Программа профилактики ПАВ (табакокурение, алкоголизм, наркомания)«Линия жизни»

Раздел Школьному психологу
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2


РАССМОТРЕНО

на заседании МС

заместитель директора по УВР

__________________ Т.В. Беляева

протокол от «31» августа 2015 г. № 1

УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ СОШ № 2

________ С.В. Шатунова

приказ от «31» августа 2015г. № 367/-О



Программа профилактики ПАВ

(табакокурение, алкоголизм, наркомания)

Программа

«Линия жизни»


Педагог-психолог

Плотникова Ласса Андреевна




Пояснительная записка.

Современная школа оказывает систематизированное и последовательно влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психоэмоциональных особенностей школьников, отсутствия свойства толерантности у 40% подростков, средовой адаптации учащихся. В реализации данной программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе. Учащиеся школы, как всё молодое поколение России, переживают кризисную социально - психологическую ситуацию, когда разрушены прежние стереотипы поведения и ценностные ориентиры, а выработка новых происходит сложно и болезненно. Поэтому часто молодёжь утрачивает ощущение смысла происходящего и находится под воздействием интенсивных стрессовых ситуаций. Отсюда опасность увлечения количества учащихся, подвергающихся вредным привычкам: курению, алкоголизму, наркомании.

Данная программа направлена на то, чтобы уберечь учащихся от вредных привычек, ведь статистические данные говорят о том, что если человека возрасте от 10 до 21 года отвратить от курения, спиртного, наркотиков, то вероятность того, что этот человек вырастет физически и нравственно здоровым увеличивается до 90 %.

Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний помогает воспитать здоровое, физически крепкое поколение.















Программа профилактики ПАВ

(табакокурение, алкоголизм, наркомания)

«Линия жизни»

Цели данной программы:

1) предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

2) обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.

Задачи:

1. Предоставить детям и подросткам объективную научную информацию о психоактивных веществах;

2. Способствовать формированию положительного «образа - Я»;

3. Развивать навыки самоуважения;

4. Научить навыкам анализа чувств и преодоления стресса;

5. Привить навыки эффективного общения;

6. Способствовать осознанию детьми и подростками своих ценностей;

7. Сформировать навык принятия обоснованных решений;

8. Сформировать навыки постановки и достижения цели;

9. Сформировать навыки сопротивления социальному давлению.

Концепция программы

Данная программа основана на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», Т. е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в челом».

В целом важен каждый из аспектов здоровья, каждый влияет на все остальные. Каждый аспект освещается в данной учебной программе с целью довести до подростков принципы здорового образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического, умственного, социального, личностного, духовного, эмоционального и интеллектуального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.

Название программы «Линия жизни» отражает ее основную идею - формирование гармонично развитой, жизненно компетентной и здоровой личности. Программа сопровождает процесс становления и развития личности учащегося.

«Полезные привычки»

Цель: предупредить употребление табака и алкоголя.

Задачи:

дать учащимся знания о табаке и алкоголе; - способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению табака и алкоголя;

способствовать формированию навыков ответственного поведения.

«Полезные навыки»

Цель: предупредить употребление наркотиков подростками, предупредить ВИЧ-инфекцию у учащихся.

Задачи:

дать учащимся необходимые по возрасту знания об наркотиках и ВИЧ;

способствовать формированию отрицательного отношения к употреблению наркотиков;

способствовать формированию навыков ответственного поведения.

Каждая ступень программы включает в себя четыре основных раздела: информирование, положительный «образ - Я», эффективное общение, принятие решения.

Цели первичной профилактики наркозависимости:

1. Предотвращение употребления подростками ПАВ

  1. Формирование у подростков здорового образа жизни

Задачи:

  1. Формирование позитивного отношения подростков к себе

  2. Формирование ответственности за свое поведение

  3. Формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению

Большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска - неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т.д.

В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости акцент необходимо делать на психологическую работу с подростками. Это - специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии.

Известно, что референтная группа для подростков - сверстники. Зачастую, подростки негативно воспринимают поступающую от взрослых информацию, действуя по принципу: «Выслушай взрослого и сделай наоборот». Считаем, что в этом возрасте целесообразно действовать через волонтеров из среды самих подростков. Предполагается поощрение наиболее активных из них (путевки, подарки, грамоты и т.д.)

Критерии отслеживания эффективности
предложенной программы

1. Уровень и степень добровольной вовлеченности родителей, детей и других людей в мероприятия.

2. Изменение отношения к возможному приему ПАВ

3. Уровень конфликтности в подростковой среде

4. Оптимизация внутрисемейных отношений

Критерии отслеживания эффективности
предложенной программы

Предлагается два способа отслеживания эффективности

1. Отслеживание эффективности всей программы в целом. Критерии:

1.1. Появление у подростков устойчивых интересов

1.2. Повышение успеваемости

1.3. Изменение количества подростков, стоящих на учете

1.4. Изменение количества детей, состоящих в «группе риска»

1.5. Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»

2. Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы экспертов, сочинения, наблюдение, социометрия.

Целевая группа: учащиеся с 9 по 11 классы.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения;

г) осознанного и уверенного умения сказать курению «Нет».

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

Сроки реализации программы: 2015-2017 учеб год.

Учащиеся должны знать:

- болезни, связанные с применением ПАВ;

- причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);

- вредное влияние ПАВ на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- уметь говорить «Нет»;

- вести активный здоровый образ жизни.

Учащиеся должны приобрести навык:

- работы в коллективе;

- высказывания своих мыслей;

- изучения научной литературы.

План мероприятий по профилактики ПАВ.

п/п

Номер занятия

Наименование мероприятие

Форма проведения

Сроки проведения

Ответственный

1

1 занятие

Анкета, направленная

на изучение характера отношения подростков к наркомании

Анкетирование при входе в программу.

Анкетирование

декабрь

Педагог-психолог, классные руководители

2

2 занятие

Биологические факторы риска Мотивы потребления наркотиков.

Социальные факторы риска.

Возрастные поведенческие реакции подростков как фактор риска. Психологические факторы риска. Стресс как фактор риска. Социально - психологические факторы, препятствующие формированию наркозависмости. Личностные факторы, препятствующие формированию наркозависимости. Подсказки для родителей.

Практическое занятие

декабрь

Педагог-психолог, классные руководители

3

3 занятие

Тренинг № 1« Курение-дело серьезное!».

Тренинг

декабрь

Педагог-психолог, классные руководители

4

4 занятие

Тренинг № 2 « Как влияет курение на молодой организм».

Тренинг

декабрь

Педагог-психолог, классные руководители

5

5 занятие

Тренинг № 3 « Скажи « нет!» ПАВ!».

Тренинг

декабрь

Педагог-психолог, классные руководители

6

6 занятие

Тест «АССОЦИАЦИИ» Участники игры записывают пришедшие в голову слова-ассоциации на заданную тему.

Тестирование

декабрь

Педагог-психолог, классные руководители

7

7 занятие

Тест «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…»

Тестирование

декабрь

Педагог-психолог, классные руководители

8

8 занятие

Тест «СИГАРЕТА»

Тестирование

декабрь

Педагог-психолог, классные руководители

9

9 занятие

Тренинг для родителей

« Мы в ответе за тех, кого воспитали».

Тренинг

январь

Педагог-психолог, классные руководители

10

10 занятие

«Социологического опроса»

Опрос

январь

Педагог-психолог, классные руководители

11

11 занятие

Информационный час: Уголок ЗдоровьяВсемирный день без табака

Лекция

февраль

Педагог-психолог, классные руководители

12

12 занятие

Советы, как бросить курить.

Лекция

февраль

Педагог-психолог, классные руководители

13

13 занятие

Мини - лекция о вреде алкоголизма и наркотической зависимости

Лекция

Март

Педагог-психолог, классные руководители

14

14 занятие

Тренинг: «Молодежь против наркотиков»

Тренинг

Март

Педагог-психолог, классные руководители

15

15 занятие

Тренинговое занятие

«Умей противостоять зависимостям»

Тренинговое занятие

апрель

Педагог-психолог, классные руководители

16

16 занятие

Тренинговое занятие

«Пути достижения жизненных целей»

Тренинговое занятие

апрель

Педагог-психолог, классные руководители

17

17 занятие

Классный час: «Профилактика алкоголизма в подростковой среде».

Классный час

Май

Педагог-психолог, классные руководители

18

18 занятие

Классный час: «Заблуждение о безвредности пива»

Классный час

Май

Педагог-психолог, классные руководители

19

19 занятие

Информационный час «Пиво - молодежный напиток?»

Классный час

Июнь

Педагог-психолог, классные руководители

20

20 занятие

Анкетирование по завершении программы

Анкетирование

июнь

Педагог-психолог, классные руководители


Используемая литература:

1. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М., 2000.

2. Крыжановсная Л.M. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации. М., 2005.

3. Спивахоесная А.С. Детско-родительские отношения. СПб., 2005.

4. Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы научно-практической конференции. М., 2005.

5. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С.Шпилени. СПб., 2003.

6. Сирота Н.А., Ялтонсний В.М. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения. М., 2004.

7. Родионов В.А. II Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. №3.

8. Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2007.



© 2010-2022