- Преподавателю
- Школьному психологу
- Сценарий к собранию «Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье»
Сценарий к собранию «Поощрение и наказание как метод воспитания ребенка в семье»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Балескова Е.А. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Поощрение и наказание
как метод воспитания ребенка в семье»
Цель:
-
Выстраивание взаимодействия в системе школа -родители-психологи
Задачи:
-
Активизировать родителей к выстраиванию диалоговой формы общения .
-
Способствовать формированию активной позиции родителей по выбору форм и методов воспитания детей.
-
Раскрыть значение таких форм воспитательных воздействий как поощрение и наказание
-
Способствовать популяризации психологических знаний
При подготовке к собранию предварительно проводится опрос учащихся младших классов по разработанной ранее анкете . Анкета прилагается (см. приложение 2)
План проведения:
1.Введение. Знакомство с темой собрания.
2.Информационная часть (мини-лекторий и сравнительный анализ результатов опроса учащихся и родителей по теме наказания и поощрения)
3.Активизация зала
4. Работа в группах (группа экспертов; группа, обсуждающая наказание; группа, обсуждающая поощрение)
5.Подведение итогов собрания (в конце собрания родителям раздаются памятки см. приложение 1.)
Уважаемые родители! Наше сегодняшнее собрание пройдет в интерактивной форме. У нас есть группы:
-
Группа, которая подводит итоги (Эксперты)
-
Группа, которая обсуждает проблему наказания (Наказание)
-
Группа, которая обсуждает проблему поощрения (Поощрение)(см. приложение 4)
И вы, уважаемые родители, сидящие в этом зале.
Психолог:
Как воспитывать ребенка, чтобы вскрыть всё лучшее, что в нем заложено, и проявить всё лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и быть не может. Точно также как и нет идеальных детей, и поверьте, не существует идеальных родителей.
Быть родителями, значит всё время учиться ими быть: развивать интуицию, самообучаться по мере того, как растут дети; помогать себе и им стать ближе друг другу.
Очень часто ребенок становиться грубым, нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и как это не парадоксально поощрения. Уровень тревожности в этом случае у ребенка становиться высоким, а результаты учебной деятельности снижаются. Значит, принуждение и поощрение, как методы воспитания не всегда играют положительную роль в воспитании личности ребенка, хотя родители ими охотно пользуются. Именно об этом наша сегодняшняя беседа.
Разобраться в вопросах, что такое наказание и поощрение, какими они бывают и необходимы ли они в воспитании помогут группы
-
Экспертов
-
Наказания
-
Поощрения
И конечно вы родители сидящие в зале.
И первый вопрос, (Слайд) что такое поощрение? я предлагаю вам посмотреть на самые частые ответы на этот вопрос.
-
одобрение;
-
похвала;
-
благодарность;
-
предоставление почетных прав
- А как думаете вы, что такое поощрение? И какие виды поощрения используете вы в своей семье? (работа с залом)
За что как вы думаете нужно поощрять детей?
Посмотрите, что же думают дети по поводу поощрения
( слайд)
Какие виды поощрения используют чаще всего родители?
( слайд)
------------------------------------------------------------------------------
- А как думаете вы, что такое наказание? И какие виды наказания используете вы в своей семье? (работа с залом)
Посмотрите, что же думают дети по поводу наказания (слайд)
Какие виды наказания используют чаще всего родители? (слайд)
А теперь уважаемые родители мы с вами попробуем закончить следующие предложения (работа с залом) (Если родители неактивны, то предлагается следующие вопросы (для «расшевеления» зала))
-
Я хвалю ребенка если?
-
Я ругаю его если?
-
Я дарю ему подарки если?
-
Я запрещаю ему если ?
А теперь, уважаемые родители я предлагаю вам рассмотреть несколько проблемных ситуаций, с которыми можно столкнуться в жизни (см. приложение 3)
Ситуация 1
Эксперты
Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы купите мне что - нибудь приличное! Вот подруге родители купили роликовые коньки
(В том случае, если родители активно обсуждают проблематику ситуации №1 и при этом делают верные выводы, то группа экспертов подытоживает их работу, благодарит за живейшее участие и еще раз резюмирует сказанное)
Ситуация 2
Наказания
В семье родился маленький ребенок, после чего поведение старшего сына сильно изменилось. Всё чаще он начал проявлять агрессивность по отношению к родителям. Младший сын тоже стал предметом его агрессии. В очередной раз, когда мама попросила его посидеть с малышом он ответил
«Я в няньки не нанимался! Родители были возмущены. Последовало наказание за провинность
(В том случае, если родители активно обсуждают проблематику ситуации №2 и при этом делают верные выводы, то группа экспертов подытоживает их работу, благодарит за живейшее участие и еще раз резюмирует сказанное)
Ситуация 3
Поощрение
В семье было принято, чтобы дети отчитывались о результатах своей учебы. Если по мнению родителей результаты были неплохие, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей не устраивали результаты учебы, то дети должны были выполнять трудовую провинность по дому и даче, делать уборку, поливать огород. Работу можно было всегда найти и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
(В том случае, если родители активно обсуждают проблематику ситуации №3 и при этом делают верные выводы, то группа экспертов подытоживает их работу, благодарит за живейшее участие и еще раз резюмирует сказанное)
И в завершении нашего диалога я хотела бы рассказать одну притчу.
«Ладная семья»
Жила на свете семья. Она была не простая. Боле 100 человек насчитывалась в этой семье. И занимала она целое село. Так жили всей семьей и всем селом. Семья была особая - мир и лад царили в той семье.
Ни сор, ни ругани, ни боже упаси никаких драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить правду ли молвят люди. Прибыл он в село и душа его возрадовалась кругом чисто, красота достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи и попросил «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье?
Глава семьи взял лист и стал что-то писать на листе бумаги. Закончив писать он передал лист владыки. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
«Любовь, Прощение, Терпение» И в конце листа:
«Сто раз любовь, Сто раз Прощение, Сто раз терпение. Прочел владыка и спросил и всё?
Да - ответил старик - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи,- подумав, добавил: «… и мира тоже».
Итог собрания:
Смогли ли мы на сегодняшней встрече дать ответ на вопрос «Как правильно применять наказания и поощрения?» Наверное, да, потому что мы раскрыли сущность каждой из форм воспитательного воздействия. А уж, ЧТО выберете Вы- зависит от вашего внутреннего осознания необходимости выбирать лучшее для своего ребенка.
Это глубоко личное, индивидуальное дело воспитателя и ребенка. Важно, как формируются ваши взаимоотношения. Насколько родители и дети эмоционально близки другу.
Я желаю вам успеха в воспитании ваших детей.
И в заключении мне хочется напомнить о том, чтобы Вы взяли с собой памятки, которые мы подготовили к нашей сегодняшней встрече.
Приложение 1.
Памятка для родителей
Дети учатся тому, что видят вокруг себя!
-
Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.
-
Если ребенок живет в обстановке враждебности он
учится воевать.
-
Если ребенок живет в обстановке страха, - он
учится бояться.
-
Если ребенок окружен жалостью, он учится
жалеть самого себя.
-
Если ребенок окружен насмешками, он учится
робеть.
-
Если ребенок окружен ревностью, он учится
завидовать.
-
Если ребенок живет с чувством стыда, он учится
чувствовать себя виноватым.
-
Если ребенок чувствует поощрение, он учится
быть уверенным в себе.
-
Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он
учится быть терпимым.
-
Если ребенка хвалят, он учится быть
благодарным.
-
Если ребенок живет в атмосфере любви, он
учится любить.
-
Если ребенок чувствует одобрение окружающих
он учится любить себя.
-
Если вокруг ребенка все делятся друг с другом,
он учится щедрости.
-
Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет что такое правда и справедливость.
-
Если ребенок живет с чувством безопасности он
учится верить в себя и окружающих
-
А в какой обстановке живет ваш ребенок?
Приложение 2.
АНКЕТА (для учащихся начальных классов)
-
На твой взгляд, что такое поощрение?
-
Какие виды поощрения ты знаешь?
-
Какие виды поощрения используются в вашей семье?
-
Как ты считаешь, что такое наказание?
-
Какие виды наказания ты знаешь?
-
Какие виды наказания используются в вашей семье?
-
Как бы ты хотел, чтобы тебя воспитывали в твоей семье?
Приложение 3.
Ситуация 1
Эксперты
Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учебу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: «Я думала, что вы купите мне что - нибудь приличное! Вот подруге родители купили роликовые коньки
Ситуация 2
Наказания
В семье родился маленький ребенок, после чего поведение старшего сына сильно изменилось. Всё чаще он начал проявлять агрессивность по отношению к родителям. Младший сын тоже стал предметом его агрессии. В очередной раз, когда мама попросила его посидеть с малышом, он ответил:
Я в няньки не нанимался! Родители были возмущены. Последовало наказание за провинность
Ситуация 3
Поощрение
В семье было принято, чтобы дети отчитывались о результатах своей учебы. Если по мнению родителей, результаты были неплохие, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей не устраивали результаты учебы, то дети должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче делать уборку, поливать огород. Работу можно было всегда найти и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.
Приложение 4.
Используемая литература:
-
«Воспитание без наказания и крика» Дж. Викофф, Барбара Юнел
-
«Нравственные основы применения наказания к ребенку» Л.В. Строганова
-
«Ультра современный» Алла Баркан
-
«Как общаться с ребенком» Ю.Б. Гиппернейтер