Психологическая помощь выпускникам при подготовке к ЕНТ

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологическая помощь выпускникам при подготовке к ЕНТ.

Участники: учителя - предметники, мед. сестра, выпускники и их родители.Цель занятия: обратить внимание учащихся и педагогов на сохранение собственного здоровья в период подготовки к ЕНТ.Задачи: указать, как заботиться о здоровье в период подготовки к ЕНТ.

Начало семинара со знакомства

Упражнение «Приветственное письмо»

Цель: положительный настрой, повышение групповой сплоченности, развитие чувства эмпатии.

Время: 5 минут.

Инструкция: Я предлагаю вам написать свои приветствия на листах бумаги и положить их в ларец. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите себе на память о нашей сегодняшней встречи.

Анализ:

Трудно ли было написать приветствие?

Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше приветствие?

Готовы ли вы продолжать наше тренинговое занятие?

Последний 11 класс обучения в школе - один из самых сложных периодов для учащихся, родителей и педагогов. Для них к напряжённым занятиям в школе добавляется интенсивная подготовка к ЕНТ. По организации и проведению ЕНТ необходимо проводить подготовительную работу с учащимися, родителями и педагогами. Рассматривая взаимосвязь родителей, учителей и учеников, мы видим, что педагоги и родители являются основой треугольника на которые опирается учащиеся. Родители и педагоги имеют огромное психологическое воздействие на сознание детей, особенно при решении важных вопросов одним из которых является ЕНТ.

С чем связаны психологические трудности детей во время ЕНТ и как их избежать мы разберём с помощью метода 6 думательных шляп. Сейчас мы условно разделимся на 6 команд, каждая команда примеряет одну из шляп и с позиции своей шляпы рассматривает проблемы ЕНТ.

1. Изложите основные факты и ключевые моменты, не комментируя и не давая личной оценки.

2. Выразите своё отношение к проблеме ЕНТ. Какие чувства возникают у учащихся, родителей, педагогов в процессе подготовки и сдачи ЕНТ?

3. Изложите основные факты, используя только негативное отношение к ЕНТ (подвергните сомнению, предскажите негативные последствия.)

4. Изложите основные факты, используя только позитивное отношение к ЕНТ.

5. Передайте содержание и выразите свое отношение к информации в творческой форме.

6. К какому выводу вы пришли? Какой урок можно извлечь? Какие пути решения вы видите? Ваши рекомендации по данной проблеме.

С чем связаны психологические трудности детей во время ЕНТ?

Проблемы учебного характера (познавательные)

- Усвоение и запоминание большого количества учебного материала

- Необходимо рационально организовать своё время и пространство таким образом, чтобы успеть всё выучить и повторить

Проблемы связанные с процессом проведения ЕНТ (процессуальные)

Проблемы психологические (личностные)

- Тревога в связи с эмоциональной ситуацией, особой важностью момента, страх не оправдать свои и чужие ожидания.

В связи с этим необходимо психологически подготовить учеников к предстоящему испытанию. Целью этой работы является отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к ЕНТ; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля учащихся, повышение их уверенности в себе, в своих силах.

Психологическая поддержка направлена на развитие уверенности в себе, для приобретения выпускниками навыков управления временем, навыков борьбы со стрессом. В коррекционную работу входят: тренинг, тренинговые упражнения, игры, психотехнические упражнения, медитативные упражнения.

Такие игры, медитативное упражнения как «Борьба с недостатками», «Упражнение для снятия напряжения», «Хочу быть уверенным», «Рекламный ролик», «Экзамен в школе», «Ситуации с эмоциями» создают собственный психологический настрой, направленный на саморегуляцию внутреннего состояния. Каждый может сочинить для себя свой собственный настрой на преодоление у себя неадекватных навыков поведения.

Успех при подготовке к ЕНТ зависит также и от родителей. Роль семьи оказывает большое значение в формировании поддержки и развитии познавательных интересов выпускника. Поэтому работа с родителями становится важнейшим компонентом при подготовке к ЕНТ.

И важными аспектами деятельности психолога становятся:

1 Психолого - педагогическое просвещение родителей

2 Вовлечение родителей в учебно - воспитательный процесс при подготовке к ЕНТ

Одной из интересных и эффективных форм работы школьного психолога являются тренинговые занятия, поэтому мы предлагаем вам некоторые упражнения для работы при подготовке к ЕНТ всех участников образовательного пространства.

Упражнение "10 слов" (работа в группах).

Цель: позитивный настрой на ЕНТ (участники говорят любые 9 слов, которые записываются на доске или на листочках в группе,10 слово называет ведущий - ЕНТ, задача участников написать рассказ, стихотворение, оду с этими словами, не меняя порядок слов и чтобы был смысл).

Игра «Первая помощь».

Материалы: для выполнения этого упражнения тебе понадобятся белый лист бумаги А4 и простой карандаш, цветные карандаши, плакат с контурным изображением человека, маркер, скотч.

Ход игры: каждый участник получает лист бумаги и рисует контурный рисунок человека и задание: цветными карандашами отметить на рисунке «зоны экзаменационного риска» для здоровья (Закрасьте красным цветом те части тела, системы организма которые страдают при этом.) (например, голова - «перегрузка»). Подумайте и ответьте на вопрос «Где мое волнение живет?», отметь это на контуре человека. Как обычно вы справляешься с волнением или тревогой? Запишите это на листе. А теперь давайте представим своих человечков.

Затем на общем плакате составляется обобщенный вариант.

Вывод: при подготовке к ЕНТ одинаково страдает наш организм

Подготовка к экзаменам

-Зрение

-Позвоночник

-Головная боль

-Пищеварительная система

-Сердечно-сосудистая система

-Нервная система.

Посмотрите, все человечки окрасились в красный цвет!

Что же делать?

Надо себя спасать!

Организуется обсуждение: как помочь частям организма во время подготовки к ЕНТ. Например, помочь глазам - значит, читать в хорошо освещённом помещении, не делать этого лёжа, читать в очках, если они прописаны, воздержаться от длительного просмотра телевизора и работы на компьютере и т.д. результаты фиксируются на плакате. Готовый плакат должен получить название. Он остаётся в классе.

Участники занятия знакомятся и выполняют упражнения для снятия напряжения: на зону ног и бёдер; при болях в спине и для коррекции осанки; для головы; для глаз (участникам на руки раздаётся перечень упражнений - приложение 1).

Выполняют упражнение «ритмичное четырёхфазное дыхание».

Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

Первая фаза (4-6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднять руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточить свое внимание в центре ладоней и почувствовать сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).

Вторая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.

Третья фаза (4-6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисовать перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).

Четвертая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.

Дышать, таким образом, не более 2-3 минут.

Упражнение «Дорисуй и передай»

Цель: снятие психофизического напряжения, сплочение группы.

Инструкция: возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начинаете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.

Может кто-то из вас хочет дополнить свои рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?

Анализ:

Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением. Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека

Упражнение «Стряхни»

Цель: избавиться от негативного, ненужного, мешающего и неприятного.

Инструкция: я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от негативных чувств. Порой мы носим в себе большие, и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзаменам». Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?»

Встаньте так, чтобы вокруг было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе - слетает с вас, как с гуся вода. Теперь отряхните лицо и прислушайтесь как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас падает и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились.

Анализ: Ваше самочувствие после выполнение упражнения?

Упражнение "Волшебное озеро"
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Инструкция: «Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком "волшебном" озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему».
- Как вы понимаете значение слова "уникальный"?
Вопросы после выполнения упражнения.
1. Изменилась ли Ваша точка зрения о том, кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
2. Как в ходе выполнения этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу улыбку?
3. Какого отношения Вы ждёте к себе как уникальной и неповторимой личности?

Упражнение «Волшебный карандаш»

Цель: получение обратной связи от участников группы о прошедшем дне тренинга.

Время: 10 минут.

Техника проведения: участники группы сидят в кругу.

Инструкция: у меня есть волшебный карандаш. У кого он окажется в руках, должен рассказать о том, как ему сегодня работалось, что получилось, а что нет.

Анализ:

Что принес вам этот день?

Помог ли он сделать для себя какие-то выводы, что-то осознать?

Ваши впечатления от сегодняшнего тренинга.

Упражнение "Аплодисменты"
Часто человек нуждается в том чтобы его благодарили, благодарность содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю поблагодарить друг друга за работу аплодисментами . Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя - аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни».





Психолог: Абитжанова Ж.А



© 2010-2022