Программа коррекционно-развивающих занятий для первоклассников

Проект программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.Введение      1.1. Актуальность     1.2. Цели и задачи программы 2.Организационно-методические требования к проведению занятий     2.1. Требования к созданию материально-предметной среды     2.2. Формы, методы, этапы работы 3. Методы оценивания эффективности программы     3.1. Планируемые результаты 3.2. Методы, используемые для оценивания в начале и после завершения   применения программы 4. Тематическ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №6



ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Я - ПЕРВОКЛАССНИК!

Возрастная категория: учащиеся первых классов.


Автор-составитель:

педагог-психолог начальных классов

Крутицкая Наталья Владимировна

Копейский городской округ

2014 год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Введение…….......................................................................................................3 1.1. Актуальность………………………………………….………….…….….3

1.2. Цели и задачи программы…………………………………………...…….3

2.Организационно-методические требования к проведению занятий…...5

2.1. Требования к созданию материально-предметной среды………..…......5

2.2. Формы, методы, этапы работы…………………………………………....6

3. Методы оценивания эффективности программы…………………..….....8

3.1. Планируемые результаты………………………………………………....8

3.2. Методы, используемые для оценивания в начале и после завершения применения программы………………………………………………………..8

4. Тематическое планирование……………………………………………..….9

5. Литература…………………………………………………………………....15










  1. ВВЕДЕНИЕ


Начало школьной жизни - испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям школьника, адаптироваться к школьной жизни. Возраст шести-семи лет и в психологическом аспекте имеет большую значимость в развитии личности ребенка. Меняется ведущая деятельность, главным должно стать учение, а не игра, важной обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Это требует со стороны ребенка значительных волевых усилий, дисциплины, организованности.

С первых же дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между, с одной стороны, постоянно растущими требованиями, которые предъявляет учебная деятельность и новое социальное окружение к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, а с другой - тем уровнем психического развития этих функций, который есть у ребенка на момент поступления в школу. Значение этого периода адаптации к новому образу жизни школьника в том, что от благополучного его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и психологический комфорт пребывания в школе, мотивация и здоровье ребенка. Поэтому очень важно с первого класса психологическое сопровождение детей, в том числе проведение занятий, помогающих детям быстрее адаптироваться к новой социальной роли ученика и процессу обучения, для чего и создается программа «Я - первоклассник!».

Программа рассчитана на 61 час (3 блока). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия - 1 академический час. В группе 10-15 участников.

Актуальность направления программы высока, так как важным является положительное эмоциональное и психологическое состояние ребенка, посещающего школу. В связи с жизненными ситуациями, взаимоотношениями в семье дети приходят в школу с неустойчивым настроением, они могут быть агрессивны и раздражительны, поэтому помощь педагога-психолога им нужна, для того чтобы помочь справиться с этими состояниями и облегчить процесс адаптации.

Целью программы является снижение эмоционального напряжения, страхов, тревожности, возникающих в процессе учебной деятельности, а также обучение детей расслаблению и навыкам коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, помощь в адаптации в целом.

Задачи программы:

  • Формирование коммуникативных навыков в общении со сверстниками и взрослыми

  • Развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности и саморегуляции поведения

  • Снижение уровня тревожности, страхов и эмоционального напряжения, создание положительного настроя, профилактика агрессивного поведения

  • Помощь в адаптации детей к образовательному учреждению, новому коллективу

  • Повышение учебной мотивации путём создания положительного отношения к школе.

Коррекционно-развивающие занятия программы помогут обучающимся первых классов в адаптации к новым условиям их жизни и новым требованиям благодаря системе занятий, включающих различные виды деятельности и направленных на формирование эмоционально положительного отношения к школе, учебной деятельности и осознание позиции школьника, а также формирование учебной мотивации, что в целом является профилактикой агрессивного поведения и дезадаптации.






  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ

Программа предназначена для учащихся первых классов общеобразовательных школ. Рассчитана на один учебный год - 61 час (3 блока). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия - 1 академический час. В группе 10-15 участников. Формирование группы происходит на основании результатов плановой диагностики адаптации первоклассников к школе, а также диагностики эмоциональной сферы детей по запросу педагогов и родителей.

Требования к созданию материально-предметной среды:

При планировании коррекционных занятий необходимо четко продумывать формулирование целей занятия, отбор конкретных методик и техник для работы, подготовку необходимых материалов и оборудования, выбор формы организации детей на занятии.Используемые педагогом-психологом развивающие приемы и методы коррекции должны соответствовать уровню актуального развития детей и быть ориентированными на зону ближайшего развития. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности детей, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач: игровая, продуктивная, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. Поэтому основное содержание работы с первоклассниками составляют игры, продуктивно-творческая деятельность, психотехнические упражнения, релаксационные методы.

Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. В целях получения максимального педагогического эффекта любое занятие организуется при условии положительного эмоционального отношения у ребенка. Немаловажным фактором является определение структуры занятия, которая должна предусматривать чередование различных видов деятельности: организацию практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических упражнений, графических заданий и др.

Согласно существующим в психологической литературе подходам к развитию психической функции (Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн и др.), можно выделить следующий используемый материал для проведения занятий с первоклассниками:

  • оборудование для занятий музыкой: магнитофон, видеомагнитофон, набор аудио- и видеокассет, звучащие музыкальные инструменты и др.;

  • материалы и принадлежности для изобразительной деятельности: изобразительные материалы для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий.

  • планируя содержание занятия, педагог-психолог должен отобрать те виды деятельности, которые позволят наиболее успешно решить поставленные коррекционные задачи, продумать их чередование в целях предупреждения утомления (в том числе и умственного утомления) детей.

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, продуктивно-творческая деятельность, психотехнические упражнения, релаксационные методы. В данной программе используются следующие психолого-педагогические приемы:

  • Включение в содержание занятий заданий (технологий здоровьесбережения), выполнение которых активизируют и развивают навыки рефлексии и толерантности (дневник настроения, ролевые игры, методы вербализации и т.д.).

  • Включение в содержание занятий заданий, выполнение которых дает положительный эмоциональный заряд, снимают эмоциональное напряжение (раскрашивание мандал, элементы арт-терапии (рисунок на заданную тему, выполнение коллажа, лепка из пластилина).

  • Включение в содержание занятий заданий, которые способствуют улучшению физического самочувствия, развивают навыки саморегуляции (упражнения-энергизаторы, элементы психогимнастики, релаксационные техники).

  • Включение заданий, которые программируют на позитивное взаимодействие с другими людьми (элементы сказкотерапии, метод игротерапии и др.).

Программа включает в себя несколько этапов. На первом школьники знакомятся с нормами школьной жизни, с детским коллективом, привлекается их внимание к занятиям в кружке. Во второй части больше внимания уделяется развитию эмоционально-волевой сферы, развитию доброжелательности, вежливости, дружелюбия в отношении к окружающим людям. Затем в группе происходит развитие коммуникативных умений и навыков, формирование умения работать в группе, уважительно относиться к мнению других и правильно отстаивать свою точку зрения, осознание учеником своей личностной значимости, повышение самооценки и формирования положительного отношения к школе.

В каждое занятие включены упражнения психологической и эмоциональной разгрузки, игры по теме, элементы творческой деятельности. Структура каждого занятия включает в себя:

  1. Вступление, приветствие

  2. Разминка

  3. Основная часть

  4. Заключительная часть, прощание.

Ритуалы приветствия и прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. Занятия начинаются общим рукопожатием перекрещенными руками и пожеланиями всем здоровья и добра. В ритуал приветствия также входят вопросы: «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?», «Как прошли ваши уроки?» и т.д. В данный ритуал должны быть включены все дети. Ритуал прощания включает в себя как настрой на продолжение работы в следующий раз, так и выработку уверенности для каждого ребёнка, что ему всегда рады, его ждут на следующем занятии. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.













  1. МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

В ходе реализации программы «Я - первоклассник!» у участников занятий корректируется эмоциональный фон настроения, общее физическое самочувствие и поведение, развиваются коммуникативные навыки, необходимые для успешной адаптации учеников. А также у детей формируются позитивные ценностно-смысловые установки, позитивное восприятие своей личности, окружающих людей и мира. Развиваются навыки самопознания и управления своими эмоциями, самоконтроля поведения и навыки общения.

Планируемые результаты.

По окончании занятий по программе «Я - первоклассник!» у учащихся должны быть сформированы следующие навыки:

  • Саморегуляция в стрессовых ситуациях

  • Продуктивное, позитивное выражение эмоционального напряжения через творческую деятельность

  • Вербальное и не вербальное выражение отрицательных эмоций в социально приемлемых формах поведения

  • Социальные коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами

  • Принятие ребенком себя как представителя новой социальной общности, формирование внутренней позиции школьника.

Методы, используемые для оценивания в начале и после завершения применения программы.

В процессе диагностики необходимо применять разные модификации методик в соответствии с возрастом детей и поставленными задачами. В рамках данной программы в начале и после завершения коррекционно-развивающей работы можно использовать следующие методы диагностики:

  • Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе (Э. М. Александровская)

  • Тест «Выявление сформированности внутренней позиции школьника» (А. Л. Венгер)

  • Проективная методика «Что мне нравится в школе»

  • Методика исследования самооценки «Лесенка» (В. Г. Шур)

  • Проективная методика изучения личности в классном коллективе «Дерево с человечками»

Данные методы соответствуют тематике программы и являются доступными для учащихся первых классов общеобразовательных школ.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ*

№ занятия

Содержание тематического блока

Всего часов

Умения, вырабатываемые у учащихся в результате занятия

  1. Знакомство с нормами школьной жизни, с коллективом

1

Вводное занятие. Знакомство с детьми.

1

Установление контакта

Ознакомление детей с предстоящей работой

Настрой детей на посещение занятий

2

«Вот я какой!»

1

Знакомство участников группы друг с другом.

Создание непринужденной обстановки занятий

3

«Школа - это хорошо!»

1

Освоение нового социального статуса.

Знакомство со школой

4

«Радуга»

1

Снижение эмоционального напряжения, тревожности

5

«Школьные правила»

1

Знакомство со школьными правилами

6

«Собираем портфель»

1

Помощь в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении, развитие познавательных мотивов

7

«Я-ученик»

1

Формирование положительной мотивации к обучению в школе.

Расширение представлений детей о школьных обязанностях, формирование желания учиться, собранности, аккуратности

8

«Наш класс - единая команда»

1

Развитие навыков общения.

Положительный эмоциональный настрой и атмосфера принятия каждого

9

«За что я люблю школу»

1

Формирование положительной мотивации к обучению в школе

10

«Мы вместе!»

1

Умение детей понимать чувства других,

оказывать поддержку и сопереживать.

Развитие навыков сотрудничества, доверия друг другу

11

«Что лежит в портфеле»

1

Формирование позитивного образа школы, развитие умения работать в группе, способностей творческого самовыражения

12

«Учиться вместе»

1

Закрепление школьных правил, развитие сплоченности через совместные упражнения, работа с негативными эмоциями

13

«Речное путешествие». Совместная творческая деятельность.

1

Развитие навыков совместной деятельности.

Развитие мелкой моторики руки

14

«Учусь учиться»

1

Обучение правилам поведения на уроке

15

«Мое любимое занятие»

1

Определить вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнить с предпочтениями других

16

«Копилка трудностей»

1

Понимание как преодолевать школьные трудности

17

«Мой класс»

1

Формирование позиции школьника, дружеских отношений в классе, развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях

18

«Страна знаний»

1

Осознание своей роли ученика, учебной ответственности

19

«Я и моя школа»

1

Дети учатся понимать себя: какие они, чего хотят, что умеют и чему хотят научиться в школе

20

«Что я знаю про свою школу»

1

Закрепление пройденных занятий

Всего

20


  1. Развитие эмоционально-волевой сферы

21

«Учимся дружить»

1

Осознание школьниками значимости и важности дружеских взаимоотношений.

Осознание, какие качества важны в дружбе.

Предоставление учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских заимоотношений.

22

«Эмоции и чувства»

1

Знакомство с понятиями «эмоции» и «чувства».

Развитие осознания своих и чужих эмоций

23

«Радость»

1

Обучение распознаванию и описыванию своих чувств и чувств других людей, помочь детям осознать относительность оценки чувств

24

«Грусть»

1

Развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, формирование коммуникативных навыков

25

«Гнев»

1

Обучение распознаванию и описыванию своих чувств и чувств других людей. Умение преодолевать негативные чувства

26

«Конверт страха»

1

Умение передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (мимики, жестов, пантомимики, художественных средств), снятие эмоционального напряжения

27

«Обида»

1

Снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков

28

«Мы поссорились и помирились»

1

Выяснить как ребята объясняют свои и чужие поступки, умеют ли давать качественную оценку поведению

29

«Давайте жить дружно!»

1

Осознание важности дружеских отношений, своей роли в них

30

«Цветик-семицветик»

1

Умение выражать свои эмоции, и понимать эмоции других

31

«Творчество»

1

Навыки вербального и не вербального выражения эмоционального состояния

32

«Планета эмоций»

1

Снижение эмоционального напряжения. Уменьшение тревожности

33

«Наш класс»

1

Повышение значимости каждого ребенка в коллективе

34

«Школа волшебства»

1

Творческое занятие поможет снять напряжение, беспокойство, почувствовать себя свободно

35

«Почему люди ссорятся»

1

Знакомство с понятием конфликт.

Определение особенностей поведения в конфликтной ситуации

36

«Лабиринт»

1

Обучение способам выхода из конфликтной ситуации

37

«Мой мир»

1

Развитие самопознания.

Умение осознавать свое эмоциональное состояние, свое поведение

38

«Добрый ли ты?»

1

Формирование умения правильно оценивать себя и других.

Умение видеть положительные качества у себя, окружающих.

Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках, таких качеств, как доброта, щедрость, отзывчивость.

39

«Дневник настроения»

1

Создание положительного эмоционального фона, улучшение общего физического самочувствия и поведения

40

«Какой я? Какой ты?»

1

Формирование положительного отношения учащихся к себе, друзьям, одноклассникам.

Воспитание гуманистических черт характера.

41

«Школа - мой дом»

1

Формирование позитивных ценностно-смысловых установок на учение. Позитивное восприятие своей личности, окружающих людей и мира.

42

«Новое и важное для меня»

1

Подведение итогов

Всего

22


  1. Развитие коммуникативных умений и навыков

43

«Волшебная поляна»

1

Предоставление детям опыта межличностного взаимодействия.

44

«Что такое дружба, или учимся дружить»

1

Создание положительного дружественного настроения в классе.

45

«Другой ты»

1

Развитие понимания чувств и поведения другого человека.

Осознание ценности каждого человека.

Повышение самооценки.

46

«Что такое общение»

1

Формирование культуры общения учащихся.

Осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками

47

«Я-школьник»

1

Развитие сплоченности, формирование позиции ученика, осознание личных трудностей

48

«Учимся общаться»

1

Развитие коммуникативных навыков.

Установление и поддержка контакта.

Снятие скованности и замкнутости.

Развитие связной речи.

Формирование у детей самоконтроля за речью

49

«Мост дружбы»

1

Установление доверительных дружеских взаимоотношений в группе

50

«Мой лучший друг»

1

Дать детям почувствовать важность общения, дружбы и уважительного отношения друг к другу; показать необходимость принятия друга таким, какой он есть

51

«Я глазами других»

1

Умение анализировать свои возможности и поведение

52

«Путешествие в страну радости»

1

Воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению

53

«Лесная школа»

1

Развитие навыка общения со сверстниками и взрослыми людьми

54

"Здравствуйте, это Я!"

1

Отработка навыков самопрезентации

55

«К школе готов!»

1

Отработка навыков коммуникации в школьной среде, с одноклассниками и учителем

56

«Объединяемся играя»

1

Сплочение класса.

Снятие напряжения.

Установление доверительных дружеских взаимоотношений в группе.

57

«Портрет класса»

1

Помочь осознать свою непохожесть на других, индивидуальность; укрепление уверенности в себе

58

«Дерево дружбы»

1

Понимание своей роли в создании дружественной атмосферы класса

59

«В добрый путь!»

1

Создание мотивации учения, положительного отношения к школе, одноклассникам, учителю

60

«Чему я научился на занятиях»

1

Закрепление и обобщение пройденных занятий

61

Заключительное занятие

1

Подведение итогов

Всего

19


Итого:

61


* в работе возможны изменения

В каждое занятие включены упражнения психологической и эмоциональной разгрузки, физ. минутки, игры по теме, элементы творческой деятельности.







  1. ЛИТЕРАТУРА



  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. - М.: Генезис, 2011. - 144с.

  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298с.

  3. Классные часы с психологом. 1-4 классы/авт.-сост.: Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина. М.: Глобус, 2009. - 232с.

  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. - М.: Генезис, 2002. - 208с.

  5. Кряжева Н. Л. Радуемся вместе: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум». - Екатеринбург, 2006 г.

  6. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.

  7. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-Пб., 2005 г.

  8. Субботина Л.Ю. Учимся, играя: развивающие игры для детей 5-10 лет. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005 - 144с.

  9. Царёва Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр - М.: Книголюб, 2008. - 48с.

  10. Шмидт В.В., Шмидт В.Р. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128с.

15


© 2010-2022