Разработка психологического занятия в 1 классе

Одной из наиболее актуальных проблем в современном образовании является проблема подготовки детей к школе.Школьная же программа рассчитана на определенный уро­вень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу. Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологиче­скими возможнос...
Раздел Школьному психологу
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка психологического занятия в 1 классеМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ЛЮБИМОВО








Психологическое занятие для детей 6-7 лет

«Речное путешествие»

К переменам с радостью»


Автор работы

Кошаева Елена Валерьевна

педагог- психолог

МОУ-ООШ с. Любимово

884526667194

2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из наиболее актуальных проблем в современном образовании является проблема подготовки детей к школе.

Школьная же программа рассчитана на определенный уро­вень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу.

Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологиче­скими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Известно, что основы знаний закладыва­ются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии.

В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников.

Поэтому важны занятия в коррекционно-развивающей работе психолога в начальной школе, а именно в первом классе.

Начало обучения в школе - очень напряженный период, по­тому что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллекту­альных сил. Переход из условий игры в условия учебной деятельно­сти - переломный момент в жизни ребенка. Трудно все: сам режим учебных занятий, обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать, общение с новыми друзьями. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, трудно сидеть в определенной позе. И поэтому главная задача психологов - максимально помочь ребенку адаптироваться к новым условиям его жизни.

В данных (предложенных) занятиях применяется игровая форма работы и сказкотерапия как самые результативные в психологиче­ской коррекции детей данного возраста.

Раздел « Первый раз - в первый класс» состоит из цикла пяти занятий, « Я - ученик», которые направлены на адаптацию первоклассников к школе, на период первой четверти.

Главная цель: раскрытие способностей, развитие познавательных интересов и формирование коммуникативных навыков, направленных на решение и предупреждение психологических проблем, в период обучения.

Главная задача (психолога на этом этапе): развитие учебной мотивации, к которой можно прийти через мотивацию игровую.

Каждое занятие имеет конкретную цель и построено по определенной схеме. В начале занятия помещены задания, имеющие целью эмоционально подготовить и настроить детей на работу, а также провести первоначальную диагностику, которая дополняет те знания об учениках и классе в целом. Далее следуют игры и упражнения, имеющие развивающий характер. Завершается занятие подведением итогов, упражнениями на рефлексию.

Занятие построено так, что его можно проводить как в классе, так и в игровой комнате. Время занятий не более 25-30 минут. Количество участников до 15-ти.



ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Раздел: « Первый раз - в первый класс»

Цикл занятий: «Я - ученик» (направленные на адаптацию к школе, на период первой четверти)

Название занятия

Количество/время

1.

«Начало пути»

1- 25 мин.

2.

« Школа - это хорошо»

1- 25 мин.

3.

«Я - ученик »

1- 25 мин

4.

«Речное путешествие»

1- 30 мин

5.

« Развитие произвольности»

1- 30 мин








КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ

Цикл занятий « Я - ученик», раздела «Первый раз - в первый класс», рассчитан на первую четверть - это начальный этап пребывания ребенка в школе. Психологическая, адаптация, понимаемая как адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию, является важным фактором стабилизации социальной ситуации развития и существенно влияет на развитие личности ребенка.

Характер и особенности общения ребенка с взрослым и сверстниками решающим образом определяют динамику адаптации ре­бенка к школьному обучению. В адаптационный период дети нуж­даются в особом, эмоционально окрашенном понимании педагога.

Процесс адаптации очень важен для первоклассника, и от его успешного протекания во многом зависит эффективность дальней­шего учебно-воспитательного процесса.

Представленные занятия призваны облег­чить и ускорить привыкание ребенка к новому виду деятельности, новому коллективу сверстников, к учителю, к новому социальному статусу ученика. Педагог должен помнить, что готовность к школь­ному обучению не означает высокий уровень развития умения чи­тать, считать и писать, а означает готовность первоклассника всему этому научиться. Таким образом, при организации специальных занятий на этом этапе обучения следует уделить повышенное внимание формированию детского коллектива, развитию мотивации обуче­ния. Повторяю вышеизложенное, главная цель занятий: раскрытие способностей, развитие познавательных интересов и формирование коммуникативных навыков, направленных на решение и предупреждение психологических проблем, в период обучения.

Главная задача психолога на этом этапе - развитие учебной мотивации, к которой можно прийти через мотивацию иг­ровую. При слабом развитии учебной мотивации ребенок мо­жет не понимать поставленной перед ним учебной задачи.

Успешность адаптации к школе во многом определяется уровнем сформированности произвольности. Умение ребенка вы­полнять заданные действия по образцу, следовать поставленной це­ли, сохранять устойчивость внимания на протяжении заданного промежутка времени и т.п. занимают одно из ведущих мест на на­чальном этапе обучения. Задания по развитию произвольности по­могут начинающим школьникам лучше справиться с процессом адаптации к школе.

Немало проблем вызывает у учеников, родителей и учите­лей слабое развитие мелкой моторики руки, что затрудняет про­цесс обучения письму. Этот факт побудил поместить в занятия этого цикла упражнения по развитию мелкой моторики рук.

Занятие №1 « Начало пути»

Цель: знакомство с учениками класса, установление контакта, освоение нового социального статуса. Знакомство со школой, школьными правилами, предметами

Оборудование: школьный звонок ,портфель с принадлежностями, классная доска, мел

Герои мероприятия: сами дети, их учитель

Использованные приемы: речетатив - правила ученика, упражнение «Колокол», участие ребят в сценке « Мел и тряпка»

Занятие № 2 « Школа - это хорошо»

Цель: Изучение сформированности мотивации к обучению, эмоционального отношения к школе

Оборудование: шесть вариантов карточек по количеству детей в классе к упражнению, фишки для ответов

Использованные приемы: пиктограмма « С каким я иду в школу», пальчиковый театр - показ сказки « Заяц, Белка и Рыжехвостая», Упражнение « Две коробочки»- по зачитанным словам (психолога) ребята определяют, что относится к школьнику, а что к дошкольнику, раскладывая фишки по коробкам.

Для сравнительного анализа повторно, в конце учебного года проводится упражнение «Две коробочки»

Занятие № 3 «Я - ученик»

Цель: Формирование положительной мотивации к обучению в школе, уточнить знания детей о школьных принадлежностях. Воспитывать желание учиться, собранность, аккуратность.

Оборудование: Портфель и несколько принадлежностей

Использованные приемы: Игра « Первоклассник», « Громко - тихо»,Стихотворение С.Маршака « Кот и лодыри» (с использованием поэтапного иллюстрационного материала), рисуночное упражнение « Кто где?», упражнение « Представь себе»- работа с пластическим образом, Игра- тест « Да и нет», прием « Я- МОЛОДЕЦ!

Занятие № 5 «Развитие произвольности».

Цель: формирование произвольной регуляции собственной деятельности, развитие слухового и зрительного внимания

Оборудование: 7-8 игрушек ,аудиокассета с записанными разными звуками

Использованные приемы: Упражнения « Мой любимый фрукт», « Наблюдательность»,

«Самый внимательный», «Зеваки», «Что ты слышишь?», « Тишина». Игра « Что изменилось».

При проведении занятий использовала методику Д.Б.Эльконина, Г.А.Урунтаевой, Л.Ю.Любимовой, Ю.В.Груздева.

В силу этого включенные занятия в первый раздел, призваны смягчать процесс адаптации, помогают осознать первоклассникам их новый социальный статус, обрести друзей, не растеряться в потоке новой информации. А добрые и очень знакомые сказочные герои ( использование методики сказкотерапии) помогают пройти этот нелегкий путь « Я - ученик».









Конспект занятия «Речное путешествие»

Цель: определение уровня сформированности произвольно­сти действий, развитие произвольности, мелкой моторики руки.

Задача: развитие учебной мотивации, к которой можно прийти через мотивацию игровую

Оборудование: лист бумаги, где отмечена начальная и конечные точки пути, Изображение кораблика, речки и ивушки на доске, трафареты грибов ( на всех детей) , листы с изображением извилистой реки с камнями в русле, муз.сопровождение - сигнал поезда, народная анг.песня .

Место проведения: класс

Ход занятия

Психолог. Сегодня, ребята, мы совершим с вами путешествие по нашей любимой речке Мечетка (называется река, кото­рая протекает в данном регионе). Но так просто нам до нее не доб­раться. Дорога не близкая, важно не отстать и не заблудиться в до­роге. И быть очень дружными.

-Вы готовы к трудностям пути?

-Ответ детей вслух:

Упражнение « Возьмемся за руки - друзья» (проделываем вместе с детьми)

Психолог: Ребята, встаньте в круг, и возьмитесь за руки крепко, чтобы почувствовать друг - друга. Опустите руки, и еще раз по моей команде

объединитесь крепким соединением рук, не разрывая круг. Молодцы!

Садитесь на свои места.

Ребята, возьмите в руки лист бумаги и ручку и постарайтесь как можно точнее повторять за мной весь наш путь.

Графический диктант

(в основе методика Д. Б, Эльконина)


Детям раздаются листы бумага, где отмечена начальная и ко­нечные точки пути. Попасть в конечную точку! возможно, если ре­бенок точно будет выполнять все указания психолога. Дополнитель­но раздаются тренировочные листы.

Психолог: Река Мечетка течет за нашим селом, поэтому сначала нам необходимо доехать до окраины, а уж затем проселочной дорогой добраться и до самой реки. Но чтобы наш путь был удачным, давайте потренируемся, чтобы все смогли доб­раться вовремя и в нужное место.

Дети упражняются в рисовании тренировочного узора, со­гласно следующей инструкции:

Психолог «Поставьте ребята, карандаш на самую верхнюю клеточку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клетка вправо. Одна клетка вверх.

Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо.

Одна клетка вверх. Одна клетка вправо.

Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

При выполнении этой работы психолог вправе исправлять ошибки, делать замечания. Диктовать следует с длительными пау­зами. Дети самостоятельно выполняют задание полторы-две мину­ты.

Психолог: Во время выполнения задания ребята, не обязательно занимать всю ширину страницы.

Дальнейшая инструкция:

Психолог: «Теперь, когда все успешно справи­лись с первым заданием, отправляемся в путь. Наша промежуточная цель - окраина нашего села Любимово.

Приготовились! Внимание! (Начало пути помечено на листочках детей.) Одна: клеточка вверх. Од­на клеточка вправо.

Одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо.

Одна клеточка вниз. Одна клетка вправо.

Одна клетка вниз. Одна клетка вправо.

А теперь сами продолжайте двигаться самостоятельно».

Инструкция к заключительному узору.

Психолог: «Все. Мы доехали до окраины. Все успешно добрались? Никто не отстал?

Теперь поехали дальше (начало пути помечено).

Начинаю диктовать.

Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка вправо.

Две клетки вниз. Одна клет­ка вправо.

Две клетки вниз. Одна клетка вправо.

Три клетки вниз. Одна клетка вправо.

Две клетки вверх. Одна клетка вправо.

Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Три клетки вверх.

Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

При оценивании результатов следует учитывать два показате­ля: умение действовать под диктовку, четко выполнять указания психолога, и самостоятельное продолжение узора.

Критерии оценивания

1. Высокий уровень - оба узора (не считая тренировочного)
в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются от­дельные ошибки

2. Средний уровень - оба узора частично соответствуют
диктуемым но содержат ошибки; или один узор сделан безошибоч­но,
а второй вовсе не соответствует диктуемому.

  1. Уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует
    диктуемому, другой вовсе не соответствует.

  2. Низкий уровень - ни один из двух узоров не соответствует
    диктуемому.

Психолог: Ну вот мы и на месте. Все удач­но добрались? Никто не потерялся? (просматриваются листочки, если кто-то не попал в нужную точку, «организуется спасатель­ная экспедиция»).

Психолог: Посмотрите. Какой красивый кораблик нас ожи­дает (на доску вывешивается изображение кораблика или демонст­рируется макет корабля). Поскорее заходите на его борт.

Мы от­правляемся в путешествие (один из детей назначается капитаном с помощью считалки, которую знают дети)

Капитан Роман, давай сигнал к отправлению (ребенок свистит в свисток). Педагог декламирует английскую народную песенку в пере­воде С. Я. Маршака (можно под соответствующую музыку):

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой,

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой.

Плывет, плывет кораблик

На запад, на восток,

Канаты - паутинки,

А парус - лепесток.

На палубе матросы

Свистят, снуют, спешат,

На палубе матросы -

Четырнадцать мышат

Ведет кораблик утка,

Испытанный моряк,

- Земля! - сказала утка.-

Причаливайте! Кряк!

Психолог: Наша первая остановка на остро­ве Ивушки . Как вы думаете, ребята, почему она так называется? Правильно. На этом острове растут ивы- плакучие. А под этими де­ревьями часто растут грибы: вешанки , а рядом рыжие опята. Давайте попробуем нарисовать эти деревья и грибы, а для этого я вам раздам трафаре­ты. Вы должны будете обвести эти трафареты у себя на листах и затем заштриховать соответствующими цветами. Посмотрите, как это надо сделать (на доске размещаются заранее заготовленные трафареты, заштрихованные соответствующими цветами).

Детям раздаются трафареты и цветные карандаши. Педагог
показывает, как правильно заштриховывать фигуры, обращая внимание детей на правила штриховки .

  1. Не выходить за контур фигуры.

  2. Линии должны быть параллельными.

  3. Важно не сближать штрихи, оставляя между ними расстоя­ние приблизительно 0,5 см.

Педагог (психолог). Молодцы, а теперь нам опять пора в путь. Капитан, давай сигнал, мы отправляемся. Посмотрите, ребята, как много подводных, камней на нашей реке, а течение очень быстрое. Есть опасность получить пробоину. Но вы можете спасти кораблик от катастрофы. Сейчас наш капитан раздаст вам навигационные карты, а вы проложите безопасный путь для нашего корабля. Вы готовы помочь капитану?

«Капитан» раздает ученикам листы, на которых изображена извилистая река с камнями в русле. Задача школьников провести из­вилистую линию (путь корабля), не касаясь «камней» и «берегов».

Психолог: Молодцы, ребята. Вот мы и окончен наш путь. Здесь мы можем сойти на берег и поездом вер­нуться обратно в школу.

Вот и звучит сигнал паровоза. В цепочку, за мной, взяв друг друга за согнутые локти, и мелкими шажками передвигаемся по классу, имитируя движение поезда. Психолог в это время декламирует стихотворение Д. Хармса «Поезд», а учащиеся повторяют рефрен: «Тук-тук-тук, чух -чух - чух».

Поезд мчится и грохочет,

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Машинист во всю хлопочет,

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

Поезд мчится под горой,

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Для детей вагон второй.

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

Поезд мчится вдоль полей,

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Эй, цветы водой полей.

Чух-чух-чух, чух-чух-чух

Поезд мчится темным лесом

Тук-тук -туук, тук-тук-тук.

В гости едет к нам профессор,

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

Поезд мчится все вперед,

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

А толстяк все ест и пьет

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

Завершение

Психолог: Вот мы и снова в классе.

По­нравилось вам наше путешествие?

Похвалим себя за сегодняшнюю работу.

Правой рукой погладьте друг - друга по голове от затылка ко лбу.

Вы все сегодня молодцы, до новых встреч. До сви­дания, ребята.












Опыт работы

«В некотором царстве, в некотором государстве…», « жили - были …..» или появление любимого Смешарика.

Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, и с большой радостью ждет встречи с любимым героем, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают свободную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким пушистым игрушкам и слушают сказки, стихи, рассказы, истории……

Для школьников, такие приятные вечера часто становятся воспоминанием о беззаботном детстве. Родители все реже читают вслух детям и играют с ними.

Игра и сказка - это тот самый традиционный и новый метод в работе с первоклассниками в период адаптации в школе. Через игру и сказку предупреждаем и решаем психологические проблемы, возникающие в период обучения.

В работе с первоклассниками я не первый год использую рефрен, сказкотерапию, речетатив, метафоры в индивидуальных беседах, и на групповых занятиях.

В своей работе я применяла « Лесную школу» М.Панфиловой кандидата псих.наук. Н. А. Богачкина. Увидев положительный результат и простоту формы проведения, диагностический материал, который сразу показывал результат, я стала адаптировать и перерабатывать литературные произведения для определенной проблемы, иногда придумывая сама. Ребята стали с нетерпением ждать нашей встречи, понимая, что обязательно будет интересно, и никто не останется без внимания увидит свой результат во время игры.

Вместе с детьми проигрывая , я убеждаюсь, что эти психологические занятия в игровой форме, (со сказочными героями) несут самое главное - это сохранение здоровья ребенка.

Мои занятия проходят во второй половине дня 1 раз в неделю. Все пять игр-занятий, занятий - сказок, первой четверти раскрывают пять основных тем: осознание социального статуса, обретение друга в коллективе, не теряться в потоке информации, тем самым, сохраняя ведущий вид деятельности - учение. Имея результат проведенной диагностики во время занятий, я предоставляю его учителю, разрешая определенные проблемы адаптации первоклассников.

Добрая, старая сказка, игра, с применением новых технологий и внедрением современныхииноваций, помогает осуществлять главное - воспитание и обучение подрастающего поколения.

И мне хочется вернуться к словам поэта Р.Рождественского именно они подтверждают значимость профессии педагога-психолога .

Все начинается с любви….

Твердят:

« В начале было слово….»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка -

С любви!

Я это точно знаю

Использованная литература


  1. Г.А. Урунтаева « Практикум по детской психологии» Просвещение: Владос, 1995.


  1. Д.Б.Эльконин , А.Л.Венгер « Особенности психического развития детей 6 - 7 -летнего возраста» М.1998 г.


  1. Л.В.Ковинько « Растим здоровых, умных, добрых. Воспитание младшего школьника» М. 1997 г.


  1. М.Ю.Михайлина «Психологическая готовность к школе: умеем играть? Умеем учиться? Изд.Саратов 2003г.


  1. Т.Н.Князева « Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников» М. АРКТИ, 2004 г.


  1. Г.С.Абрамова ,Т.П.Гаврилова « Психолог в начальной школе». Учебно -практическое пособие

Волгоград: Перемена, 2005 г.















Дидактический и раздаточный материал к психологическому

занятию « Речное путешествие»

( по адаптации детей к школе 6-7 лет )










Графический диктант




































































































































































Остановка «Ивушки» (поле для изображения дерева и заштрихованного трафарета - гриб)






Навигационная карта

Разработка психологического занятия в 1 классе



Разработка психологического занятия в 1 классе




Трафарет

Разработка психологического занятия в 1 классе


© 2010-2022