Технология повышения качества жизни

Программа  психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5-х классов  в период адаптации  при переходе на основную ступень обучения   Актуальность программы:           В условиях кардинальных изменений, происходящих в политической, социально-экономической, духовной жизни нашего общества, в ситуации быстро меняющихся научно-технических достижений особенно актуальным является переосмысление социальной роли и функции системы образования.   Модернизация общего образования требует перехода о...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ВОСТОЧНО-СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Факультет специальной педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии специального обучения и воспитания



Технология повышения качества жизни




Выполнила: студентка

2 курса заочного отделения

Специальное (дефектологическое)

образование

Олигофренопедагогика

Каньшина Елена Александровна







Иркутск, 2013г.

Программа психолого-педагогического сопровождения

обучающихся 5-х классов в период адаптации при переходе

на основную ступень обучения


Актуальность программы:


В условиях кардинальных изменений, происходящих в политической, социально-экономической, духовной жизни нашего общества, в ситуации быстро меняющихся научно-технических достижений особенно актуальным является переосмысление социальной роли и функции системы образования. Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно "знаний, умений, навыков" к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Эта общая цель конкретизируется на каждом этапе обучения с учетом его своеобразия и самоценности.

Успешность адаптации школьника к обучению в 5-х классах зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения в 5-м классе, необходимо:

- учитывать психологические особенности 10-12-летних детей, вступающих в подростковый период развития, уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5-й класс;
- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.

Адаптация младших под­ростков в новых условиях жизни и дея­тельности на 2-й ступени общего образо­вания напрямую связана с их психологи­ческой готовностью к переходу в V класс.

Готовность школьника к переходу в ос­новную школу зависит от целого ряда факторов, но прежде всего от правильно орга­низованной работы в этом направлении.

Под психологической подготовкой учащихся подразумевается стойкая или вре­менная активизация способностей лич­ности к деятельности в определенных ус­ловиях. В широком смысле подготовка понимается как доведение чего-то до со­стояния готовности, соответствия опреде­ленным требованиям.

Психологическая готовность учащихся определяется той системой требований, которые школа 2-й ступени предъявляет к ним. Связаны они, как показывают иссле­дования отечественных психологов (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леон­тьев, Д. Б. Эльконин), с изменением соци­альной позиции ученика, а также со спе­цификой учебной деятельности в основ­ной школе.

Формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимо­действия двух смежных ступеней образо­вания. Речь идет о психолого-педагогиче­ской преемственности в работе учителей начальных классов и учителей-предмет­ников. Преемственность между началь­ной и основной школами осуществляется как по содержанию обучения и воспита­ния, так и по методам, приемам и органи­зационным формам учебно-воспитатель­ной работы.

Вопрос о преемственности обучения между начальной и средней школой не яв­ляется новым. Однако, несмотря на много­численные обсуждения этой проблемы, практика ее решения пока далека от теории. Причин такой ситуации, на мой взгляд, несколько.

Приход в среднюю школу, как известно, совпадает с началом «переходного» возраста и у детей: они становятся младшими под­ростками. Психологически это начало кризисного периода: физиологического созревания, переоценки моральных ценностей, мены ведущей деятельности. Кроме того, по данным психологических исследований, детей с переходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связан­ный с новыми ожиданиями. Эти объектив­но сложные психологические этапы взросления несомненно требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых.

В настоящее время психология рассматривает адаптацию не как пассивное приспособление к условиям жизни, а как активное взаимодействие человека с окружающей средой, которое обеспечивает ему возможность самосохранения и саморазвития.

Важным этапом формирования адаптивных способностей детей является переход изначальной в среднюю школу, который теснейшим образом связан с особенностями учебной мотивации младших подростков и теми эмоциональными переживаниями, которые характерны для детей на данном этапе развития. Переход ребенка из начальной школы в среднюю характеризуется объективными изменениями условий его школьной жизни, увеличивается число учебных предметов, которые усваивает ученик; появляется несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал учебных программ, требующих новых уровней учебной работы; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; меняется система взаимоотношений с миром, людьми, самим собой, меняется социальный статус детей; актуализируются процессы формирования личности.

Поэтому, снижение успеваемости, падение интереса к учёбе, нарастание тревожности учащихся, рост депрессивных состояний, снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей - является стандартным перечнем проблем, наблюдаемых при переходе на 2 ступень обучения. Есть немало житейских обстоятельств, объясняющих падение успеваемости и интереса к учёбе у учащихся . С этажа начальной школы, где они были самыми рослыми, ученики перемещаются на этажи основной школы, где они оказываются самыми маленькими. Ещё более однозначно резкое и неизбежное изменение шкалы оценок взрослости и самостоятельности при переходе из начальной в основную школу происходит на уроке в результате смены учителей. И дело не в том, что к новым учителям, к их ожидания, стилям, требованиям надо привыкнуть, что учителя должны привыкнуть к классу, выучить имена всех своих учеников, узнать их индивидуальные особенности… Дело, прежде всего в том, что учитель начальной школы, доведя свой класс до выпуска, до перехода на основную ступень, прожил с этими детьми 4 года, он помнит этих детей неумелыми первоклассниками, знает, сколько трудностей уже преодолел каждый ученик, и отчётливо видит, как каждый ребёнок вырос и какой потенциал для дальнейшего роста накопил. Выпуская класс, учитель начальных классов любуется окрепшей самостоятельностью своих учеников, радуется их образованности. Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышлёнышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными.

Решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе " индивидуум-среда", в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией , включает в себя ещё два аспекта :

а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением;

б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Цель программы: оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся 5-х классов, педагогам, родителям в период адаптации детей к новым условиям обучения.

Задачи:

1.Изучить прохождение периода социально - психологической адаптации учащимися 5-х классов:

определить:

- отношение пятиклассников к новым учебным предметам и новым учителям;

- уровень психологического благополучия в классе и эмоционального состояния в целом;

- уровень усвоения знаний и умений, соотнести их с возможностями и способностями ребёнка;

- причины, вызывающие трудности в адаптации к новым условиям обучения

2. Ознакомить учащихся:

- с системой самоорганизации для успешного выполнения домашних заданий;

- с новыми правилами и нормами поведения на новом этапе школьной жизни;

3. Ознакомить педагогов - предметников, родителей с особенностями и возможностями этого возраста

4. Определить группы учащихся, испытывающих трудности в адаптации к новым условиям обучения (недостаточный уровень развития познавательных процессов, непроизвольность эмоционально- волевой сферы).

5. Проводить коррекционно-развивающие занятия, способствующие психологической адаптации обучающихся 5-х классов.

Этапы внедрения психолого - педагогического сопровождения:


  • Диагностическое направление (составление социально-психологического портрета ребёнка, социализация)

  • Определение путей и форм оказания помощи ребёнку.

  • Диагностика (выбор образовательных средств психолого-педагогического сопровождения)

  • Коррекционно-развивающая работа (может быть индивидуальная и групповая)

  • Профилактика (суть предупреждение возможного неблагополучия)









Ожидаемый результат:

  • успешная адаптация учащихся в УВП.

  • гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов;

  • создание мониторинга психологического статуса школьников.

Литература:


  1. Методическое письмо МО РФ «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную»

  2. Л.П. Барылкина, Н.А. Королёва «Завуч начальной школы» М. ВАКО 2005

  3. Настольная книга завуча начальной школы. Глобус. 2007

  4. Журналы «Начальная школа» №2 2004, №8 2006, № 4 2007, № 5 2008

  5. Журнал «Завуч начальной школы» № 6 2008.

  6. Программы средней школы по русскому языку и математике.


© 2010-2022