дисциплины, отвечающий за все, распорядитель, организатор праздников, организатор домашнего хозяйства, закупщик продуктов, повар, накрывающий на стол, устроитель ужина, убирающий после еды, посудомойка. Укладывающий детей спать, купальщик маленьких детей, кормящий домашних животных, мойщик полов, садовник, мальчик на побегушках, плохой исполнитель всех своих обязанностей и т.п. Позитивные роли взаимодействия: говорящий правду, помогающий, понимающий, творческий, счастливый, дипломат и негативные роли взаимодействия: обвинитель, умиротворитель, компьютер, одинокий волк, сбивающий с толку, жертва, крикун.

  2. Стиль принятия решений в семье. Проанализируйте следующие вопросы:

  1. На каком основании власть была переждана одному человеку или как сложилось, что супруги стали использовать демократический подход в принятии решений?

  2. Эффективен ли стиль принятия решений для всей семьи в целом? Хорошо ли это для пары? Работает ли это в случае с детьми?

  3. Какому стилю принятия решений отдает предпочтение муж? Жена? Дети?

  4. Какое влияние оказал стиль принятия решений в родительских семьях на формирование стиля принятия решений в вашей собственной семье?

Упражнения в ходе консультирования с семейной парой:

Генограмма. Выберите участника группы, чем-либо напоминающего кого-то в вашей собственной семье или, наоборот, восполняющего, по вашему мнению, недостающее в ней звено. Постройте генограммы друг друга. Сравните полученные генограммы и отметьте совпадения, контрасты и возможную комплементарность.

12


© 2010-2022