Агрессивность как фактор блокирующий социальную адаптацию ребенка в школе

В  современном российском обществе проблеме образования уделяется все больше внимания. Известно, что 2010 год объявлен годом учителя. Образование человека (в процессуальном плане) - это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениям последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности. [6,3] Школа – важнейший инст...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Агрессивность как фактор блокирующий социальную адаптацию ребенка в школе.

Ладыкова О.В., Ситникова Л.А.

Нижегородский государственный педагогический университет



В современном российском обществе проблеме образования уделяется все больше внимания. Известно, что 2010 год объявлен годом учителя.

Образование человека (в процессуальном плане) - это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениям последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности. [6,3]

Школа - важнейший институт социализации. Изучение практической психологии может помочь учителю в организации эффективного образовательного процесса.

В современных условиях возрастают требования к профессиональным качествам учителя. На сегодняшний день учитель выступает не только как источник передачи знаний, личность, формирующая нравственное развитие детей, но и как профессионал, который решает сложные психолого-педагогические проблемы. Одной из таких проблем, с которыми сталкивается каждый педагог в школе, является повышение проявления агрессивного поведения среди учащихся. Педагоги порой недостаточно хорошо знают о причине возникновения и возможности влияния на агрессивное поведение учащихся.

Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры. У ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми. Ребенок с агрессивным поведением создает массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Незрелая детская психика не в состоянии совладать с фрустрирующими влияниями без грамотной помощи взрослого. Учителю, психологу и родителям мало знать и учитывать особенности проявления агрессии у детей, нужно быть осведомленным о комплексе факторов, порождающих агрессию.

Агрессия может проявляться у отдельных индивидов или в группе в разных формах: ярко выраженной - драчливость, грубость, задиристость; в скрытой форме - недоброжелательность, озлобленность и др.

Существует мнение, что когда человек не чувствует себя обиженным, ущемленным, то он не злится. Злость ослепляет - она опасная вещь, которой можно нанести вред другому живому существу. Качества агрессии носят явную и скрытую форму:

  • Ярость, вспышка гнева;

  • Гнев;

  • Полная пассивность, страх;

  • Сознательный уход от деятельности;

  • Скука;

  • Депрессия - длительно подавленный гнев;

  • Сарказм, грубые шутки, унижение другого;

  • Эгоцентризм, гордыня. [4. 9 - 11]

Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет такой способ поведения, направленный на причинение вреда другому живому существу, не желающему с собой такого обращения.

В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все менее спорадическим и все более организованным. По мере приобретения навыков конструктивного общения меняется соотношение между инструментальной и враждебной агрессиями в пользу последней. Это происходит потому, что инструментальная агрессия постепенно сменяется конструктивными способами достижения цели, а враждебная деструктивность - желание причинить оппонентам вред и получить от этого удовольствие - останется неизменной.

Кроме того, в этом возрасте дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытывать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы.

Особо следует отметить, что для целого ряда детей с коммуникативными нарушениями (шизоидных, сензитивных, тревожных) группа может быть фантазийной. Не имея возможностей и навыков общения для того чтобы влиться в реальную группу, они придумывают себе воображаемых товарищей. Это могут быть герои книг, мультипликационных и игровых фильмов. Ребята с помощью идентификации стараются подражать поведению любимых героев. Это нередко диктует их агрессивное поведение, которое кажется окружающим не вполне адекватным, тем более что обычно такие дети замкнуты и своими фантазиями ни с кем не делятся.

Нами было проведено исследование с целью анализа агрессивности как личностного образования в школьном возрасте.

Для исследования агрессивности и агрессивного поведения детей были использованы следующие методики:

  1. Методика изучения агрессии. Опросник А.Басса и А.Дарки: модификация Г.А.Цукерман, с изменениями.

  2. Проективная методика «Рисунок несуществующег животного» (РНЖ)

  3. Методика «Агрессивное поведение» Авторы Е.П.Ильин и П.А.Ковалев.

  4. Шкала реактивной и проактивной агрессии. Э.Роланд и Т.Идсье.

  5. Тест для родителей «Агрессивен ли Вш ребенок?»

  6. Карта наблюдения поведением ребенка в школе.

В нашем исследовании приняли учащиеся 3, 5, 8 классов Октябрьской средней школы Нижегородской области Борского района.

В результате исследования были получены следующие результаты:

  1. У 10-11-летних подростков преобладают проявления физической агрессии, то по мере взросления у подростков 14-15 лет на первый план выходит вербальная агрессия. Это, однако, не связано со снижением проявления физической агрессии с возрастом. Максимальные показатели проявления всех форм агрессии (как физической, так и вербальной) обнаруживаются именно в 14-15 лет. Но динамика роста физической и вербальной агрессии по мере взросления неодинакова: проявления физической агрессии хотя и увеличиваются, но незначительно. А вот проявления вербальной агрессии растут существенно более быстрыми темпами.

  2. Можно отметить также, что в более младшем возрасте (10-11 лет) между разными формами агрессии существует достаточно слабая дифференциация. То есть, хотя они и выражены неодинаково, но различия между ними по частоте встречаемости невелики. В возрасте же 14-15 лет между различными формами агрессии обнаруживаются более четкие и явные различия по частоте встречаемости. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно - они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии.

  3. Однако, как показывают исследования в младшем и старшем подростковом возрасте, как у мальчиков, так и у девочек наиболее выраженной оказывается такая форма проявления агрессии, как негативизм. Второе место по частоте встречаемости в указанные возрастные периоды у мальчиков занимает физическая агрессия, а у девочек - вербальная. Следует отметить также, что, независимо от возраста, у мальчиков все формы агрессивного поведения выражены больше, чем у девочек.

  4. Исследования связи агрессивного поведения с социальным статусом подростка в группе сверстников (Ковалев П., 1996) показали, что более агрессивными являются подростки с высоким социальным статусом. Относительно выраженности различных типов агрессивного поведения наиболее склонны к прямой и косвенной физической агрессии являются эмоциональные лидеры.

  5. Структура проявления различных форм агрессии обусловлена одновременно как возрастными, так и половыми особенностями. В раннем подростковом возрасте у мальчиков доминирует физическая агрессия, а у девочек она выражена незначительно - они отдают предпочтение вербальной форме проявления агрессии.

Полученные результаты позволяют организовать работу с педагогами, родителями, администрацией проведение специальных семинаров-тренингов необходимо для готовности учителя к работе с агрессивными детьми, что позволит учителям в ответ на возникающую агрессию отвечать конструктивными способами, позволяющими снижать уровень агрессии или избавляться от нее не нанося вред другим.

Также следует помнить о том, что эффективность коррекционной работы с агрессивным ребенком во многом зависит от сотрудничества с родителями. Зачастую это наиболее сложный этап в работе учителя с агрессивным ребенком, т.к. родители с неохотой признают различные недостатки у своих детей. Также не следует забывать, что часто у агрессивных детей семьи бывают неблагополучные и сами родители являются агрессивными. Поэтому учитель должен очень осторожно, деликатно, но в то же время эффективно проводить беседы с родителями, чтобы взаимодействовать и сотрудничать вместе. Эффективности в работе с родителями учитель должен добиваться не только с помощью своей интуиции и опыта, но и с помощью специальных психологических техник, которые необходимо включать в семинар-тренинг.

  1. Работа со сказками как одно из направлений работы с агрессивными детьми.

  2. Детская агрессия: причины возникновения и пути решения проблемы.

  3. Коррекция детско-родительских отношений через ролевые игры.

  4. Детские страхи и неврозы как следствие нарушения механизмов адаптации. Профилактика и помощь детям и родителям.

Список литературы.

  1. Абрамова Г.С.Возрастная психология. - Екатеринбург. 1999. - с.86

  2. А.Г.Долгова Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. - Генезис Москва 2009 с.9 -17

  3. Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности Издательство «Учитель», 2008 с.3, с.75-78

  4. С.Ю.Чижова, О.В.Калинина Детская агрессивность. Ярославль «Академия развития», 2005

  5. Г.А.Шалимова Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие. - М.:АРКТИ, 2006. - 232 с

  6. Чубарян О.М. «Основы профессионального образования в контексте современной культуры»







© 2010-2022