- Преподавателю
- Школьному психологу
- Статья Психолого - педагогическое сопровождение подростков «группы риска»
Статья Психолого - педагогическое сопровождение подростков «группы риска»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лебедева С.А. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Психолого - педагогическое сопровождение подростков «группы риска»
Подростковый возраст является одним из самых сложных в жизни человека. Подросток остро нуждается в принятии и поддержке со стороны взрослых. Он требует отношения к себе, как к личности самостоятельной и индивидуальной.
В развитии личности подростка учащихся характерны следующие личностные особенности: высокий уровень самооценки, что свидетельствует о личностной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Подростки имеют высокий уровень тревожности, который может провоцировать развитие эмоциональных нарушений и неврозов. У некоторых подростков проявляется инфантилизм, свидетельствующий о неумении самостоятельно принимать решения. Подростки могут проявлять ту или иную форму агрессивности.
Таким образом, есть необходимость психолого - педагогического сопровождения подростков для психологической помощи и поддержки, эмоционально-личностной коррекции и укрепления психологического здоровья школьников.
В ходе психолого - педагогического сопровождения подростков происходит:
изучение личностных особенностей и черт характера подростков;
восстановление их ощущения ценности собственной личности;
овладение способами взаимодействиями с самим собой и окружающим миром;
формирование позитивной моральной позиции;
осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений;
развитие компетентности в социальном функционировании.
Реализация психолого - педагогического сопровождения подростков осуществляется на идивидуальных и групповых занятиях.
1 четверть. Изучение индивидуальных особенностей подростков.
Диагностика личностного и интеллектуального развития.
2 четверть. Индивидуальная работа.
Поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы
поддержки и формирование проекции на будущее.
3 четверть. Работа в группах
Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия «Я и мир округ меня»
4 четверть. Психодиагностический мониторинг.
Анализ результатов работы. Отслеживание динамики личностного роста.
Особенности детей «группы риска»
Наличие неблагоприятных социальных условий.
Медицинские проблемы, усугубляющие физическое и психическое состояние
ребёнка.
Отклоняющееся от нормы поведение.
Трудности обучения.
Психологические основы работы с детьми «группы риска»
Развитие у детей адекватного позитивного видения своих возможностей.
Появление веры в духовный рост.
Удовлетворение базовых потребностей в самоуважении и любви.
Условия реализации потенциальных возможностей подростков
Создание благоприятной социально - психологической обстановки доверия.
Формирование ценностных ориентаций у ребёнка и у окружающих его взрослых.
Первая четверть.
Изучение индивидуальных особенностей подростков.
Цель этапа:
выявление детей «группы риска», диагностика личностного и интеллектуального развития подростков.
Выявление детей «группы риска»
Группы критериев
Критерии, определяющие « группу риска»
Учебно-педагогические
- имеют стойкую неуспеваемость
- прогуливают, пропускают занятия без причин
Поведенческие
- имеют стойкие нарушения поведения
- испытывают трудности во взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками
- употребляют алкоголь, ПАВ
Социальные
- живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное отношение к ребёнку, алкоголизм родителей)
- живут в малообеспеченной семье
- живут не с родителями
Медицинские
- имеют хронические заболевания внутренних органов
- имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи
- часто и длительно болеют
- состоят на учёте у психоневролога
Психологические
- имеют нарушения эмоционально - волевой сферы
- имеют высокий уровень агрессивности
Вторая четверть.
Индивидуальная работа с подростками.
Цель: поиск и активизация позитивных ресурсов личности, создание системы поддержки и формирование проекции на будущее.
Работа с подростками будет эффективной и полезной только при взаимодействии школы, семьи и других общественных институтов.
Методы индивидуальной работы с подростком: беседа, консультация,
дополнительная работа вне урока, индивидуальное развивающее занятие,
индивидуальное коррекционное занятие.
Третья четверть.
Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия: «Я и мир вокруг меня»
Форма и объём занятий.
Тренинг включает в себя 12 занятий, разбитых на 5 блоков
Продолжительность занятия 45 минут. Проводятся занятия 1 раз в неделю.
Каждое занятие имеет определённую структуру: Вводная часть.
Работа по теме занятия (выполнение психогимнастических упражнений, игр, психодиагностика, просвещение, консультирование).
Рефлексия занятия.
Чередование различных видов деятельности позволяет продуктивнее работать в группе, снимает напряжение. Рефлексия занятий позволяет обмениваться впечатлениями, избежать накопления эмоций и необходима психологу для получения обратной связи.
Структура тренинга.
Тренинг состоит из пяти блоков, каждый блок, являясь частью программы, в то же время сохраняет свою относительную самостоятельность.
Первый блок - «Познай себя» направлен на познание подростком своего Я, формирование адекватной самооценки, формирование потребности саморазвития. Занятия предполагают практическую работу по изучению своей личности с помощью различных методов психодиагностики, психологического просвещения и группового консультирования.
Четвёртая четверть.
Психодиагностический мониторинг.
Программа предполагает проведение психодиагностики, направленной на выявление личностных свойств, эмоциональных и поведенческих изменений. Диагностика проводится в первой и четвёртой четверти.
Прогнозируемые результаты и критерии оценки эффективности программы:
Сформированность адекватного представления учащихся о себе, своей самооценке.
Снижение уровня агрессивности и тревожности.
Сформированность способности принимать ответственность за свои поступки.
Наличие представлений о профессиональной ориентации.
Сформированность навыков эффективного взаимодействия с окружающими.
Оценка эффективности программы в целом осуществляется с помощью следующих методов диагностики:
анкетирование
беседа, интервью
наблюдения
проективные методики; тесты
Педагог - психолог МБОУ
«Школа № 119 с углублённым
изучением отдельных предметов»
Лебедева Светлана Аркадьевна