Тренинг для воспитателей ДГ лицея «Технический» «КОНФЛИКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Раздел Школьному психологу
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Журавлева Н.Б.

Тренинг для воспитателей ДГ лицея «Технический»

«КОНФЛИКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт», способствовать выработке навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, обучение навыкам профилактики различных психофизических расстройств.

Ход тренинга.

Слова тренера сопровождаются слайдовой презентацией

Психолог: Слайд1 Сегодня мы будем говорить о конфликтах в системе «воспитатель-родитель». Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной конфликта. При этом в конфликтных ситуациях мы все ведем себя по разному. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог-родитель» таит в себе целый ряд конфликтных ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателей крайне важно.

Слайд 3: Что же такое конфликт? Конфликт - это столкновение отдельных людей, социальных групп, выражающих различные, а нередко противоположные цели, интересы, взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

Предлагаю вам разбиться на 2 группы:

1 группа описывает возможные причины недовольства со стороны родителей.

2 группа описывает список претензий воспитателей к родителям.

Обсуждение через 5-10 минут: На маркерной доске записываются основные моменты претензий:

Со стороны родителей это:

  • с ребенком мало занимаются в саду,

  • не создают должных условий для сохранения здоровья,

  • не могут найти подход к ребенку,

  • используют не педагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания),

  • плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не переодели и т.д.),

  • ребенка заставляют есть или наоборот не следят, чтобы он ел,

  • ограничивают свободу ребенка,

  • часто наказывают,

  • не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили, ударили, поцарапали.

У воспитателей, в свою очередь, тоже есть «свой список» претензий к родителям:

  • неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке,

  • забывают оплатить квитанции. Вовремя внести плату за дополнительные занятия,

  • забывают положить в шкафчик сменную одежду,

  • приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без

элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика),

  • поздно забирают детей.

  • плохо воспитывают детей,

  • предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются по мелочам.

Психолог: Специалисты выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

  1. возникновение конфликта (появление противоречий),

  2. осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной,

  3. конфликтное поведение,

  4. исход конфликта (может быть деструктивным или конструктивным).

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?»

Задания группам: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями не допустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.

Психолог подводит итог.

Рассмотрим позитивные функции конфликта:

  • конфликт вскрывает «слабое звено» в учреждении,

  • это выплеск отрицательных эмоций,

  • получение новой информации,

  • помогает прояснить отношения,

  • разрядка напряженности,

  • стимулирует позитивные изменения,

  • способствует сплочению коллектива.

Рассмотрим негативные функции конфликта:

  • настроение враждебности.

  • ухудшение самочувствия,

  • формализация общения,

  • депрессия, ухудшение здоровья,

  • эмоциональные затраты,

  • снижение работоспособности,

  • целенаправленное деструктивное поведение.

Вывод: таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное уметь правильно разрешать их.

Упражнение «Яблоко и червячок»

Инструкция: «Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы - яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червячок и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите ответ.»

На самом деле вы сейчас записали свой способ выхода из конфликта. А что это за способ мы разберем позже .

Психологи ( К.Томас) предлагают 5 способов выхода из конфликтной ситуации:

  1. Конкуренция (соревнование)- предполагает сосредоточение только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера:

«Что бы я победил, ты должен проиграть!»

  1. Избегание (уклонение) - характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и интересам партнера: «Мне все равно выиграешь ты или проиграешь, но я в этом участия не принимаю!»

  2. Компромисс - представляет собой достижения половинчатой выгоды каждой стороной: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

  3. Приспособление - предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

  4. Сотрудничество- является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

А теперь вернемся к упражнению «Яблоко и червячок». Сопоставьте свои ответы с предложенными способами выхода из конфликта. У кого какой способ получился? Обсуждение результатов.

(Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование

«Вон посмотри какая там красивая груша весит» - избегание

«Ну хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс,

«Такая видно у меня доля тяжкая»- приспособление,

«Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты х ешь, они еще вкуснее»- сотрудничество).

Вывод: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных К.Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Гораздо важнее не избегать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.

Психолог: Давайте рассмотрим алгоритм действия в конфликтной ситуации:

  1. Выделить суть проблемы

  2. Посмотреть на проблему со стороны

  3. Поставить себя на место другого участника конфликта - что бы Вы сделали в данной ситуации

  4. Постараться найти конструктивное решение проблемы, которое будет оптимальным для Вас и для другого.

Для формирования правильного умения вести себя с родителями и общаться без конфликтов предлагаю ряд упражнений.

Упражнение: «Предъявление конфликтной ситуации».

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями. Каждой группе необходимо разыграть конфликтную ситуацию между родителем и воспитателем и показать развязку конфликтной ситуации.

Упражнение «Ваши предложения».

Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей.

Инструкция: Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы. Каждая подгруппа представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.

Упражнение «Желаю Вам».

Цель: Развитие умения доброжелательно общаться с родителями.

Инструкция: Сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителя вашей группы

Вывод: Лучший комплимент- похвала успехов ребенка.

Психолог: Психологические рекомендации при правильном поведении человека в предконфликтной и конфликтной ситуации:

  • Всегда решать спорные вопросы в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды;

  • Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: «Правильно ли я Вас поняла?» - это поможет избежать умственных барьеров.

  • Быть открытым и доброжелательным в общении.

  • Попробовать понять позицию оппонента «изнутри», поставив себя на его место.

  • Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов. Не кричать. Резкость вызывает резкость.

  • Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.

  • В минуты торжества над другими давайте ему возможность «спасти себя», т.е. выйти из ситуации с достоинством.

  • Искореняя недостатки других, сделайте так, чтобы эти недостатки были легко исправимыми.

А теперь краткий курс доброжелательных отношений:

Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку»

Пять важных слов: «Вы сделали это просто чудесно»

Четыре важных слова: «А как Вы считаете?»

Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста»

Два важных слова: «Искренне благодарю»

Важнейшее слово: «Мы»

Психологическая зарядка.

Для поддержания стабильного психологического состояния у Вас и родителей, а также для профилактики различных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаш и ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка из жизни. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» представленную ситуацию с бумаги. Стирайте до тех пор, пока представленная ситуация не исчезнет совсем с листа. Откройте глаза. Проведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Психолог: И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы, расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группах, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, затем передают друг другу немного приукрасив, так возникают сплетни…предшественники конфликта.

Хочу вам рассказать «Притчу о сплетнях»:

Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:

- Знаешь ли ты, что сказал о тебе сегодня твой друг?

- Подожди, сказал Учитель,- просей сначала все то, что ты хочешь сказать через три сита.

- Три сита?

- Прежде чем что-то говорить, нужно трижды просеять это.

Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты мне хочешь сказать есть правда?

- Да нет, я просто слышал…

- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем это через второе сито - сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

- Нет, напротив…

- Значит, продолжал Учитель,- ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда? Попробуем третье сито - сито пользы. Так ли необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

- Нет, в этом нет никакой необходимости…

- И так, заключил Наставник, в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда говорить это?

Обсуждение притчи. (рефлексия).

Литература:

  1. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. «Речь» Санкт-Петербург, 2007.

  2. Р.С.Немов Психология, т-2.- М.,2003.

  3. Г.В.Ложкин Практическая психология конфликта. - К.,2000.

  4. Е.М. Семенова Тренинг эмоциональной устойчивости. - М.,2005.



© 2010-2022