- Преподавателю
- Школьному психологу
- Коммуникативно-педагогическая техника НАСТОЯЩЕЕ СЛУШАНИЕ
Коммуникативно-педагогическая техника НАСТОЯЩЕЕ СЛУШАНИЕ
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Салдаева С.А. |
Дата | 04.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Коммуникативно-педагогическая техника
НАСТОЯЩЕЕ СЛУШАНИЕ
Пояснительная записка.
Настоящее слушание - коммуникативно-педагогическая техника, направленная на создание ситуации успешного, конструктивного общения. Она неразрывно связана с другими коммуникативными техниками, взаимодополняющими и обогащающими друг друга в процессе профессионального общения. Учитель - специалист в области передачи информации, обучения навыкам и умениям. Но не только.
Слушание, умение в коммуникации с другим быть включенным, внимательным, понимающим собеседником - важная составляющая образа эффективного педагога, «классного» учителя, профессионального коммуникатора, фасилитатора и просто хорошего человека.
Специфика профессии учителя - постоянное общение с разными людьми, взрослыми и детьми. Мы постоянно, изо дня в день, из года в год, всю свою социальную жизнь, каждую минуту вступаем в тонкое и хрупкое, мощное и колоссальное по силе воздействия, созидательное и порой разрушительное пространство общения. Говорим мы или молчим, неподвижны или выразительны в движениях и мимике - мы общаемся с другими. И это поле человеческих отношений огромно: ученики, коллеги, родители, члены семьи, друзья, соседи и просто незнакомые люди в автобусе и на улице.
И трудности в общении с этими Другими возникают неизбежно: непонимание, разность мотивов и целей, столкновение интересов, ссоры, даже оскорбление и унижение человеческого достоинства, - одним словом, конфликты, внешние и внутренние, «запускающие» агрессивное поведение, как свое, так и чужое.
И мы переживаем много разных чувств... Страх, злость, печаль или... становимся почти бесчувственными.
Как вести себя в подобные моменты жизни? Как реагировать? Отвечать тем же, мстить или просто промолчать? И что мы при этом чувствуем? А как надо? Надо ли вообще или все-таки надо защититься от агрессора? И чем при этом пожертвовать? Можно ли обойтись без потерь с обеих сторон? И как, не уронив собственного достоинства, сознательно управлять процессом общения даже в сложной конфликтной ситуации? Да еще и помочь этому Другому (а заодно и себе) разобраться в ней, найти выход, успокоиться? Возможно ли это?
Возможно. И необходимо, - ведь на нас смотрят, нас «сканируют», у нас учатся, и нам возвращают все то, что мы даем другим.
Учатся не на прописных истинах, а на живых примерах - тех, что рядом. Прямо на нас.
Слушание - основа общения. Еще древние говорили, что человеку дан один рот и два уха, чтобы он больше слушал, умел в первую очередь именно слушать и слышать, а не говорить. И при-слушиваться в первую очередь к себе: слышать и маркировать свои эмоции, потребности, желания, ограничения.
Настоящее, профессиональное умение слушать является приоритетным коммуникативным умением, которому можно и нужно научиться. В данной таблице представлены цели, задачи и ценность разных видов слушания в соответствии с результатом, к которому необходимо (или просто хотелось бы) придти в процессе беседы, и в соответствии с эмоциональным состоянием и потребностями обеих сторон.
Техника актуальна прежде всего
• в конфликтных ситуациях,
-
в трудных ситуациях общения с человеком, находящимся в состоянии аффекта или сильного эмоционального возбуждения,
-
когда партнер по общению равен Вам или сильнее Вас,
-
когда собеседник ведёт себя агрессивно по отношению к Вам, «давит» на Вас,
-
когда беседа носит деловой характер.
Профессиональное общение предполагает компетентностный подход к применению других коммуникативных техник в комплексе, как вербальных, так и невербальных (которым также можно научиться после целенаправленной тренировки):
• Раппорт (заинтересованность, включенность, состояние «зеркала», телесного и эмоционального «резонатора»)
• «Угу - реакции» («да-да», «угу», «конечно» , «а-а…», «м-м…» и т.д.)
• Уточняющие вопросы («И что он Вам сказал?», «А Вы что ответили?» и т.п.)
• Перефразирование, вербализация, резюмирование - объективная обратная связь собеседнику, отражение информации, чувств (изучать дополнительно)
• «Я-высказывания» (или «я-сообщения» - читать Ю.Б.Гиппенрейтер)
• Настрой на слушание (особое состояние души)
• Умение держать паузу (дать собеседнику выговориться, не торопиться с высказваниями, дозированное заинтересованное молчание)
• «Эхо - реакция» (кивок головой, повторение последних слов собеседника)
• Человеческая поддержка (умение искренне предложить помощь, ненавязчиво поделиться своими чувствами т.п.)
• Умение держать состояние «Маятника» (ныряем в ситуацию - выныриваем, и снова ныряем- выныриваем, и так пока накал эмоций не снизится)
Этапы применения техники:
-
Начало контакта. Чтобы определиться, что говорить собеседнику, прежде необходимо почувствовать и определить эмоциональное состояние и потребности партнера по общению и свои. Вопросы себе: Какой он сейчас? Что он делает? Что я чувствую в общении с ним?
-
Проверка на экологичность. Вопросы себе: Готов ли я сейчас продолжить общение? Насколько это необходимо?
Если вы сейчас не готовы (по разным причинам), то этично выходите из пространства общения.
Если вы готовы, есть необходимость и личностные ресурсы, то продолжаете. Вопросы себе: К какому результату необходимо придти?
-
Применение техник, описанных в таблице. Помните о том, что недопустимо в разных ситуациях!
-
Получение обратной связи, результата. Завершение контакта.
Если вы вынуждены общаться с аффективно заряженным человеком (раздраженным родителем, возмущенным коллегой, обиженным протестующим учеником или завучем, гневно взывающим к ответу) идеальный вариант коммуникации выглядит так:
-
Вы включаете «пассивное слушание», проходите все этапы, выходите на результат «Приведение собеседника в состояние относительного спокойствия, в котором с ним можно было бы дальше общаться на равных, сотрудничать, анализировать, договариваться»;
-
Вы включаете «активное слушание», проходите все этапы, выходите на результат «Переход собеседника с авторитарной позиции на партнерскую» и т.п. (см. таблицу);
-
Переходите на «эмпатическое слушание», проходите все этапы, выходите на результат «Лучшее понимание собеседником самого себя и принятия себя вместе со своими противоречивыми чувствами. Создание теплой атмосферы взаимного доверия, принятия, взаимопомощи».
И вы точно придете к конструктивному решению и позитивному окончанию контакта, которое соответствует цели стройного алгоритма эффективного взаимодействия:
«Прощение - Прощание - Благодарность».
Примечание.
В случае травматичного общения у одного из вас может возникнуть чувство вины перед собеседником и желание извиниться, и прощение может быть как высказано вслух, так и быть просто прочувствовано внутри себя, - это уже не так важно, главное - результат.
Если вы общаетесь с человеком по делу или возникла потребность поговорить по душам, начните вариант коммуникации с нужной строки таблицы - и Вы получите тот же эффективный результат: сотрудничество, теплоту и взаимопонимание.
Приложение 1. Авторская таблица Салдаевой С.А.
НАСТОЯЩЕЕ СЛУШАНИЕ
Виды и задачи
Когда необходимо
и эффективно
Цели
Техники
Что недопустимо
Результат и ценность (обратная связь, её психологическое содержание)
ПАССИВНОЕ
Главное:
- дать собеседнику выговориться;
- услышать эмоцию и информацию объективно
- не заразиться негативной эмоцией
- не стать объектом манипулирования
(помнить о состоянии «Маятника»)
• В ситуациях общения с человеком, находящимся в состоянии аффекта или сильного эмоционального возбуждения
•Вывод партнера по общению из состояния аффекта, его эмоциональная разрядка
• Раппорт (заинтересованность, включенность, состояние «зеркала» или «эмоц-ного резонатора»)
• «Угу - реакции» («да-да», «угу», «конечно» и т.д.)
• Уточняющие вопросы («И что он Вам сказал?», «А Вы что ответили?» и т.п.)
*Без собственных фильтров
• Отражение информации и чувств
• Молчание
• Советы, мораль
• Оценивание
• Призывы, слова-блоки («Успокойся»,
«Не плачь»,
«Не надо переживать» и т.п.)
• Приведение собеседника в состояние относительного спокойствия, в котором с ним можно было бы дальше общаться на равных, сотрудничать, анализировать, договариваться
АКТИВНОЕ
Главное:
-постоянное
отражение информации,
которую передаёт собеседник
• Когда беседа носит деловой характер
• Когда партнер по общению равен Вам или сильнее Вас
• В конфликтных ситуациях
• Когда собеседник ведёт себя агрессивно по отношению к Вам, «давит» на Вас
• Адекватная обратная связь, уверенность в том, что передаваемая собеседником информация Вами правильно понята
• Косвенное информирование собеседника о том, что перед ним не ребёнок, которому нужно указывать, что делать,
а взрослый человек, и оба партнера должны нести ответственность за каждое сказанное слово
• Раппорт
(см. выше)
• Уточняющие вопросы (см. выше).
• Обратная связь собеседнику - объективное перефразирование, вербализация, резюмирование,
«Я-высказывания»
*Фильтры - «Я хочу тебя понять», «Это интересно»
• Псевдоперефразирование
• Неадекватное отражение чувств партнера
• Неадекватное отражение содержания высказывания партнера, «передергивание»
______________________
То есть
псевдовербализация, искажение
• Уверенность в том, что передаваемая собеседником информация правильно Вами понята
• Передача ответственности за свои слова собеседнику
• Переход собеседника с авторитарной позиции на партнерскую
ЭМПАТИЧЕСКОЕ
Главное:
- постоянное отражение чувств собеседника
(а не «объективной информации», которую он сообщает)
• Когда собеседник хочет поделиться личными переживаниями, проблемами.
• Когда он не слишком уверен в себе, растерян.
• Когда инициатива разговора исходит от него
• Создание у партнера по общению ощущения того, что его чувства и переживания захватили Вас, приняты Вами, интересны Вам; что его понимают и ему сопереживают
• Настрой на слушание (особое состояние души)
• Раппорт
• Умение держать паузу
• «Эхо - реакция» (кивок головой, повторение последних слов собеседника)
• Отражение чувств, их вербализация
• Человеческая поддержка (умение предложить помощь, поделиться своими чувствами т.п.)
* Состояние открытой души без фильтров
• Интерпретация тайных мотивов поведения человека
• Объяснение причин возникновения этих чувств
• Молчание
• Советы, мораль
• Оценивание
• Призывы, слова-блоки
(см. выше)
• Облегчение душевного состояния собеседника
• Ослабление его отрицательного переживания
• Лучшее понимание собеседником самого себя и принятия себя вместе со своими противоречивыми чувствами
• Создание теплой атмосферы взаимного доверия, принятия, взаимопомощи