Программа «Школа для родителей»

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образование Гулькевичский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 8 пос. Комсомольского

Утверждено:

Директор МБОУ СОШ № 8

___________ С. А. Шапкина

«____» ___________ 2015 г.


Программа курса

для родителей (законных представителей)

несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики

«Школа для родителей»




Педагог-психолог:

Савченко М.А.




2015-2016 г.

Пояснительная записка

В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям «трудных» детей, но и благополучным семьям. В настоящее время всё чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые, с разными вариантами личностной акцентуацией: агрессивностью, лживостью, повышенной ранимостью, избыточной эмоциональной чувствительностью, застенчивостью и т.д.

Работа с родителями - одно из важнейших направлений работы школьного психолога, нацеленного на сохранение психологического здоровья обучающихся. Анализ современной семьи показывает, что многие родители зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали бы эффективной социализации ребёнка, что в свою очередь, приводит к обострению разного рода проблем. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает повышение их психолого-педагогической компетентности, под которой понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств, которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в воспитании и развитии ребёнка.

Формы взаимодействия с родителями могут быть разные:

встречи, анкетирование, консультации, беседы, лектории, дискуссии, практикумы, тематические психологические консультации и др.

Цель: повышение грамотности в сфере возрастной психологии и педагогике, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей, способное улучшить какое-то качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребёнка к учебному процессу на разных ступенях, если потребуется, смягчить сложные семейные условия.

Задачи:

-познакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;

 повысить психолого-педагогическую компетентность родителей с помощью системы мероприятий просветительского и консультационного характера;

 информировать о психологических особенностях детей разного возраста;

 научить лучше чувствовать и понимать своего ребёнка, дать ему возможность для личностного роста, открыто и честно строить с ним взаимоотношения, показать важность общения в семье;

 дать практические рекомендации родителям по вопросам профилактики школьной дезадаптации, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.

Этапы психологического сопровождения родителей (консультирования)

1. Подготовительный (диагностический). На данном этапе осуществляется непосредственно диагностика родителей на выявление особенностей семейного воспитания. Такая работа особенно актуальна при работе с родителями трудных подростков. Используются следующие диагностические методики:

 Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках? («Психолог и семья», с.134)  На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку? («Психолог и семья», с. 137)

 Анализ семейного воспитания и причин его нарушения в семьях, где есть подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении («Анализ семейных взаимоотношений» АСВ, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис).

 Выявление родительского отношения к детям («Опросник родительского отношения» А.Я.Варга, В.В.Столин).

 Определение стиля семейного воспитания (С.С.Степанов «Стратегия семейного воспитания».

2. Основной этап. Взаимодействие с родителями проходит по результатам психологической диагностики (групповые и индивидуальные консультации). Задача индивидуального консультирования по частным проблемам - улучшение детско-родительских отношений путём оказания родителям помощи в определённой стратегии воспитания, которая должна учитывать индивидуально-психологические особенности ребёнка. Групповое консультирование по частным проблемам заключается в активном обсуждении общих для членов группы конфликтных ситуаций, возникающих при общении с детьми. Психолого-педагогический лекторий нацелен также на улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями основных особенностей развития ребёнка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений.

3. Заключительный этап. Осуществляется обратная связь с родителями в форме анкетирования, на основании чего делается вывод о наиболее результативных и интересных для родителей видах деятельности по формированию психолого-педагогической компетентности.

Тематика бесед с родителями зависит от тех проблем, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания детей на разных возрастных этапах.

  1. Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, развитие познавательной сферы.

1 класс  Ребёнок идёт в первый класс. Здоровье ребёнка перед школой.  Трудности первоклассника.  Как научить младшего школьника общаться с другими и принимать критику.

2 класс  Как помочь ребёнку в приготовлении уроков.  Важность общения. Цена слова.

3 класс  Воспитание дисциплины. Поощрение и наказание.  Ребёнок и деньги: за и против.

4 класс  Переход ученика в среднюю щколу.  В какой семье я расту?

  1. Формирование личности подростков. Возрастные особенности общения и причины конфликтов. Учебная деятельность школьников подростков и особенности развития познавательных процессов.

5 класс  Психологические особенности периода адаптации. Формы родительской помощи и поддержки.  Психолого-педагогический статус пятиклассника.  Мотивы плохого поведения.

6 класс  Влияние телевидения на психику ребёнка. Дети и компьютер.  Близкие человеку люди.

7 класс  Агрессия. Её причины и последствия.  Как научить ребёнка заботиться о собственной безопасности.

8 класс  Типичные конфликтные ситуации с ребёнком и пути их преодоления.  Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности.

  1. Проблема профессионального самоопределения в ранней юности. Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов старшеклассников.

9 класс  Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.  Профессиональное самоопределение подростков.

10 класс  Детско-родительские отношения.  Толерантность - часть нравственной культуры человека.

11 класс  Ваш ребёнок - выпускник.

  1. Мотивы учения на разных возрастных этапах. Примечание: работа с родителями первоклассников и пятиклассников строится в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения учащихся в адаптационный период.

План

курса для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики

«Школа для родителей»


№ п/ п

Дата проведения

Тема

Содержание

1

20.11.15г.

Возрастно-психологические особенности школьника

Психические особенности детей младшего школьного возраста. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Развитие познавательной сферы. Кризис семи лет

2

11.12.15г.

Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности общения и причины конфликтов. Кризис подросткового возраста. Рекомендации по преодолению подросткового кризиса. Рекомендации родителям, дети которых вступили в период подросткового возраста

3

15.01.16г.

Психологические особенности старшего школьного возраста. Проблема профессионального самоопределения. Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов старшеклассников.

4

12.02.16г.

Методические рекомендации для родителей

Ошибки семейного воспитания

5

26.02.16г.

Правила общения с ребенком

6

25.03.16г.

Диагностика родителей на выявление особенностей семейного воспитания

Анкетирование «Мой ребенок» Методика «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.

7

15.04.16г.


Ребенок и взаимоотношения взрослых в семье

Место ребенка в системе семейных отношений. Родительские ссоры. Как помочь ребенку при изменениях в семье (рождение еще одного ребенка, смерть близкого, развод, новый брак).

8

22.04.16г.

Ребенок в стрессовой ситуации

Реакция ребенка на стресс .Типичные стрессовые ситуации у ребенка в школе. Способы помощи.

9

13.05.16г.

Конкретные проблемы воспитания

Агрессивность детей. Причины и способы реагирования на агрессию. Гиперактивность. Застенчивость. Неуспеваемость. Компьютерная зависимость: признаки, способы преодоления.

Педагог-психолог М.А. Савченко

Используемая литература

1. Н. Башкирова Современный ребёнок и его проблемы. - СПб.:Наука и техника, 2007.

2. Монахова А.Ю. Психолог и семья:активные методы взаимодействия. - Ярославль:Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

3. Справочник педагога-психолога. Школа. 2012, 2013 г.

4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания.

5. Родительские собрания./Авт. - сост. Л.А.Егорова. - М.: ВАКО, 2009.

6. Популярная психология для родителей/Под редакцией А.А.Бодалёва, А.С.Спиваковской, Н.Л.Карповой, - М.:Флинта: МПСИ, 1998.


© 2010-2022