Совместная партнерская деятельность взрослых и детей дошкольного возраста

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья – первоисточник и образец формирования межличностных о...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОВМЕСТНАЯ ПАРТНЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Введение

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребёнка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.

Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Несовпадение сфер, в которых родители хотели бы получить помощь от воспитателей, с теми сферами, по поводу которых воспитатели обращаются к родителям, приводит к недостаточной удовлетворенности родителей взаимодействием с дошкольным учреждением в целом. Современные родители воспитаны поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, поэтому педагогам часто приходится сталкиваться с низкой компетентностью родительского поведения. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Совместная партнёрская деятельность взрослых

и детей дошкольного возраста.

Успех в этом нелёгком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Каковы же задачи родительского образования в ДОУ?

-- формировать представления об этапах развития личности ребёнка;

-- выявление принципов взаимодействия между родителями и ребёнком, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Можно выделить пять уровней участия родителей:

  1. Оказание разовой помощи;

  2. Способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

  3. Родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

  4. Родители помогают определять основные направления работы в группе;

Родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада.

Одной из основных задач детского сада является вовлечение семьи в воспитательно - образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско - педагогической компетентности в вопросах воспитания и образования детей.

Выделяются два основных направления взаимодействия с семьёй:

Первое направление - повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.

Второе направление - привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Основные принципы организации работы с семьёй:

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

Существует четыре формы организации работы с родителями:

- информационно - аналитическая;

-досуговая; познавательная;

- наглядно - информационная.

Информационно - аналитическая.

Основной задачей информационно - аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого - педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно - ориентированного подхода к ребёнку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательной и образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Проводится эта работа в виде тестов, опросников, анкетирования, социологических срезов, интервьюирования, «почтовых ящиков».

Досуговая.

Досуговые формы организации призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми.

К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения, досуги, семейные конкурсы, выставки, выпуски семейных газет, коллекций и тематических альбомов, совместные походы и экскурсии, «дни общения», «посиделки» и т.п.

Познавательная.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьёй предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приёмами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков. Проводятся они в виде семинаров - практикумов, педагогических брифингов, педагогической гостиной,

собраний и консультаций в нетрадиционной форме, проигрывания проблемных ситуаций, обмена опытом семейного воспитания, дней открытых дверей. Можно организовать «круглый стол» с привлечением узких специалистов, групповые дискуссии, конструктивные споры, которые помогут сравнить различные точки зрения родителей и педагогов на отдельные проблемные ситуации, вербальные дискуссии, обучающие культуре общения в семье и обществе и т. т. п.

Наглядно - информационные.

Наглядно - информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателей. Наглядно - информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки - передвижки, групповые альбомы, библиотечки для родителей, родительскую почту «Вы спрашиваете - мы отвечаем», советы рекомендации, памятки для родителей, информационные бюллетени, тематические и адресные листовки проблемного характера с пропагандой определённых идей и событий. Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды настольной тематической информации, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды - презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребёнка. Можно организовать рекламный стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему даёт ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир.

Положительных результатов в воспитании и развитии детей можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка.

Метод проектов - комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов ребёнка, дающий возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно - познавательной деятельности, результат которой - создание какого - либо продукта или явления. Это обучение через деятельность. В основе проектного обучения лежит решение проблемы, и лишь когда ставится цель и есть стремление разрешить её, проблема становится проектом.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие творческой личности ребёнка.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  • Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

  • Ролево -игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по - своему поставленные проблемы);

Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя».

По продолжительности проекты могут быть:

  • Краткосрочными

  • Средней продолжительности

  • Долгосрочными

Для методов проектов характерна групповая деятельность, поэтому с его помощью можно успешно включать родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов, родителей и воспитанников в ходе реализации проекта.

Ребёнок дошкольного возраста ещё мал для того, чтобы самостоятельно сформулировать проблему, это должны сделать взрослые. Как же выбрать тему для совместного проектирования? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности.

Темами совместного проектирования могут быть:

  • Альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами, книжки - самоделки, стенгазеты на темы: «Домашние любимцы»,

«Мой папа в армии служил», «Любимая мама», «Кто живёт в деревне» и т. д.

  • Составление карты своего города, района с описанием, рисунками и фотографиями достопримечательностей.

  • Изготовление макетов по сказкам» «Домик трёх медведей», «Волшебная страна», «Прогулки по морскому дну» и т. д.

Выставки: «Умелые ручки», «Путешествие в страну бабочек», «Ёлочка - зелёная иголочка»

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно - поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Также участие родителей в совместном проекте способствует:

  • Сближению в общении «педагог - родитель»;

  • Родители знакомятся с оздоровительной работой дошкольного учреждения;

  • Родители приобретают практические навыки в области развития ребёнка;

  • Родителям предоставляется возможность понаблюдать за своими детьми, что позволяет оценить результаты своего воспитания;

  • В процессе реализации проекта устанавливается эмоциональный контакт между родителем и ребёнком.

Взаимодействие взрослых на основе понимания самоценности периода дошкольного детства, предпочтение технологий сотрудничества с детьми в доступных ребёнку видах деятельности способствует более комфортному проживанию периода дошкольного детства в условиях защищённости, любви, поддержки и формирует такие ценности личности как самоуважение, уверенность в своих силах, сознание своих прав и свобод, а также воспитывает положительное отношение к другим людям и к миру.

Через проекты со своими детьми родители могут увидеть, как живёт их ребёнок в детском коллективе, а иногда и открыть очень много нового в себе и в своём ребёнке. Только с помощью совместных проектов родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к детскому саду как сторонние наблюдатели. Только в этом случае можно говорить о целостном воспитании ребёнка.Через совместную проектную деятельность вырабатывается культура общения: умение вести дискуссию, умение слушать собеседника, говорить, сопереживать, корректировать своё поведение, а иногда, и менять свою расстановку приоритетов лично для себя. Немаловажным фактором при проведении данной формы работы является присутствие не только матерей, но и отцов, так как учитываются не только возрастные, но и половые особенности развития детей.

Опыт работы

В своей практике я использую одну из эффективных форм взаимодействия - проектную деятельность.

Согласно ФГТ изменилась форма планирования воспитательно - образовательного процесса. Каждая неделя посвящена изучению определённой темы.

В рамках тематической недели: «В мире животных», проводились беседы об особенностях внешнего вида, среды обитания, питания: животных жарких стран, пустыни, севера и морских обитателей.

Во время этих бесед у детей возникли вопросы:

- Почему змея может заглатывать крупную добычу целиком?

- Как она может так широко раскрывать свою пасть?

И много других интересных вопросов.

Исходя из этих вопросов, мы решили создать проект о рептилиях.

Мы назвали наш проект «Этот удивительный мир рептилий».

Определили проблему: «Какие бывают рептилии, чем и как питаются».

Поставили цель исследования - «Формировать целостное представление о разнообразии мира рептилий».

В ходе проекта решались задачи:

  • Выявить особенности внешнего вида, питания, добывания пищи, мест обитания, размножения: ящериц, крокодилов, черепах, змей. Данная задача решалась в такой образовательной области как коммуникация, познание, социализация, безопасность.

  • Систематизировать полученную информацию о рептилиях. Данная задача решалась в таких образовательных областях как физическая культура, художественное творчество.

Формировать бережное отношение к представителям животного мира. Данная задача решалась в такой образовательной области как художественная литература.

Наш проект был информационным и среднесрочным. Дети рассказали о проекте дома и многие родители заинтересовались.

В изучении данной темы родители использовали социальные ресурсы

(посещение крокодиловой фермы, цирка, зоопарка)

Информационные (интернет, энциклопедии, книги о животных,

Просмотр мультфильмов, передач о животных, документальных фильмов).

А так же необходимая для закрепления полученных знаний использовалась продуктивная деятельность.

Итогом этого проекта был НОД, где дети рассказывали, что они узнали о рептилиях, показывали работы сделанные вместе с родителями.

Один из этих проектов «Этот удивительный мир рептилий» авторами которого были мальчик Саша и его мама стал участником районного конкурса «Я познаю мир», а так же лауреатом 2 степени интернет конкурса исследовательских проектов. В результате данной совместной партнёрской деятельности взрослых и детей у каждого из участников была возможность лучше узнать друг друга, выслушать друг друга, поделиться опытом.

Заключение.

В заключении делая вывод, мы считаем, что проектный метод эффективен в работе с семьёй, так как он позволяет родителям, детям и педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, это способствует эмоциональному сближению родителей, детей и педагогов в процессе совместной деятельности. Семья и дошкольное учреждение - два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе - завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы ДОУ с семьёй, дифференцированный подход к семьям разного типа.





Список литературы:

  1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу "Управление ДОУ". 2005, № 2.

  2. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.

  3. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. //Управление ДОУ 2002г., №4 .

  4. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001г.

  5. Зверева О.Л. Конкурс знатоков педагогических секретов. // Д/в 1997г., № 10.

  6. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.

  7. Зверева О.Л., Кротова Т.В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.

  8. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7.

  9. Шатверян Т.С., Прищепа С.С. «Технология гармонизации детско-родительских отношений».

  10. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 г. № 47 -48

  11. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Д/в 1998 №6

  12. Виноградова Н.А, Панкова Е.П, Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М: АЙРИС - ПРЕСС, 2008г.

  13. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М: Мозаика - синтез 2008г.

  14. Киселёва Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М: АРКТИ, 2003г.

© 2010-2022