Программа для психолога «Шаг навстречу»

"Описание материала: Каждый из нас встречался с понятием «трудный подросток». Трудные подросток -это не только дети с сложным характером и с проблемами в учебе, но и социально запущенные. Им нужна психологическая помощь, может не все ребята ее попросят, но помочь им надо. Учитывая данные проблемы была составлена педагогическая разработка «Шаг навстречу». Особенностью представленной разработки является обучение общению подростков с отклонениями в поведении». Программа направлена на решение ос...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Отдел образования и молодежной политики

комитета по социально-культурным вопросам

администрации муниципального образования г. Усолье-Сибирское

МОУ «Гимназия №9»


Авторская педагогическая разработка

адаптационного типа



Учебно-развивающая программа

фПрограмма для психолога «Шаг навстречу»акультативного курса по психологии





для учащихся 8 класса



Программа для психолога «Шаг навстречу»


составитель:

педагог-психолог

Сергеева Вера Юрьевна

МОУ «Гимназия №9»


2009 г.

Содержание


  1. Пояснительная записка………………………………………………………………3

  2. Содержание разделов авторской педагогической разработки…………….………6

  3. Тематическое планирование……………………………………………..…..………9

  4. Методическое обеспечение реализации авторской разработки

  5. Приложение 1. Методики входной и выходной диагностики…….……….…...10

  6. Приложение 2. Упражнения для тренинга и тесты…………………..……..…….14

  7. Литература……………………………………………………………………………23











Пояснительная записка

Авторская педагогическая разработка факультативного курса «Шаг навстречу» создана на основе программы Рогов Е.И. «Психология общения» - М: Владос, 2002, а также учебно - методического пособия для 7-9 классов «Преподавание психологии в школе», составленного А. Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И. В. Дубровиной, А. М. Прихожан - М.: МОДЭМ, 2003, рекомендованное Редакционно - издательским советом Российской академии образования. Данная авторская педагогическая разработка составлена с учетом проблем выявленных при помощи диагностических исследований, а также анализа, полученного в результате многочисленных индивидуальных консультаций, и предназначена для организации психологического обучения и развития личности учащихся 8 классов.

Актуальность появления данной разработки вызвана тем, что в одном классе оказалось большое количество детей с девиантным поведением. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

Новизна этой разработки состоит в том, что программа Е. И. Рогова «Психология общения», положенная в основу, дополнена тренинговыми занятиями, практикой, добавлен раздел, широко освещающий вопросы конструктивного поведения.

Особенностью представленной разработки является обучение общению детей с отклонениями в поведении. Она направлена на решение самых острых в подростковом возрасте проблем: самопознание, построение конструктивного общения и адекватных форм поведения в социуме, что для данного возраста является очень актуальным.

Методология.

В основу данной программ положены принципы Т-группы, группы встреч, группы тренинга умений.

Движению Т-групп положили начало исследования выдающегося социального психолога 30-х годов Курта Левина. Левин пришел к твердому убеждению, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Карл Роджерс внес огромный вклад в движение группы встреч. Роджеровская концепция основной встречи содержит веру в рост личности. Так как члены группы в общении свободно выражают свои чувства и принимают чувства других. Арнольд Лазарус и Ганс Айзенк были основоположниками понятия «поведенческая терапия». Поведенческие терапевты пользовались бихевиоральными принципами в работе с группами (такая переменная теории научения, как подкрепление, может влиять на вербальное поведение и лидерский статус). Группа может успешнее, чем индивидуум, экономить время, принимать конструктивные решения. Ею достигается сплоченность, изменение структуры групповой коммуникации, уравнивания сил и установления групповых целей в противоположность целям индивидуальным.

Цель курса: Подготовка учащихся к адекватному восприятию окружающего мира и формированию адекватных форм поведения в группе сверстников и взаимодействию со взрослыми.

Задачи курса:

  1. Формирование запаса элементарных знаний в области социальной психологии и психологии личности;

  2. Формирование устойчивых навыков конструктивного социального взаимодействия;

  3. Определение собственных индивидуальных особенностей, необходимых для грамотной ориентации в социуме.

В содержании курса «Психология общения» основное внимание уделено проблемам общения, его видам, приемам, способам управления чувствами. На данном факультативном курсе особо выделяются темы «Конфликты и их разрешение» и «Оптимизация общения», которые направлены на целесообразное и психологически грамотное поведение человека в острых ситуациях при взаимодействии с другими людьми, что так необходимо в современном обществе. Составленная программа придерживается постулата гуманистической психологии: «Плохих детей не бывает».

Большое количество практических занятий, активных форм работы позволяет сформировать «обратную связь» с учащимися, на практике проверить усвоение теоретического материала, а также обеспечивает атмосферу понимания и взаимодействия в учебной группе, формируя сплоченный и дружный коллектив, состоящий из людей, понимающих других и себя.

В процессе курса учащиеся приобретают следующие знания и умения:

  1. Знание основных психологических терминов и понятий курса;

  2. Коммуникативные умения, способности к рефлексии, саморегуляции;

  3. Умение определить собственные индивидуальные особенности и способности;

  4. Умение продуктивно работать в коллективе, выступая при этом активным участником образовательного процесса.

Авторская педагогическая разработка Шаг навстречу» состоит из трех разделов. Первый раздел - «Понятие общения» (5часов), второй раздел - «Коммуникация и их виды» (9 часов), третий раздел - «Конструктивное общение» (22 часов)

В первом разделе рассматривается само понятие общения, как влияет среда на формирование личности, какие существуют типы общения и правила взаимоотношения. Как мы получаем информацию и что такое информативное общение.

Во втором разделе рассматривается индивид, живущий в постоянном взаимодействии с другими, а также формы общения, барьеры общения. В этом разделе приобретаются навыки вербальной и невербальной коммуникации.

В третьем разделе рассматривается конструктивное общение. Нормы поведения. Конфликт и его формы. Навыки бесконфликтного поведения. Здесь дети учатся навыкам эффективной коммуникации.

Данный курс «Шаг навстречу» предполагает факультативные занятия в группе по 15-17 человек. Периодичность проведения 1 час в неделю.

Программа рассчитана на 34 часа: 11 часов теоретических и 23 часов практических занятий, каждая пройденная тема закрепляется вопросами и рефлексией в конце занятия.

Доступность учебного пособия Е.И. Рогова « Психология общения», на основе которого построена программа (постоянные переиздания, присутствует в ассортименте на полках практически каждого книжного магазина), позволяет обеспечить каждого учащегося необходимой учебной литературой.

Знания оцениваются по принципу «зачет-незачет», используются игровые методы проверки полученных знаний, умений и навыков.

Выявление эффективности реализации программы осуществляется с помощью методики Е. И. Рогова «Конфликтная ли вы личность», адаптированной Н. В. Гришиной методики американского психолога К. Н. Томаса «Стиль конфликтного поведения», «агрессивные проявления» Басса-Дарки.


Содержание разделов и тем


Раздел 1. «Понятие общения»

  1. Общение как понятие

Общение и его значение. Влияние макро-, микросферы на формирование личности. Функции общения. Типы общения. Правила взаимоотношений. Стороны общения.

Упражнения на развитие навыков общения: «Первое знакомство», «Вывеска».

Тест «уровень общительности»

  1. Общение как обмен информацией

Понятие информации, ее типы. Информированность и информативность.

Упражнения на развитие навыков информативного общения: «Ищем секрет», «Объявление о знакомстве».


Раздел 2.«Коммуникации и их виды»

  1. Процесс коммуникации

Коммуникаторы и реципиенты. Позиции коммуникатора. Коммуникативные барьеры. Специфические особенности процесса коммуникации.

Игра «Графологи».


  1. Вербальная коммуникация

Язык как средство передачи информации. Понятие речи. Виды речи.

Игра «Какой я»: взаимооценка и самооценка.

Тесты: «Оцените свое поведение при разговоре», «Насколько вы общительны».

  1. Невербальная коммуникация

Понятие невербальной коммуникации. Виды невербальных средств общения. Дистанция при общении. Мимика лица. Визуальное общение. Жесты. Поза. Звуки и запахи: характеристики устной речи.

Упражнения: «Навыки невербального поведения», «Тихий разговор», «Фраза по кругу», упражнения «Язык без слов», «Вокальная мимика»

Тест: «Понимаете ли вы друг друга».

  1. Зачетная работа

Повторение пройденного материала: игра «Брейн-ринг»


Раздел 3. «Конструктивное общение

  1. Общение как взаимодействие

Межличностное взаимодействие. Стратегия поведения в процессе сотрудничества.

Нормы поведения. Социальный контроль. Ролевое взаимодействие. Влияние ролей на личность. Ролевые ожидания и ролевой конфликт.

Упражнения: «Взаимодействие», «Метафора», «Требование», «Ролевое общение», «Управление инициативой».

Тест «Как мое «Я» проявляется в общении.


  1. Общение как восприятие людьми друг друга

Понятие «Социальная перцепция». Факторы восприятия. Установки. Первое впечатление. Эффекты восприятия. Стереотип. Упражнения «Казуальная контрибуция», «Тренировка наблюдательности».

Понимание окружающих: идентификация, эмпатия, аттракция. Объяснение поведения окружающих.

Социометрическое упражнение «Зеркало». Упражнения «Понял - не понял», «Расставь по ранжиру»

Упражнения «На чужом месте», «Монолог с двойником», «Я тебя понимаю».

Тест «Как меня воспринимают другие люди»

Тест «Уровень эмпатии».


  1. Конфликты и их разрешение.

Понятие конфликта. Типы ограничения контактов. Виды и причины конфликтов, способы их разрешения. Если ты участвуешь в конфликте: правила поведения. Посредничество в конфликте.

Упражнения «Меня не проведешь», «Наши недостатки», «Неожиданный ответ»

Тесты: «Способ реагирования в конфликте», «Уровень конфликтности»

  1. Эмоции и чувства

Положительные и отрицательные эмоции, их влияние на человека. Умение управлять собой, знакомство с отрицательными чувствами.

Упражнения: «Чувство выжигающее меня до тла», «Моя вина», «Волшебное превращение зависти».

3.5 Оптимизация общения

Правила эффективной коммуникации. Подача обратной связи. Успешное уверенное поведение. Ошибки слушания, как их не допускать. Коррекция ошибок восприятия с опорой на эталоны.

Трансактный анализ: его структура. Способы укрепления «Взрослого «Я». Жизненные сценарии. Позиции в трансакции.

Упражнения: «Проигрывание роли», «Переориентация», «Комплимент»

Упражнение «Дискуссия с обратной связью».

Тест «Обаятельны ли вы».

Тест «Три моих «Я».


  1. Итоговое занятие

Подведение итогов; самооценка и взаимооценка.







Учебно-тематическое планирование

Раздела и темы АПР

Часы

Теоретич.

Практическ.


1 Раздел. «Понятие общения»




1.1

Общение как понятие

1

1

1.2

Общение как обмен информацией

1

2


  1. Раздел. «Коммуникации и их виды»



2.1

Процесс коммуникации

1

1

2.2

Вербальная коммуникация

1

1

2.3

Невербальная коммуникация

1

2

2.4

Зачетная работа «Брейн-ринг»


1


3. Раздел. «Конструктивное общение»




3.1

Общение как взаимодействие

1

3

3.2

Общение как восприятие людьми друг друга

1

3

3.3

Конфликты и их разрешение

2

3

3.4

Эмоции и чувства


1

3.5

Оптимизация общения

2

4

3.5

Итоговое занятие


1


ИТОГ

11

23







Методическое обеспечение реализации

авторской педагогической разработки

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОЦЕНКА СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ

ОЦЕНКА УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ

ТЕСТ «КОНФЛИКТНАЯ ЛИ ВЫ ЛИЧНОСТЬ?»

Е. И. Рогов

Чтобы узнать это, воспользуйтесь тестом, выбрав по одному ответу на каждый вопрос.

  1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а - не принимаю участия;

б - кратко высказываюсь в защиту стороны, которую счи­таю правой;

в - активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».

  1. Программа для психолога «Шаг навстречу»Программа для психолога «Шаг навстречу»Программа для психолога «Шаг навстречу»Выступаете ли Вы на собраниях с критикой руководства?
    а - нет;

б - только если имею для этого всякие основания;

в - критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.

  1. Часто ли спорите с друзьями?

а - только если люди необидчивые;

б - лишь по принципиальным вопросам;

в - споры - моя стихия.

  1. Как вы реагируете, если кто-то залезет в обход очереди?

а - возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

б - делаю замечание;

в - прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

  1. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
    а - не буду поднимать бучу из-за пустяков;

б - молча возьму солонку;

в - не удержусь от едких замечаний и, быть может, демон­стративно откажусь от еды.

  1. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу...
    а - с возмущением посмотрю на обидчика;

б - сухо сделаю замечание;

в - выскажусь, не стесняясь в выражениях!

  1. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понра­
    вилась

а - промолчу;

б - ограничусь коротким тактичным комментарием;

в - устрою скандал.

  1. Не повезло в лотерее. Как Вы к этому отнесетесь?

а - постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;

б - не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмо­ром, пообещав взять реванш;

в - проигрыш надолго испортит настроение.

Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каж­дое а - 4 очка, б - 2, в - 0 очков.

22-32 очка - Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому Вас иногда назы­вают приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятель­ства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков - Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не ду­мая о том, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков - Споры и конфликты - это воздух, без которого Вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика - ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с Вами - на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у Вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

СТИЛЬ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕЛЕНИЯ

С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики амери­канского социального психолога К.Н.Томаса (1973) определяют­ся типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в школьной команде, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов или, наоборот, стара­ется обострить их. Методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной спортивной деятельности.

ТЕКСТ МЕТОДИКИ

1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;

б) Вместо того, чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение;

б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

Программа для психолога «Шаг навстречу»Программа для психолога «Шаг навстречу»5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь най­ти поддержку у другого;

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной на­пряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя;

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно;

б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий;

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего;

б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем
состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь успокоить другого и главным образом со­хранить наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;

б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при сво­ем мнении, если он также идет навстречу.

13. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;

б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отно­шения;

б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему воз­можность настоять на своем;

б) Я дам другому возможность остаться при своем мне­нии, если он идет мне навстречу.

19. а)Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;

б) Я стараюсь отложить спорные вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;

б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь

для нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к дру­гому;

б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посере­дине между моей и позицией другого человека;

б) Я отстаиваю свою позицию.

23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить же­лания каждого из нас;

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответствен­ность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я ста­раюсь идти ему навстречу;

б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте;

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к ар­гументам другого.

26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию;

б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каж­дого из нас.

27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров;

б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти под­держку у другого.

29. а) Я предлагаю среднюю позицию;

б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возника­ющих разногласий.

30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого;

б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Программа для психолога «Шаг навстречу»Программа для психолога «Шаг навстречу»Программа для психолога «Шаг навстречу»Программа для психолога «Шаг навстречу»Программа для психолога «Шаг навстречу»Программа для психолога «Шаг навстречу»По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, со­трудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом.

Ключ

Соперничество: За, 66, 8а, 96, 10а, 136, 146, 166, 17а, 226, 25а, 28а.

Сотрудничество: 26, 5а, 86, 11а, 14а, 19а, 20а, 216, 23а, 266, 286, 306.

Компромисс: 2а, 4а, 76, 106, 126, 13а, 186, 206, 22а, 246, 26а, 29а.

Избегание: 1а, 56, 7а, 9а, 12а, 156, 176, 196, 21а, 236, 27а, 296.

Приспособление: 16, 36, 46, 6а, 116, 15а, 16а, 18а, 24а, 256, 276, 30а.

Полученные количественные оценки сравниваются между со­бой для выявления наиболее предпочитаемой формы социаль­ного поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Упражнение «Первое знакомство».

Ведущий объясняет, что иногда обстоятельства складываются так, что приходится встречаться с совершенно незнакомым человеком. Для того, чтобы он вас узнал, необходимо описать свои характерные особенности (необычная деталь походки, манера поведения и т.п.)

Через 5 минут описания сдаются ведущему, перемешиваются и зачитываются вслух. Участники группы угадывают, чей это портрет.

Упражнение «Ищем секрет»

Ведущий предлагает обнаружить у себя скрытые особенности, представив, что сумасшедший ученый создал робота - вашу точную копию и орудие зла. Вы не хотите, чтобы его принимали за вас. Подумайте, что в вас есть такого, что невозможно продублировать? Как люди, хорошо знающие вас, смогли бы обнаружить подмену? Если робот ухитрился воспроизвести все в точности, какой самый важный секрет вы откроете в последнюю очередь, чтобы хоть самому убедиться, что вы это вы, а не ваша копия?

Упражнение «Объявление о знакомстве»

Составьте текст объявления для поиска друга, в котором нужно прежде всего указать свои основные достоинства: характер, привычки, особенности общения с людьми, отношения к ним, ваши любимые занятия, которыми вы можете заинтересовать другого человека. В нескольких словах охарактеризуйте своего будущего друга: каким вы себе его представляете?

Каждый читает вслух свое объявление, а остальные члены группы выступают в роли экспертов, добавив то положительное и привлекательное, что забыл написать о себе автор.

Упражнение «Навыки невербального общения»

Попробуйте привлечь к себе внимание без речевого общения - средствами мимики, пантомимики, зрения. Слушатели фиксируют ваши жесты и оценивают их.

Попытайтесь найти в себе зачатки чувства, которого вы сейчас не испытываете; найдите целесообразные, уместные формы выражения этих чувств в различных ситуациях, проиграйте ситуацию.

Упражнение « Фраза по кругу»

Выбирается простая фраза, например: «В саду падали яблоки». Участники произносят эту фразу по очереди, каждый - с новой интонацией. Если игрок не может придумать ничего нового, он выбывает из игры.

Упражнение «Вокальная мимика»

Участники читают любые фразы из газеты, вкладывая в читаемый текст определенный подтекст: недоверчиво, пренебрежительно, с удивлением, с восторгом, с угрозой. Все стараются угадать состояние человека или его отношение к произносимому тексту.

Упражнение «Метафора»

Желающий выходит на середину круга, остальные члены группы называют ассоциации, возникшие у них при взгляде на этого человека: образ, картина, пейзаж и т.п.

Упражнение «Требование»

Ведущий предлагает проверить свои возможности в области предъявления требований к окружающим: обращение с требованием-просьбой, с требованием-доверием, с требованием-одобрением, с требованием-советом, с требованием-намеком, с требованием-игрой, требованием-условием, с требованием-недоверием. Ситуации все время меняются: требование к вашему знакомому, который долго болел, к человеку, с которым у вас конфликт и т.п.

Упражнение «Понял - не понял»

Упражнение выполняется двумя участниками. Первый действует с воображаемыми предметами, не рассказывая, что он делает. Партнер должен определить, чем занят его товарищ, и, сказав «Понял» продолжить действие с того же движения. Если он догадался правильно, они оба продолжают единое действие.

Упражнение «Казуальная контрибуция»

Упражнение направлено на формирование установки на всесторонний анализ ситуации, широту мышления.

Ведущий описывает некоторое событие, например: «Один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого». Надо как можно быстрее назвать как можно больше причин этого факта, в том числе и маловероятных.

Упражнение «Тренировка наблюдательности»

Для проведения требуются фотографии или репродукции картин. Необходимо определить эмоциональное состояние персонажей.

Упражнение «На чужом месте»

Каждый член группы получает задание превратиться в определенную вещь: вообразить себя ею, погрузиться в ее мир, ощущать ее характер. От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, что она чувствует, о ее заботах, пристрастиях, прошлом и будущем.

Упражнение «Я тебя понимаю»

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 2-3 минут в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывают, должен подтвердить или опровергнуть правильность предположений.

Упражнение «Меня не проведешь»

Участники рассаживаются по кругу, ведущий назначает тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, стремится как можно больше запутать свое повествование. Затем жестом передает слово другому участнику. Тот, на кого упал выбор, должен «распутать» разговор, т.е. кратко пройтись по ассоциативным переключениям в обратном порядке - от конца к началу. Он возвращается к исходной, заданной ведущим теме, затем сам запутывает разговор и передает слово кому-то другому.

Упражнение «Наши недостатки»

Один из участников выходит на некоторое время, остальные должны сформулировать 5 - 7 причин, по которым можно данного человека «отвергнуть» (слишком обидчив, необщителен, заносчив и т.п.). В список причин включаются только те, что приняты большинством голосов.

Выходивший участник приглашается обратно и сам называет возможные причины «отвержения», которые могла написать группа. После этого списки сравниваются. Можно задавать вопросы по необходимости.

Упражнение «Зеркало»

«Живыми зеркалами» становятся все участники группы. Добровольно вызвавшийся может подойти к любому из членов группы и задать вопрос: «Какой я?» Тот, к кому был обращен вопрос, вербально или невербально отражает основного игрока: либо демонстрирует яркие особенности его внешних поведенческих проявлений, либо типичные, характерные для него фразы и высказывания.

Упражнение «Расставь по ранжиру»

Каждый из участников выстраивает остальных членов группы по степени выраженности какого-либо качества, не называя его, а остальные должны угадать это качество.

Все упражнения можно найти в рекомендованной литературе, большинство взято из книги Е.И.Рогова «Психология общения»







Тест «Определите свой уровень общительности»

(В.Ф.Ряховский)

Варианты ответов: да - 2 очка,

Иногда - 1 очко,

Нет - 0 очков

1. Вам предстоит деловая или ординарная встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3. Откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Классификатор:

30 - 32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, т.к. страдаете от этого больше вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25 - 29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и вы бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо увлеченности вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19 - 24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14 - 18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9 - 13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы можете заставить себя не отступать.

4 - 8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой причине коллеги и руководители относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этим фактом.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям - и на работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с вами. Да, вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье - такой стиль жизни не проходит бесследно.

Тест

«Проявляете ли вы свое Я в общении»

Поставьте слева от номера вопроса цифру, характеризующую, насколько данное в этом номере утверждение описывает вас.

+3 - очень характерно для меня, очень верно.

+2 - довольно характерно для меня, часто бываю таким

+1 - в какой-то мере характерно для меня, описание скорее верное, чем нет

0 - трудно сказать, не могу сказать определенно

-1 - в какой-то мере не характерное для меня описание, скорее неверное, чем верное

-2 - не характерно для меня; неверное описание

-3 - совсем не характерно для меня, совсем неверное описание

1. Большинство людей, по-видимому, агрессивнее и увереннее в себе, чем я

2. Я не решаюсь назначать свидания и принимать приглашения на свидания из-а своей застенчивости

3. Когда подаваемая в ресторане еда меня не удовлетворяет, я жалуюсь на это официанту.

4. Я избегаю задевать чувства других людей, даже если меня оскорбили.

5. На рынке мне трудно сказать «нет» продавцу, которому стоило значительных усилий показать мне товар, который мне совсем не подходит.

6. Когда меня просят сделать что-нибудь, я настаиваю, чтобы мне объяснили необходимость этого дела.

7. Я достаточно быстро нахожу довод в споре, в доказательстве.

8. Я стараюсь вырваться вперед, как и большинство людей.

9. Честно говоря, люди часто используют меня в своих интересах

10. Я получаю удовольствие, завязывая разговор с новыми знакомыми и посторонними

11. Я часто не знаю, что сказать людям другого пола, которые мне симпатичны

12. Я испытываю нерешительность, когда надо позвонить по телефону в учреждения и организации

13. Я предпочту написать письменную просьбу о принятии на работу или зачислении в институт, чем проходить устное собеседование.

14. Я стесняюсь возвратить некачественную покупку.

15. Если близкий и уважаемый родственник обижает меня, я скорее скрою свои чувства, чем проявлю раздражение.

16. Я избегаю задавать вопросы из страха показаться глупым

17. В споре я иногда боюсь, что буду волноваться и меня начнет трясти

18. Если известный и уважаемый человек выскажет свою точку зрения, которую я считаю неверной, я заставлю аудиторию выслушать и свою точку зрения

19. Я избегаю спорить с продавцами о цене

20. Когда я сделаю что-нибудь важное и стоящее, я стараюсь, чтобы об этом узнали и другие

21. Я откровенен и искренен в своих чувствах

22. Если кто-то распространяет обо мне сплетни, я стараюсь быстрее найти этого человека, чтобы поговорить с ним

23. Мне часто трудно сказать «нет»

24. Я склонен сдерживать проявления любых своих чувств, а не устраивать сцены

25. Если я недоволен, я жалуюсь на плохое обслуживание

26. Когда мне делают комплимент, я теряюсь и не знаю, что сказать в ответ

27. Если в кинотеатре или на лекции рядом со мной люди громко разговаривают, я прошу их говорить потише ил беседовать в другом месте

28. Тот, кто пытается пролезть в очереди впереди меня, может быть уверен, что получит от меня отпор

29. Я быстро высказываю свое мнение

30. Бывают случаи, когда я просто не могу ничего сказать

Теперь подсчитайте общую оценку. Сложите баллы по всем пунктам (в пунктах 1,2,4,5,9,11-17, 19, 23,24,26, 30 измените знак на противоположный, например если у вас -2, считайте его за +2)

Если общая оценка у вас в пределах от +90 до +54, это означает, что у вас очень высокая степень уверенности в себе. Оценка в пределах от +53 до +26 означает среднюю степень уверенности в себе. От +25 до 0 - низкая степень уверенности в себе. От 0 до -26 занимает зона слабой неуверенности в себе. От -27 до -53 в сумме набирают неуверенные в себе люди. От -54 до -90 - это оценки тех, кто в очень сильной степени неуверен в себе.




Список литературы

Рекомендуемая учащимся:

  1. Добрович А.Д. Общение: наука и искусство. - М: Яуза, 1996

  2. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. - М: 1999

  3. Одинцова М. А. Я - целый мир: Программа развития личности подростков и юношества./ Учеб.-метод. Пособие.- М.: Изд-во Института психиатрии, 2004

  4. Рогов Е.И. Психология общения - М: Владос, 2002

  5. Рогов Е.И. Психология человека - М: Владос, 2001

  6. Хозиев В. Б. Психология. Учебное пособие для старшеклассников. -М.: МОДЭК, 2000

Дополнительная литература для педагогов - психологов:


  1. Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Дубровина И. В. Прихожан А. М. Преподавание психологии в школе. - М.: МОДЭМ, 2003

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Лениздат, 1992

  3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М: Ось-89, 2002

  4. Немов Р.С. Психология: пособие для учащихся 10-11 классов. - М: Просвещение, 1995

  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- Учебное пособие в 2 кн. - М: Владос-пресс, 2002

  6. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие: Тренинги социальных навыков для учащихся 1-11 классов. - Ярославль, 2001


23



© 2010-2022