Конспект развивающего занятия для учащихся 3-х классов

Конспект занятия "Секреты общения" Занятие проводится в рамках развивающего курса  для учащихся 3-х классов "Юный гений"  Цель: учить детей конструктивному общению. Задачи: 1.                     познакомить детей с правилами, которые способствуют  созданию дружеских отношений; 2.                     познакомить детей с понятиями «вербальное» и «невербальное» общение; 3.                     развивать у детей осознание восприятия себя окружающими людьми; 4.                     воспитывать уважите...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30»



КОНСПЕКТ

открытого внеурочного занятия

с учащимися 3-х классов

по курсу «Юный гений»

на тему «Секреты общения»









Автор и ведущая - педагог-психолог

Зазулина Ю.А.



го Саранск 2015

Тема: Секреты общения.

Цель: учить детей конструктивному общению.

Задачи:

  1. познакомить детей с правилами, которые способствуют созданию дружеских отношений;

  2. познакомить детей с понятиями «вербальное» и «невербальное» общение;

  3. развивать у детей осознание восприятия себя окружающими людьми;

  4. воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;

  5. учить детей самостоятельно искать пути предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций.

Формируемые компетентности: коммуникативная, личностная, социальная компетентность.

Используемые технологии: игровые технологии, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: музыкальный центр и подборка музыки, парты, стулья, мольберт, тактильные дорожки, карточки с заданиями, листы бумаги, фломастеры, заготовки смайлов.

Ход занятия.

Организационный момент.

- Дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычная встреча. Тему её вы определите сами, но немного позднее. А сейчас давайте начнём наше занятие вот с чего…

Возьмите в руки 1 фломастер. Попробуйте вместе (парой) нарисовать любую одну картину. Подпишите её. (Дети вдвоём, держа в руках 1 фломастер, рисуют любую картину на одном листочке, пока звучит весёлая музыка).

- Расскажите, что вы нарисовали.

- Удалось ли вам это сделать хорошо?

- Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?

- А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?

(Надо было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом)

- Исходя из этого как бы вы назвали тему занятия? Верно. Сегодня мы с вами попытаемся раскрыть секреты общения, узнаем о том, какие виды общения бывают и будем учиться общаться правильно.

- Ребята, а что помогает нам общаться? (язык, слова, руки, жесты, мимика). Исходя из этого выделяют два основных вида общения: вербальное и невербальное. При вербальном общении основным средством обмена информацией выступает речь. С помощью слов можно многое высказать, поделиться своими чувствами, узнать ответ на интересный вопрос и т.п. Но не менее значимым является невербальное общение. А иногда с помощью него можно узнать о человеке даже больше. Что, по-вашему, помогает нам общаться невербально? (жесты, мимика, поза).

Многие жесты имеют свою историю и связаны с национальными особенностями. Вам, без сомнения, знаком такой жест: палец, поднятый вверх или опущенный вниз как знак одобрения или неодобрения. Так в Древнем Риме, подводя итог поединка гладиаторов, император показывал, оставляет он жизнь гладиаторам или нет.

Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест сейчас понятен всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

Ролевая игра «Здравствуйте…»


Если помните, я сказала о том, что невербальные способы общения говорят о нас с вами гораздо больше, нежели вербальные.

Подумайте, а к какому способу общения вы отнесете приветствие людьми друг друга?

У каждого народа здесь свои культурные традиции. Давайте познакомимся с некоторыми способами здороваться, принятыми у людей других национальностей.

Работа проводится в парах. Учащимся раздаются распечатанные описания приветственных жестов разных народов с предложением их продемонстрировать.


  1. Если вы из Эфиопии, вы положите ладонь на ладонь собеседника, затем ударите себя ею по груди. Можно осторожно обнять друга, но при этом нельзя дотрагиваться до его затылка.

  2. Если вы из Тибета, вы пожмете руку своего партнёра обеими руками, так вы покажете ему, что принимаете его близко к сердцу.

  3. Если вы из Франции, дважды поцелуйте друг друга в обе щеки.

  4. Если вы из Японии, на расстоянии трех шагов поклонитесь (руки должны быть опущены вдоль туловища).

  5. Если вы из племени Туарег, подайте руку собеседнику ладонью вверх, следом за тем резко отдерните руку назад, проведя кончиками пальцев по ладони друга.

  6. Если вы из племени Маори, согнув указательный палец правой руки, поднесите его к кончику носа и потрите нос костяшкой второй фаланги.

  7. Если вы из России, пожмите друг другу руки.

- Приветствие - это важная часть общения, но одного этого недостаточно, чтобы быть приятным собеседником. Как вы думаете, что мешает людям понимать друг друга?

(Учащимися называются разные причины, но учитель акцентирует внимание на невнимательности человека, на его сосредоточенности на собственных проблемах и нежелании или неумении понять другого.)

Игра «Сложная ситуация»

Посмотрите, как порой непросто сказать другому нужные слова. А как тяжело бывает в трудной жизненной ситуации, когда от наших слов порой зависит очень многое.

Представьте себе ситуацию, в которой может оказаться любой из учащихся :

Друг попросил вашу тетрадь, чтобы списать у вас домашнее задание. Начинается урок - его нет. Вы волнуетесь. Учитель, как назло, спросил именно вас. Двойка. Друг ваш явился на урок спустя еще 10 минут, отговорившись какой-то несерьезной причиной, что-то вроде «не слышал звонка» или т.п.

Ваши первые слова, которые он услышит?

(Как правило, ученики стремятся обвинить другого и сами же говорят, что конфликт неизбежен.)

Как вы думаете, можно ли сказать о своем недовольстве так, чтобы товарищ ваш признал свою неправоту и согласился с вашими доводами?

С какого слова вы начинали все свою возмущенную речь?

( Ты…)

Я предлагаю попробовать по-другому…

Исходя из заданной ситуации, продолжите фразы …

1. Я надеюсь…

2. Я жду…

3. Мне хотелось бы…

4. Я был бы рад, если бы…

5. Я боюсь, что…

6. Меня обижает, когда…

7. Я думаю, что…

8. Я сожалею, что…

9. Мне кажется, что…

10. Я дорожу…

Знаете ли вы, что ученые давно заметили, что фразы « Ты…», как правило, обвиняют человека и он реагирует на обвинения раздражением, даже если он не прав. Использование же в речи высказываний «Я …» позволяет выслушать вас спокойно, потому что вы говорите о своих эмоциях и чувствах, тем самым оставляя собеседнику возможность самому оценить свой поступок.

Физминутка

Ребята выкладывают тактильные дорожки по кругу, идут по ним и повторяют действия за психологом.

Два котёнка Том и Вилли

С детства самого дружили.

Поиграть любили в салки

Друг за другом догонялки. (побежали по дорожкам)

Два котёнка Том и Вилли

Очень вежливыми были,

И при встрече, снявши шляпку,

Пожимали другу лапку. (пожали руки соседям)

Два котёнка Том и Вилли

За здоровием следили.

Ели утром витаминки,

Массажировали спинки. (помяли спинку соседу)

Два котёнка Том и Вилли

Жизнерадостными были.

Не дрались и не ругались,

Всем на свете улыбались. (потянулись и улыбнулись)

- Ребята, а теперь, сидя в кругу, посмотрите друг на друга внимательно и попытайтесь определить настроение своего соседа без слов. Подумайте, что чувствует человек в данный момент.

- А как вы думаете, какова роль улыбки в отношениях между людьми? Вспомните мультфильм «Крошка Енот». Кого испугался маленький Енот и что посоветовала ему мудрая мама? Хочу познакомить вас с прекрасными словами В. Солоухина: «А ведь у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: Глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу, - всё, что нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если тебе за десять дней никто не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет».

Чтобы этого с нами не случилось, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

- Ребята, я предлагаю вам игру.



Игра «Немое кино»

С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояния участников этих ситуаций (работа ведется в пара). Дети выходят по желанию.

  1. « На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? ( жест - показ)

  2. Идя в школу ( во 2-ю смену), вы видите своих друзей, которые идут на каток. Они тоже вас увидели и приглашают пойти с ними. Какие жесты и какую мимику используют ваши друзья, а какую вы, чтобы отказаться? (жест - приглашение и жест - отказ)

  3. « На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используют учитель и ученик? (жест - указание, жест - воспоминание)

  4. Вы решаете задачу на уроке, усиленно думаете. Какие жесты вы при этом используете?

  5. Вы пришли домой в отличном настроении и молча сообщаете маме, что получили «5». С помощью какого жеста?

  6. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? ( жест - отказ ).

  7. « На рыбалке». Рыба только начала клевать, и в этот момент подходит друг. Как вы предупредите товарища, чтобы он не шумел?

Вывод: значит, в некоторых случаях мы можем обойтись без слов, используя невербальные средства общения. Будем считать, что сейчас вы попробовали себя в роли артистов театра пантомимы - есть в Москве такой театр, и там вы не услышите во время представления ни слова. Однако зрители с удовольствием посещают его.

А вы когда-нибудь обращали внимание, когда утки летят на юг, как они крякают? Как вы думаете зачем?

Утки криками подбадривают летящих впереди, чтобы они не сбавляли скорости.

Скажите, а как люди, т.е. мы с вами, можем друг друга подбадривать?

Сейчас я предлагаю вам попрактиковаться в этом и сыграть в игру «Комплимент».

Упражнение «Комплимент».

Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу.

Количество человек в обоих кругах одинаковое. Участники, стоящие напротив, говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего внутренний круг сдвигается (по часовой стрелке), партнеры меняются. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Приятно ли вам было слушать комплименты в свой адрес? Что было приятнее: говорить или принимать комплимент? Как часто в жизни вы и вам говорят комплименты?

- Ребята, а теперь давайте попробуем вместе сформулировать правила общения, соблюдая которые, можно сохранить дружеские отношения и избежать ссор.

Правила:

Оказывать помощь.

Уважать право друга иметь других друзей кроме себя.

Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе.

Радоваться вместе с другом успехам, победам.

Доверять.

Быть внимательным к настроению другого человека, использовать знания о жестах и мимике.

Подведение итогов классного часа.

Мы сегодня говорили о том, как непросто порой нам понять друг друга, но как важно уметь общаться, что значит быть внимательным не только к себе, но и к другим.

- А теперь, ребята, оцените пожалуйста свое настроение и то, насколько вы удовлетворены своими достижениями на занятии, и изобразите это с помощью смайликов (психолог раздает заготовки). Расположите свои смайлы на доске.

- Ребята, я благодарю вас за работу и желаю вам быть людьми, приятными в общении. А в этом вам помогут правила, которые мы сегодня сформулировали. На этом наше занятие закончено, всем удачи!

© 2010-2022