Рабочая программа для 6 класса по курсу Психология. Психология общения

Раздел Школьному психологу
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №48



Утверждаю

Директор МОУ СОШ №48

___________ И.Н. Журина

Приказ № ____

от __________2014 г.





Дополнительная образовательная программа

по курсу «Психология. Психология общения»

6 класс











Педагог-психолог

Туманова М.С.









Ярославль, 2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом - все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.

Обучение психологии общения дает возможность к саморазвитию как непрерывного процесса, в рамках которого ученик приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию. В ходе занятий по программе «Психология общения» обучающиеся смогут раскрыть и развить навыки самоанализа; научиться пониманию чувств и мотивов поведения других людей; овладеть формами конструктивного повседневного и делового общения; обучиться приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях.

Данная программа направлена также на развитие творческого мышления обучающихся, способности к выработке собственной позиции и критической переработке информации.

Освоение учебного материала даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.

6 класс - сензитивный период для развития основного психического новообразования подросткового возраста - умения понимать чувства, переживания других людей и строить свое поведение и отношения с учетом этого. Поэтому в 6 классе основными темами для изучения являются: общение, отношение, восприятие и понимание людьми друг друга. Дети начинают знакомство с проблемами социальной психологии.

Объектом учебной деятельности при изучении «Психология общения» в школе является психологическая реальность. Предметом учебной деятельности является овладение различными способами действия с психологической реальностью: размышления, анализ, сравнение и обобщение, овладение психологическими понятиями; решение психологических задач; способы изучения, осмысления, изменения, создания, конструирования психологической реальности; генерирование образа этой реальности и своих представлений о ней.

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в подростковой аудитории имеют исключительное значение.

В преподавании курса психологии применяются известные в мировой педагогической и психологической практике методы обучения: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др. А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические и творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки).

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Цели обучения в 6 классе:

- введение обучающихся в новую для них область психологических знаний - психологию общения, отношений, восприятия и понимания людьми друг друга;

- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса и устойчивого мотива познания себя и окружающего мира, интереса к самому себе, своим возможностям и личностным качествам;

- формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;

- применение полученных знаний и умений для развития своей индивидуальности, что связано с пониманием роли индивидуальных различий в восприятии человека, обнаруживающихся в процессе учения, общения, поведения.

Программа рассчитана на 72 часа в год (2 часа в неделю).





Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ урока

Название темы

Кол часов

Формы организации учебной деятельности

Элементы содержания



Дата

Введение (1 час)

1

Тема «Я и другой человек. Что такое общение. Из чего состоит общение. Общение и отношения между людьми».

1

Групповая работа

Введение понятия «общение», подчеркнуть сложность данного психологического явления

Раздел 1. Как складывается впечатление о другом человеке (8 часов)

2

Тема «Что такое внешний вид человека. Лицо человека»

2

Групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы)

Условия и механизмы формирования первого впечатления о другом человеке;

основные понятия: внешний вид, физический облик

3

Тема «О чем говорят жесты. Что можно узнать по походке и осанке»

2

Групповая работа,

наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности)

Основные понятия: жест, пантомимика.

Способы определения формирования впечатления о другом человеке.

4

Тема «Речь говорит сама за себя»

2

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Основные понятия: голос, речь. Определение уровня владения речью

5

Тема «Одежда и прическа»

2

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Наборы фотографий. Составление впечатления о людях: об их занятиях, социальной, возрастной, половой принадлежности

Раздел 2. Как люди воспринимают друг друга (8 часов)

6

Тема «Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну»

2

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Знакомство с ориентировочным рефлексом, показать значимость данной реакции

7

Тема « Расстояние и восприятие. Время и восприятие»

2

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Составление письменного портрета, анализ описания

8

Тема « Отношение к человеку и восприятие. Что такое установка»

2

Групповая работа, элементы индивидуальной работы, психогимнастика

Обсуждение результатов эксперимента. Знакомство с механизмом восприятия «установка», анализ составленного портрета

9

Тема «Прошлый опыт и восприятие другого человека»

2

Групповая работа, элементы индивидуальной работы, наблюдение за коммуникативным поведением других

Знакомство с механизмом восприятия другого человека - проекцией

Раздел 3. Особенности восприятия человека детьми и взрослыми (6 ч)

10

Тема «Как воспринимают человека дошкольники. Каким видят человека школьники»

2

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Знакомство с особенностями восприятия детей дошкольного и школьного возраста, практическая работа на определение веса и роста

11

Тема « Восприятие человека взрослыми людьми. Влияние профессии человека на восприятие им других людей»

2

Групповая работа

Дать представление о формировании индивидуального стиля восприятия, роли жизненного и профессионального опыта

12

Тема «Как люди воспринимают меня самого»

2

Групповая работа

Дать представление о возрастной динамике становления рефлексивной способности человека, развитии его самосознания

Раздел 4. Как общаются разные люди (10 часов)

13

Тема «Что такое потребность в общении»

2

Групповая работа, работа в парах

Дать понятие об общительности и необщительности, потребности в общении

14

Тема

« Психологические особенности человека и общение»

2

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Раскрыть понятия психологического типа, экстраверсии, интроверсии

15

Тема «Навыки, манера и стиль общения»

2

Групповая дискуссия, индивидуальная работа.

Знакомство с понятиями коммуникативные способности, навык, стиль, манера общение

16

Тема « Пространство и время общения»

2

Групповая работа, работа в парах

Анализ ситуаций с выраженной межличностной дистанцией и временем общения

17

Тема «Слушать и слышать. Подстройка в общении»

2

Групповая работа, элементы тренинговых упражнений

Анализ литературных текстов. Знакомство с техниками активного слушания

Раздел 5. Виды общения (8 ч)

18-20

Тема «Непосредственное общение»

4

Драматические сценки, самонаблюдение

Ознакомить с видами непосредственного общения.

19

Тема «Особые виды общения»

2

Групповая работа, работа в парах

Знакомство с разными видами коммуникации: общение в письмах, по Интернету, по телефону, с животными, с природой

20

Тема « Что значит уметь общаться»

2

Групповая работа, работа в парах

Упражнения на проявление внимания к собеседнику, на умение подать себя, на распознавание мотивов общения, ожиданий в общении

Раздел 6. Общение и отношения (10 ч)

21

Тема «Что такое межличностные отношения»

2

Беседа, групповая работа

Обсуждение понятий по теме урока, дать представление о межличностных отношениях

22

Тема «Личные и деловые отношения»

2

Групповая работа, наблюдение за коммуникативным поведением других

Дать представление об основных признаках делового и личного общения, обсуждение высказываний великих людей

23

Тема «Как возникает симпатия»

2

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Обсуждение смысла пословиц, поговорок. Восприятие внешности человека на примере сказок.

24

Тема «Товарищество и дружба»

2

Групповая работа

Чтение, анализ и обсуждение литературных отрывков. Обсудить различия между дружбой, товариществом и приятельскими отношениями.

25

Тема «Любовь»

2

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Анализ поэтических и прозаических текстов, обоснование выбора

Раздел 7. Общение и понимание людьми друг друга (8 ч)

26

Тема «Психические процессы и понимание людьми друг друга»

2

Практикум, развивающие игры

Актуализация знаний о психических процессах. Наблюдательность как существенное для понимания других людей свойство.

27

Тема «Стереотипы понимания другого человека»

2

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Знакомство с механизмами понимания: эмпатия, принятие, «эффект ореола». Обсуждение влияния стереотипов и предубеждений на понимание человека

28

Тема « Эталоны понимания другого человека»

2

Групповая работа

Чтение и обсуждение описаний.

29

Тема « Понимание чувств другого человека»

2

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Повторение сведений об эмоциях и чувствах. Анализ литературных отрывков.

Раздел 8. Особенности понимания человека детьми и взрослыми (4 ч)

30

Тема «Понимание человека детьми и взрослыми»

2

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Изучение различий, особенностей, сложностей в понимании другого человека.

31

Тема «Влияние профессии на понимание человека человеком»

2

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Анализ иллюстраций, вопросы и задания к концу раздела

Раздел 9. Я живу среди людей (6 ч)

32

Тема «Что значит быть культурным человеком»

2

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Показать влияние правил хорошего тона на общение и взаимодействие

33

Тема «Мы - пассажиры. Мы - зрители. Мы - путешественники»

2

Групповая работа, элементы индивидуальной работы

Работа над расширением опыта поведения в разных социальных ситуациях. Культура поведения.

34

Тема «Как мы выглядим»

2

Групповая работа,

ролевые игры

Анализ опыта совместных экскурсий, походов

Заключение (2 ч) Поведение итогов изучения психологии в 6 классе

Итого

72ч







Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Пособие для студентов / Г.М.Андреева. - М., 2001.

  2. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию / Э.Аронсон. - М., 1998.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э.Берн. - М.: Современный литератор, 2006.

  4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком / А.А.Бодалев. - М., 1992.

  5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В.Вачков. - М., 2001г.

  6. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. - Новосибирск, 1997 г.

  7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б.Добрович. - М., 1887.

  8. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.И.Козлов.-Екатеринбург,1997 г.

  9. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л.Коломинский. - Минск, 2000.

  10. Кон И.С. Дружба / И.С.Кон. - М., 1980.

  11. Кроль Л.М. Человек-оркестр: микроструктура общения / Л.М.Кроль, Е.Л.Михайлова. - М., 1993.

  12. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. - СПб., 2001.

  13. Микляева А.В. Я - подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. - СПб.: Речь, 2003 г.

  14. Микляева А.В. Я - подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. - СПб.: Речь, 2003г.

  15. Микляева А.В. Я - подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. - СПб.: Речь, 2003 г.

  16. Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников / П.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова.- М.: Гуманит. изд.центр «Владос»,2001 г.

  17. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной.- Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 г.



© 2010-2022