• Преподавателю
  • Школьному психологу
  • Доклад по теме: «Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Доклад по теме: «Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад по теме:

«Использование оборудования сенсорной комнаты в психологическом сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями»


Подготовила: педагог-психолог

КГКОУ ШИ 16 Лежнёва Т.Л.


В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием инновационных технологий, к которым можно отнести и сенсорную комнату, в которой активно применяются интерактивные и здоровьесберегающие технологии. Выбор этот не случаен. Сенсорная комната - это особым образом организованная среда, состоящая из множества различного рода стимулов, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Сенсорные комнаты представляют собой помещения, оборудованные по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении специалиста исследует окружающее.

Сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее.

Это маленький рай, где все светится, звучит, журчит, переливается, манит, ненавязчиво успокаивает, а если нужно, мотивирует к активной деятельности. Поэтому сенсорные комнаты не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

Занятия в сенсорной комнате направлены на:

* Развитие общей и мелкой моторики, коррекцию двигательных нарушений

* Снятие эмоционального и мышечного напряжения

* Коррекцию психоэмоционального состояния

* Развитие коммуникативной сферы

* Развитие и гармонизацию эмоционально-волевой сферы

* Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления,

восприятия, воображения

Общий эффект от мультисенсорной среды комнаты для детей заключается в снятии мышечного и психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессии, страхов. При этом плавно активизируется мозговая деятельность, что благожелательно сказывается на интеллектуальном и эмоциональном развитии ребёнка.

Условно оборудование СК можно разделить на два функциональных блока: релаксационный и активационный.

Релаксационный - в него входят мягкие покрытия (настенные, напольные маты), пуфики, приборы, создающие рассеянный свет, релаксационная музыка, игрушки, сухой бассейн, безопасные зеркала, установки для аромотерапии.

Активационный блок - в него входит всё оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и для ног, массажные мячики и т.д. дополнительно в него можно включить сухой бассейна, а также интерактивное оборудование последнего поколения.

Работа в сенсорной комнате основывается на нескольких принципах:

1принцип - индивидуальный подход.

Занятия в сенсорной комнате разрабатываются с учётом основной патологии, степени нарушения, общего и эмоционального состояния. Специалист, работающий в этой комнате, в своей работе опирается на рекомендации, полученные от врача, психолога, дефектолога. При составлении индивидуального плана занятий учитывается возраст ребёнка, корректируется время проведения занятий и форма (индивидуальная или групповая). В течение всей реабилитации оценивается динамика усвоения того или иного навыка и в зависимости от этого специалист меняет (варьирует) степень сенсорной нагрузки (сложность заданий).

2 принцип - этапности.

На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная форма работы, педагог должен уметь наладить эмоциональный контакт с ребёнком, продуктивное взаимодействие, в зависимости от общего, соматического и эмоционального состояния ребёнка. Специалист постепенно знакомит ребёнка с интерактивным оборудованием и его возможностями. По мере овладения ребёнком различными навыками, педагог постепенно усложняет задания, варьируя степень и интенсивность воздействия, решая непосредственно коррекционные и восстановительные задачи.

3 принцип - преемственности.

Специалист, составляет занятия с учётом уровня развития ребёнка, данные фиксируются в листе назначения, которые предоставляют психолог и логопед, в соответствии с показателями подбираются развивающие, коррекционные занятия. Все специалисты (педагоги, психологи, дефектологи) работают в тесной взаимосвязи друг с другом, отслеживая динамику развития ребёнка.

4 принцип - непрерывности

Непрерывный подход в реабилитации обеспечивается за счёт того, что на занятиях могут присутствовать воспитатель, учитель или родители ребёнка. Это даёт возможность получать наиболее полную информацию об актуальном уровне развития ребёнка и его потенциальных возможностях, о зоне ближайшего развития, чтобы работа, начатая по сенсорной коррекции, была продолжена педагогами вне СК или родителями дома.

Основные методы и приемы работы в сенсорной комнате:

  • Игры и игровые упражнения: психогимнастика в игровых упражнениях и

игровых ситуациях; коммуникативные игры на приветствие, взаимодействие;

ролевые игры, обсуждение

  • Дыхательные упражнения

  • Сказкотерапия и визуализация

  • Аромотерапия и музыкотерапия

  • Самовыражение через пантомимические этюды, слово, танец, цвет

  • Релаксация, элементы рефлексии

В зависимости от показаний, занятия в сенсорной комнате могут носить пассивный (расслабляющий, успокаивающий характер) или активный (развивающий сенсорное восприятие, психические познавательные процессы, мелкую моторику руки).

При пассивных занятиях практикуется метод релаксации (от лат.Relaxatio - облегчение, расслабление), при этом используются плавные звуковые и музыкальные эффекты, ароматерапия, расслабляющий тактильный массаж, терапевтические словесные методы.

Активные занятия проводятся в игровой ситуации с сочетанием свето-, цвето-, звуко-терапией, используются танцевальные упражнения, дидактические, подвижные, конструктивные игры, приёмы сказкотерапии, визуализации.

Иногда активные и пассивные приёмы чередуются или сочетаются в одно посещение. Цикл, время и периодичность занятий так же назначаются специалистом индивидуально и дифференцированно решаемым коррекционно-развивающим задачам.

Методика коррекционной работы в Сенсорной комнате основана на постепенном включении сенсорных ощущений, индивидуальности подбора сенсорики. Начинать занятия в Сенсорной комнате следует с тактильных и кинестетических ощущений, поскольку, кожно-кинестетическая чувствительность является основой для формирования зрительного и слухового восприятия.

Структура занятий:

  1. Приветствие. Разминка, гимнастика (растяжки, упражнения на тренировку дыхания, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики). Создается атмосфера доверия в группе, положительный настрой участников на занятие.

  2. Основная часть направлена на решение задач программы, включает

функциональные, когнитивные, коммуникативные упражнения и релаксацию.

  1. Заключительная часть. Завершение занятия: подведение итогов, обратная

связь (рефлексия).

  1. Прощание.

В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение - через рассматривание и описание фантастических узоров, и снижать эмоциональную напряжённость через релаксацию. Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе. Занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно - моторной координации.

В сенсорной комнате осуществляется немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности. Отрицательные эмоции оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматика). Но эмоциональное напряжение даже самое сильное не будет опасным для ребенка, если оно завершается расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями.

Оборудование «Сенсорной комнаты» предназначено как для развивающих занятий, так и для психоэмоциональной разгрузи и релаксации детей.

Перед началом занятия либо цикла занятий проводиться диагностика, в ходе которой выявляется наиболее отстающая сфера в развитии, на которую и направляется основное стимулирующее действие.

В зависимости от направленности вида деятельности - релаксация или активация психического состояния, оборудование в сенсорной комнате можно условно разделить на два функциональных направления.

Первое направление, реализуемое в сенсорной комнате это профилактическое средство школьного переутомления, снятие мышечной и психоэмоциональной напряженности, нервного возбуждения и тревожности, снижение агрессивности и беспокойства учащихся.

Второе функциональное направление активное, направлено на привлечение интереса, стимуляцию зрительных, слуховых анализаторов, моторики и развития познавательного интереса. Активация различных функций центральной нервной системы происходит за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.

Мною проводятся комбинированные занятия, с использованием ресурсов сенсорной комнаты для детей с особыми образовательными потребностями, учитывая их психофизические возможности. Для одних детей занятия проводятся как релаксирующие сеансы в данной комнате, для других - как часть коррекционно - развивающего занятия.

Важно использовать оборудование в зависимости от направленности коррекционно - развивающей деятельности, показаний и противопоказаний к использованию данного оборудования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание занятий определяются возрастом детей, особенностями их сенсомоторного, интеллектуального развития, потребностями в психологической коррекции. Занятия проводятся индивидуальные, групповые или подгруппами по 2-4 человека. Количество человек в подгруппе определяется целями работы, возрастом занимающихся.

В зависимости от задач и возраста детей использую разные приемы и методы работы с оборудованием в интерактивной среде сенсорной комнаты.

Длительность занятий зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для возбудимых детей длительность занятий сокращаю, снижаю нагрузка на сенсорику, исключаю элементы активной стимуляции. На занятиях с такими детьми чаще всего применяют напольный мат или кресло с гранулами вместо бассейна с шариками (легковозбудимому ребенку труднее расслабиться в подвижных шариках).

Форма проведения варьируется и планируется согласно ведущему виду деятельности - игровая и учебная. В период адаптации воспитанников и с детьми младшего звена целесообразно организовать игру или сказку. С подростками необходимо планировать и проговаривать цель и задачи предстоящей деятельности.

Вывод: Сенсорная комната является мощным инструментом не только релаксационной направленности, но также сенсорного и познавательного развития ребенка. Комфортная обстановка способствует сохранению и укреплению здоровья детей, регуляции психических состояний учащихся через индивидуальный и дифференцированный подход в психологическом сопровождении. Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками открывают новые возможности школы по здоровьесбережению детей.

Оборудование сенсорной комнаты многофункционально, с ним могут работать специалисты самого разного профиля: врачи, социальные педагоги, дефектологи, психологи, воспитатели, инструктора ЛФК, логопеды. Именно поэтому в сенсорной комнате могут с высокой эффективностью проводиться интегрированные занятия, в ходе которых каждый специалист решает свои профессиональные задачи. При этом специалистами используется целый ряд преимуществ сенсорной комнаты: высокие мотивационные возможности оборудования к познанию; наличие силуэтных, абстрактных образов, которые создают широкие возможности для развития различных тематических сюжетов, реальных и фантазийных образов специалистом и ребенком; одновременное взаимодействие релаксации и направленной коррекции; широкий спектр возрастных границ, узкий спектр противопоказаний и ограничений в использовании оборудования при различных заболеваниях.

Таким образом, комплексное сопровождение развития ребенка с ОВЗ должно являться центральной идеей в организации работы образовательного учреждения. Оно лежит в основе создания целостной системы и технологий, обеспечивающих оптимальные психолого-педагогические условия, комфортную образовательную среду для развития детей в соответствии с возрастными и типологическими особенностями.

Лежнева Татьяна Леонидовна


© 2010-2022