- Преподавателю
- Школьному психологу
- Программа «Школа для родителей»
Программа «Школа для родителей»
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Савченко М.А. |
Дата | 10.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образование Гулькевичский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 8 пос. Комсомольского
Утверждено:
Директор МБОУ СОШ № 8
___________ С. А. Шапкина
«____» ___________ 2015 г.
Программа курса
для родителей (законных представителей)
несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики
«Школа для родителей»
Педагог-психолог:
Савченко М.А.
2015-2016 г.
Пояснительная записка
В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям «трудных» детей, но и благополучным семьям. В настоящее время всё чаще встречаются дети эмоционально неустойчивые, с разными вариантами личностной акцентуацией: агрессивностью, лживостью, повышенной ранимостью, избыточной эмоциональной чувствительностью, застенчивостью и т.д.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений работы школьного психолога, нацеленного на сохранение психологического здоровья обучающихся. Анализ современной семьи показывает, что многие родители зачастую не в состоянии обеспечить благоприятные психологические условия, которые способствовали бы эффективной социализации ребёнка, что в свою очередь, приводит к обострению разного рода проблем. Многие проблемы, возникающие в процессе воспитания, часто становятся следствием отсутствия у родителей психолого-педагогической грамотности, недостаточной осознанности, а порой и стихийности воспитательных воздействий. В связи с этим, одной из основных задач в организации работы с родителями выступает повышение их психолого-педагогической компетентности, под которой понимается совокупность таких личностных и коммуникативных свойств, которая позволяла бы достигать максимально качественных результатов в воспитании и развитии ребёнка.
Формы взаимодействия с родителями могут быть разные:
встречи, анкетирование, консультации, беседы, лектории, дискуссии, практикумы, тематические психологические консультации и др.
Цель: повышение грамотности в сфере возрастной психологии и педагогике, формирование нового отношения родителей к воспитанию детей, способное улучшить какое-то качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребёнка к учебному процессу на разных ступенях, если потребуется, смягчить сложные семейные условия.
Задачи:
-познакомить родителей учащихся с основными положениями, подходами, способами поддержки ребёнка;
повысить психолого-педагогическую компетентность родителей с помощью системы мероприятий просветительского и консультационного характера;
информировать о психологических особенностях детей разного возраста;
научить лучше чувствовать и понимать своего ребёнка, дать ему возможность для личностного роста, открыто и честно строить с ним взаимоотношения, показать важность общения в семье;
дать практические рекомендации родителям по вопросам профилактики школьной дезадаптации, о том, как формировать адекватную самооценку ребёнка, помочь своему ребёнку справляться с трудностями.
Этапы психологического сопровождения родителей (консультирования)
1. Подготовительный (диагностический). На данном этапе осуществляется непосредственно диагностика родителей на выявление особенностей семейного воспитания. Такая работа особенно актуальна при работе с родителями трудных подростков. Используются следующие диагностические методики:
Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках? («Психолог и семья», с.134) На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку? («Психолог и семья», с. 137)
Анализ семейного воспитания и причин его нарушения в семьях, где есть подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении («Анализ семейных взаимоотношений» АСВ, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис).
Выявление родительского отношения к детям («Опросник родительского отношения» А.Я.Варга, В.В.Столин).
Определение стиля семейного воспитания (С.С.Степанов «Стратегия семейного воспитания».
2. Основной этап. Взаимодействие с родителями проходит по результатам психологической диагностики (групповые и индивидуальные консультации). Задача индивидуального консультирования по частным проблемам - улучшение детско-родительских отношений путём оказания родителям помощи в определённой стратегии воспитания, которая должна учитывать индивидуально-психологические особенности ребёнка. Групповое консультирование по частным проблемам заключается в активном обсуждении общих для членов группы конфликтных ситуаций, возникающих при общении с детьми. Психолого-педагогический лекторий нацелен также на улучшение детско-родительских отношений, когда имеет место непонимание родителями основных особенностей развития ребёнка, его потребностей и соответствующей им динамики отношений.
3. Заключительный этап. Осуществляется обратная связь с родителями в форме анкетирования, на основании чего делается вывод о наиболее результативных и интересных для родителей видах деятельности по формированию психолого-педагогической компетентности.
Тематика бесед с родителями зависит от тех проблем, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания детей на разных возрастных этапах.
-
Психологические характеристики младшего школьного возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, личностные новообразования, развитие познавательной сферы.
1 класс Ребёнок идёт в первый класс. Здоровье ребёнка перед школой. Трудности первоклассника. Как научить младшего школьника общаться с другими и принимать критику.
2 класс Как помочь ребёнку в приготовлении уроков. Важность общения. Цена слова.
3 класс Воспитание дисциплины. Поощрение и наказание. Ребёнок и деньги: за и против.
4 класс Переход ученика в среднюю щколу. В какой семье я расту?
-
Формирование личности подростков. Возрастные особенности общения и причины конфликтов. Учебная деятельность школьников подростков и особенности развития познавательных процессов.
5 класс Психологические особенности периода адаптации. Формы родительской помощи и поддержки. Психолого-педагогический статус пятиклассника. Мотивы плохого поведения.
6 класс Влияние телевидения на психику ребёнка. Дети и компьютер. Близкие человеку люди.
7 класс Агрессия. Её причины и последствия. Как научить ребёнка заботиться о собственной безопасности.
8 класс Типичные конфликтные ситуации с ребёнком и пути их преодоления. Жизненные цели подростков. Проблемы ранней преступности.
-
Проблема профессионального самоопределения в ранней юности. Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов старшеклассников.
9 класс Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам. Профессиональное самоопределение подростков.
10 класс Детско-родительские отношения. Толерантность - часть нравственной культуры человека.
11 класс Ваш ребёнок - выпускник.
-
Мотивы учения на разных возрастных этапах. Примечание: работа с родителями первоклассников и пятиклассников строится в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения учащихся в адаптационный период.
План
курса для родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики
«Школа для родителей»
№ п/ п
Дата проведения
Тема
Содержание
1
20.11.15г.
Возрастно-психологические особенности школьника
Психические особенности детей младшего школьного возраста. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Развитие познавательной сферы. Кризис семи лет
2
11.12.15г.
Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности общения и причины конфликтов. Кризис подросткового возраста. Рекомендации по преодолению подросткового кризиса. Рекомендации родителям, дети которых вступили в период подросткового возраста
3
15.01.16г.
Психологические особенности старшего школьного возраста. Проблема профессионального самоопределения. Особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов старшеклассников.
4
12.02.16г.
Методические рекомендации для родителей
Ошибки семейного воспитания
5
26.02.16г.
Правила общения с ребенком
6
25.03.16г.
Диагностика родителей на выявление особенностей семейного воспитания
Анкетирование «Мой ребенок» Методика «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В.
7
15.04.16г.
Ребенок и взаимоотношения взрослых в семье
Место ребенка в системе семейных отношений. Родительские ссоры. Как помочь ребенку при изменениях в семье (рождение еще одного ребенка, смерть близкого, развод, новый брак).
8
22.04.16г.
Ребенок в стрессовой ситуации
Реакция ребенка на стресс .Типичные стрессовые ситуации у ребенка в школе. Способы помощи.
9
13.05.16г.
Конкретные проблемы воспитания
Агрессивность детей. Причины и способы реагирования на агрессию. Гиперактивность. Застенчивость. Неуспеваемость. Компьютерная зависимость: признаки, способы преодоления.
Педагог-психолог М.А. Савченко
Используемая литература
1. Н. Башкирова Современный ребёнок и его проблемы. - СПб.:Наука и техника, 2007.
2. Монахова А.Ю. Психолог и семья:активные методы взаимодействия. - Ярославль:Академия развития: Академия Холдинг, 2004.
3. Справочник педагога-психолога. Школа. 2012, 2013 г.
4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания.
5. Родительские собрания./Авт. - сост. Л.А.Егорова. - М.: ВАКО, 2009.
6. Популярная психология для родителей/Под редакцией А.А.Бодалёва, А.С.Спиваковской, Н.Л.Карповой, - М.:Флинта: МПСИ, 1998.