Семинар Профессиональная деформация педагога

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар Профессиональная деформация педагога

Профессиональная деформация педагога

Удачи вам, сельские и городские,

Уважаемые учителя!

Добрые, злые и никакие

Капитаны на мостике корабля.

Удачи вам, дебютанты и ассы,

Удачи! Особенно по утрам,

Когда вы входите в классы,

Одни - как в клетку,

Другие как в храм.

Р. Рождественский.

В настоящее время одной из серьезных проблем является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. У учителей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.

Французский философ 16 века М. Монтель писал: «Самый ценный плод здоровья - возможность получать удовольствие». Получать удовольствие от собственной профессии - значит быть мастером своего дела. Быть мастером - жить в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству - как подъем в гору с полными ведрами воды. Как сохранить ведра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию Учителя, Учителя - Мастера?

Сегодня мы:

  • познакомимся поближе с такими явлением, как профессиональная деформация личности;

  • разберемся в себе, поймем, насколько велик наш запас прочности в отношении деформирующих факторов.

  • найдем способы противостоять этим деформациям;

  • выявим причины эмоционального напряжения в профессии педагога, познакомимся с их проявлениями.

- узнаем приемы, позволяющие обеспечить психологическое здоровье нам, нашим учащимся и их родителям.

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой.

В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования.

Известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциации, то есть других профессий, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины труда, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% педагогов (тест).

Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения учащиеся нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, могут не понимать объяснений - педагога и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык с родителями по поводу учебы учащихся, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс...

Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становится профессиональным заболеванием педагогов. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога.

Эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата. Не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего «повседневный» психический потенциал человека.

В этой ситуации наибольшую опасность для психики представляют чувства неизвестности, неопределенности и беспомощности, так характерные для современных учителей.

Следствием повышенной напряженности труда педагога нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления в адрес учащихся. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках.

В последние годы в России все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания работников.

Что такое синдром профессионального выгорания?

Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально - энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание - это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощении.

Стадии

профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Масляч,1982) - три лестничных пролета в глуби непрофессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

* начинается приглушение эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе;

* исчезают положительные эмоции, появляется, некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи

* возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь, домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!».

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

* возникают недоразумения с учащимися, коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

* неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег, учащихся - в начале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышка раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

* притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «упрощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

* такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса, к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Три аспекта профессионального выгорания.

Первый - снижение самооценки.

Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй - одиночество.

Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с окружающими.

Третий - эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающее эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям - гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдромы хронической усталости.

Симптомы профессионального выгорании.

Первая группа:

Психофизические симптомы

* чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
* ощущение эмоционального и физического истощения;
* снижение восприимчивости и реактивности в связи с
изменением внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию)
* общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии)
* частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

* резкая потеря или резкое увеличение веса;

* полная или частичная бессонница;

* постоянное заторможенное, сонливое состояние

* ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязание.

Вторая группа:

Социально - психологические симптомы

- безразличие, скука, пассивность и депрессия

- повышенная раздражительность

- частые нервные срывы

- чувство неосознанного беспокойства, повышенной тревожности

- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится», или «не справлюсь»

Третья группа:

Поведенческие симптомы:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять все труднее и труднее

  • заметно меняется рабочий режим

  • постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает

  • руководитель затрудняется в принятие решения

  • чувство бесполезности, снижение энтузиазма, безразличие к результатам

  • «застревание» на мелких деталях, не выполнение важных приоритетных задач

  • неадекватная критичность.

Профилактика и психологическая помощь.

Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Вот что, к примеру, рекомендуют австралийские специалисты.

Антистрессовые приемы

8 профилактических правил для всех и каждого

1. Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только работе!

2. Не реже одного раза в неделю говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он вам в ответ скажет то же самое. В нашем мире одно сознание того, что вас то-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.

3. Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими.

4. Пейте побольше воды. Для того чтобы поддержать тело в хорошей форме, следует выпивать не менее 1-1.5 литра в день.

5. По меньшей мере, раз в неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно» (можно, к примеру, «чуть-чуть» нарушить диету, на которой вы сидите, побалуйте себя сладеньким или же ложитесь спать раньше либо позже, чем обычно). Следить за собой необходимо, но, когда это делается слишком серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.

6. Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся нераспечатанными, а телефонные звонки - без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляя делать то, что вам не нужно и не нравится.

7.когда вы подавлены или рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель или просто разбейте старые тарелки. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.

8. Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.

Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им обязательно убережет вас от многих тяжелых стрессов.

Тест

Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов.

  1. Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?

  2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?

  3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных) больше, чем до него?

  4. Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине - тупая боль?

  5. Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов на работе, в семье?

  6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

  7. Бываете ли вы иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

  8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда вы эмоционально расстроены?

  9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

    1. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем, и у вас не остается времени на себя?

Если вы ответили положительно больше четырех раз, то профилактика профессионального выгорания вам необходима

Как избежать встречи

с синдромом профессионального выгорания

1. Будьте внимательны к себе, это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

2. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравится.

3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она - не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.

6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.

7. Учитесь трезво осмыслить события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

8. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?


© 2010-2022