Отчет Аналитический педагога-психолога (2011-2014)

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аналитический отчет педагога-психолога за 2013-2014 учебный год

В течение 2013-14учебного года педагогом-психологом выполнялись следующие виды работ в соответствии с годовым планом: диагностическая, консультативная, коррекционно-развивающая работы, профилактика и просвещение.

Количество учащихся, прошедших обследование педагогом-психологом 126человек. Это 90% учащихся.

Работа с воспитанниками проводилась по следующим направлениям:

А) диагностика познавательного развития (внимание, мышление, память, восприятие, общение, речь) .

Б) диагностика уровня психического развития: познавательная и речевая сферы.

В) выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявления наличия агрессии.

Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участником образовательного процесса. Работа по адаптации детей строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Проводились адаптационные игры; организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к школе. В процессе наблюдения за адаптационным процессом велось наблюдение за детьми в школе, во время занятий. Было проведено анкетирование родителей, заполнение листов адаптации на каждого ребёнка. В работе с детьми использовались методы игровой деятельности, тактильный контакт и т. д

Из бесед с учителями, родителями, в ходе комплексного исследования у 43% малышей наблюдалась легкая адаптация, у 47% - адаптация средней тяжести, тяжелая адаптация у 10% учащихся. Анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.

В подготовительных группах в начале, середине и конце учебного года было проведено фронтальное и индивидуальное обследование воспитанников готовности к школе. Используя тест Керна Иерасека и другие методики готовности к школе выяснилось, что на конец 2013-14 учебного года, оценка полученных результатов следующая: высокий уровень готовности к обучению в школе - 44%; средний уровень готовности к обучению в школе - 54%, низкий уровень готовности к школе - 2%.

Тест по определению уровня развития вербального мышления показал следующие результаты (результат теста - это сумма баллов «+» и «-», достигнутых по отдельным вопросам). Очень высокий- 14%; высокий - 49%; средний- 31%; низкий - 2%; очень низкий - 4%.

Исследуя мотивационную готовность использовалась методика исследования мотивации М. Р. Гинзбург. С помощью этой методики определился уровень мотивационной готовности будущих первоклассников. Внешний мотив - 8%, учебный - 80%, игровой - 27%, позиционный - 18%, социальный - 53% и отметка - 57%. Результаты методики показали, что у выпускников преобладает учебный мотив, отметка и социальный мотив.

В течение 2013-14 учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа по следующим программам:

• Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. Автор И. Ярушина.

• Программа по развитию внимания. Коррекционные занятия для детей 5-7 лет. Игровая мозаика. Автор Е. Бармашова.

• Программа психологического обследования уровня готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Авторы Вотчель Е. В., Столбунова О. В, Чмырь Г. В.

Работа с родителями проводилась по следующим направлениям:

В начале учебного года выступила с докладом на родительском собрании, где дала конкретные рекомендации по подготовке детей к школе.

На протяжении всего 2013-14 учебного года проводила анкетирование, консультирование и просвещение родителей и педагогов.

В течение учебного года пополняла библиотеку психолого-педагогической литературой, диагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием. Отчетную документацию вела согласно нормативно-правовым актам.

Перспективные направления на будущий год

Продолжение работы с родителями (психопросвещение, взаимодействие с семьями, имеющими психологические проблемы).

Работа с педагогами по оптимизации взаимодействия с детьми.

В работе с детьми - коррекция и развитие познавательной и эмоциональной сферы.

Результаты работы: проведенная в 2013-2014 учебном году, носит положительный характер, одобрена администрацией образовательного учреждения. Улучшились результаты по подготовке детей к школьному обучению за счет индивидуальных занятий с детьми по развитию и коррекции познавательных процессов. Повысился уровень мотивационной готовности к школьному обучению. При работе с семьями повысился интерес родителей к особенностям развития их детей, к научной и методической литературе, направленной на формирование психологического здоровья детей.





















Аналитический отчет педагога - психолога МБОУ СОШ с. Булун-Терек

за 2011 - 2012 учебный год.

Цель работы:

  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

  • Способствовать созданию оптимальных условий для сохранения психологического здоровья субъектов образовательного процесса.

  • Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса.

  • Изучение индивидуальных особенностей, личностно-дифференцированный подход к участникам образовательного процесса.

Задачи:

  1. Оказание своевременной психолого-педагогической поддержки участникам образовательного процесса.

  2. Проведение мониторингов образовательного процесса.

  3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении и находящихся в социально-опасном положении.

  4. ППС подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ.

  5. Развитие умений ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

В 2011 -2012 учебном году работа включала в себя следующие направления деятельности:

  • Психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся;

  • Психологическое сопровождение выпускников нашей школы;

  • Психолого - педагогическое сопровождение учащихся, требующих особого внимания к себе (коррекционные классы);

  • Работа с педколлективом;

  • Работа с родителями.

С начала сентября по ноябрь проводилась работа по адаптационному периоду учащихся 1,5,10 классов. Цель адаптационного периода - профилактика социально-психологическойдезадаптации школьников, создание благоприятного психологического климата.

Период адаптации пятиклассников к условиям средней школы я велось наблюдение за детьми на уроках, во внеурочное время, проводились индивидуальные беседы с детьми и родителями. Среди детей было проведено анкетирование. Анализ результатов анкетирования показал, что период адаптации прошел успешно для большинства учащихся. Затянулся период адаптации у 2 человек, с ними была организована индивидуальная работа. По этому вопросу было проведено совещание «Адаптация учащихся 5 класса в средней школе».

Проведено анкетирование детей и родителей первоклассников по адаптации к школе, которое показало, что адаптационный период у всех учащихся прошел успешно. С учащимися 1 класса проводились групповые занятия, направленные на снижение адаптационных переживаний.

Велись наблюдения за учащимися 10-х классов на переменах, уроках и на внеклассных мероприятиях. Проводились беседы, диагностика тревожности, состояния психологического климата в коллективе, оценка самочувствия, активности и настроения учащихся.

Для подготовки учащихся 4-х классов к поступлению в среднее звено проведено тренинговое занятие « Дорога в 5 класс».

Большое внимание уделялось психологическому сопровождению предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Создана программа психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки учащихся.

Проведена диагностика склонностей и интересов учащихся в выборе профессии; проведены беседы и практические занятия «Мир профессий». Для учащихся и их родителей организовано индивидуальное консультирование.

В рамках профильной подготовки учащихся 10 классов была проведена диагностическая работа: методика ДДО показала, что большинство учащихся выбирают профессии типа «Человек - человек», проведен опросник Голланда, который подтвердил эти результаты.

Для учащихся 8 классов начат пропедевтический этап предпрофильной подготовки. Было проведено анкетирование по профильной ориентации восьмиклассников. В анкетировании участвовали 14 учащихся 8-х классов. Из них только 6 учащихся уже выбрали свою будущую профессию, знают содержание этой профессии. Поэтому в помощи профконсультанта нуждается большая часть восьмиклассников.

Тем не менее, учащиеся 8-х классов уже начинают задумываться о выборе своего дальнейшего образования.

Анализ результатов анкетирования учащихся 9-х классов показывает, что после 9 класса хотят продолжить обучение в школе 12 учащихся.

С различными вопросами выступала на родительских собраниях, педагогических советах, совещаниях. С некоторыми учащимися и родителями была проведена консультативная работа.

Темы моих выступлений:

  1. Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам.

  2. Подростковый возраст и его особенности.

  3. Особенности переходного периода учащихся 5 класса.

  4. Адаптация первоклассников в школе.

Перед проведением пробного тестирования, итоговой аттестации учащихся проводилось психологическое сопровождение подготовки к сдаче ЕГЭ и ГИА. Были даны рекомендации детям, родителям и педагогам по подготовке к ЕГЭ, проведены тренинги психологической готовности к экзамену.

В рамках общешкольного плана ежегодно два раза в год проводится диагностика уровня воспитанности школьников 2-11 классов.

Исходя из результатов, полученных в ходе анкетирования учащихся можно судить о том, что уровень воспитанности подростков выше среднего, младших школьников и старшеклассников на среднем уровне. Младшие школьники и подростки имеют опрятный внешний вид, соблюдают правила личной гигиены, правила и нормы школы. 47,3% учащихся нравится читать самим или слушать педагогов и воспитателей, проявляют интерес к музыке. Большинство детей бережно относятся к школьному имуществу, однако младшие школьники недостаточно дисциплинированны и ответственно относятся к своей учёбе, а у подростков недостаточно развиты культурный уровень и доброта, «хромает» дисциплина.

Старшеклассники более коммуникабельны, обладают хорошим эстетическим вкусом.Большинство детей проявляют интерес к общественному труду, добросовестно относятся к самообслуживанию и другим видам труда, однако они мало читают художественную литературу, некоторые дети плохо управляют собой, своим поведением, эмоциями, редко прислушиваются к мнению старших, практически не посещают культурные центры.

В работе с детьми педагогам и воспитателям необходимо вовлекать родителей в различные виды деятельности школы, включать в воспитательную работу больше мероприятий по формированию хороших манер, умению общаться друг с другом, создать условия направленные на формирование у учащихся стремления к здоровому образу жизни, к осознанному отношению к учебной деятельности, необходимые для воспитания чувства прекрасного, приобщения к культурным и эстетическим ценностям, развития чувства патриотизма, осознания гражданских прав и обязанностей.

Также в течение учебного года были проведены следующие диагностики:

  • Фактор личностного роста (4,5,9-11 кл.)

  • Уровень гражданственности (9-11 кл.)

  • Изучения уровня тревожности выпускников.

  • Изучение особенностей памяти (1 кл.)

  • Определение уровня развития мышления,внимания (1 кл.)

  • Изучение развития логической последовательности (1 кл.)

  • Учебная мотивация первоклассников.

  • Анкетирование учащихся 8-х классов по предпрофильной подготовке и профильному обучению.

  • Психоэмоциональное состояние пятиклассников.

  • Учитель и классный руководитель глазами родителей учащихся.

  • Учитель и классный руководитель глазами учащихся.

В этом учебном году для 1-5 классов коррекционно-развивающая программа состояла из следующих базовых тем:

  1. Адаптация первоклассников к обучению в школе -32ч занятий.

  2. Адаптационные занятия в 5 классе - 5 занятий.

  3. Работа с группами повышенной школьной тревожности на базе 5 класса- 2 занятий.

  4. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учащимися, требующими особого педагогического внимания-7 занятий.

Руководствуясь программой коррекционно-развивающей работы с детьми 7 вида, регулярно проводила индивидуальные и групповые коррекционные занятия по следующим направлениям: коррекция эмоционально-волевой сферы, коррекция когнитивной сферы.

Консультационная работа велась по двум направлениям:

  1. индивидуальное консультирование;

  2. групповое консультирование.

За год проведено 56 часов индивидуальных консультаций. В 27% случаев за помощью обращались классные руководители и педагоги-предметники, 40%- родители, дети - 45%.

Перспективы развития на 2012-2013 учебный год.

На следующий учебный год следует усовершенствовать коррекционно-развивающее направление работы:

1. Дополнить тематику тренинговых циклов следующими направлениями:

  • «Предупреждение вредных привычек»;

  • адаптировать игры-тренинги для начальных классов

2. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по тематикам тренинговых занятий, в которых принимали участие дети.

  1. Разработать циклограмму коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-5 классов.



© 2010-2022