Конспект занятия в период адаптации для учащихся 5 класса на тему «Мир моих переживаний, или сказка о Морской звезде

Раздел Школьному психологу
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОУ ТО «Кимовская школа»













Конспект занятия в период адаптации для учащихся 5 класса на тему «Мир моих переживаний, или Сказка о Морской звезде»













Подготовила: педагог - психолог

Лузгина Е.А




г. Кимовск

2015 год

Цель: создание условий для развития эмоционально-чувственной сферы учащихся.
Задачи: активизация эмоционально-чувственной сферы участников; развитие способности сопереживать и сочувствовать другому; формирование потребности оказывать помощь тому, кто в ней нуждается; развитие чувства сплоченности.
Материалы и оборудование: ноутбук с записью музыки, мультимедиа проектор, презентация, видео океана, лист ватмана с нарисованным морем (прикреплен к мольберту), шаблоны морских звезд (по количеству участников), клей, цветные карандаши (по количеству участников занятия).
Форма занятия: групповая

Продолжительность занятия:45 минут

Количество учащихся:9 человек

Присутствовали на занятии: 8 человек









Ход занятия:

1-й этап, приветствие
Педагог - психолог: Добрый день, ребята! Я хочу пригласить вас сегодня совершить путешествие в мир сказки, где мы с вами соприкоснемся с миром переживаний и сопереживания. Все, кто совершает путешествие, получают морской символ - Морскую звезду, на которой надо написать свое имя.

2-й этап, вступление, настройка на работу
Педагог - психолог:Как я уже сказала, наша сказка погрузит нас в мир чувств и эмоций. А какие ассоциации у вас вызывают слова "чувства", "эмоции"?Ответы детейПедагог - психолог:А теперь давайте уточним эти понятия. Посмотрите на экран. На экране появляется презентация, слайд с понятием эмоции.
Педагог - психолог:Эмоции - переживание человеком своего отношения к миру и к самому себе, удовлетворенность или неудовлетворенность собственными действиями. Эмоции относительно кратковременны. Ребята, какие эмоции вы знаете?Ответы детей. После ответов появляется слайд с калейдоскопом эмоций, где ребята зачитывают по очереди эмоции. Педагог - психолог: А что такое чувства, какие чувства вы знаете?Ответы детей. После ответов появляется слайд с понятием чувств.
Педагог - психолог:Чувства - эмоциональный процесс человека, показывающий личное отношение к различным объектам. Чувства протяжены во времени.

3-й этап, чтение сказки о морской звезде, обсуждение прочитанного
Педагог - психолог: Итак, сядьте поудобнее. Представьте себе берег океана. Послушайте шелест волн, посмотрите на барашки на волнах, ощутите прохладу ветерка. (На экране появляется видео с изображением океана, звучит музыка.)Сказка начинается...
Жила-была на свете одна девочка. Ее дом стоял на берегу огромного океана, и она любила прибегать к нему и играть с Морской звездой. (Психолог показывает заранее заготовленный шаблон Морской звезды.) Звезда была забавная. Она приплывала всегда в одно и то же место, в одно и то же время, как будто знала, что здесь вот-вот появится девочка.
Звезда не умела говорить, не умела танцевать и бегать. Но у нее было одно замечательное качество - она умела слушать.И девочка часто разговаривала со своей звездой или просто играла и плавала с ней в море. Они дружили. Так шло время...
Но однажды в океане поднялся страшный шторм. Небо и земля как будто поменялись местами, такие большие были волны. Свет маяка почти не был виден (психолог прячет Морскую звезду).
А девочка спала и ничего не слышала. И только ее мама не выключала лампу, боясь за стены и крышу и за старое дерево во дворе... Утром девочка проснулась, узнала о шторме и первым делом побежала к океану.
На его берегу, на всем протяжении, лежали под прямыми лучами солнца морские звезды. Их было много - сотни, тысячи звезд! Девочка добралась до своей лагуны, посмотрела пристально в воду. Но ее любимой звезды там не было. Девочка посмотрела на берег. Звезда, ее звезда, наверное, была здесь, одна из тех, что лежали на берегу неподвижно. И тогда девочка стала брать морские звезды одну за другой и бросать их в море. Она опускала их в волны, не останавливаясь и не отдыхая. Вскоре подошли люди, они стали спрашивать девочку:
- Ты что это делаешь? Ты что, надеешься, что сможешь спасти их всех? Девочка на минутку остановилась, посмотрела на них из-под ладони и ответила:
- Понимаете, здесь в лагуне жила моя Звезда. Я с ней дружила. Но шторм смешал ее с остальными. И если я спасу все эти звезды, может быть, среди них окажется и та - моя. Если я отпущу в море звезду, я сама смогу что-то изменить в ее жизни. И люди задумались. Они снова посмотрели на девочку, на ее маленькие руки, продолжавшие одну за другой возвращать в море звезды. А потом один из пришедших взрослых наклонился и тоже взял в руки звезду. И бросил в море. Другие люди последовали его примеру.
Они стали брать звезды с песка и опускать их в море. И каждый при этом думал: "Я что-то изменил в жизни этой звезды. Я что-то важное сделал в своей жизни".
Обсуждение:
- Вам понравилась сказка?
- А какой момент наиболее запомнился? Почему?
- Как вы думаете, почему девочка поступила именно так? А все ли поступили бы так же на ее месте?
- Почему люди изменили свое мнение о девочке и стали помогать ей? Что они чувствовали, глядя на девочку?

4-й этап, проигрывание, проживание, сказочной ситуации
Педагог - психолог:А сейчас мы с вами проиграем эту сказку. Но в нашей сказке не будет слов, будут только чувства и музыка. Мне нужна помощница, которая будет главной героиней.Одна из девочек приглашается к доске).А остальные ребята будут играть роль звезд. Для звезд у меня такое задание: сейчас начнет звучать музыка. Представьте себя морскими звездами, почувствуйте себя ими. Вам надо двигаться по классу, следовать музыке, представляя себя в безмятежном океане, в океане во время шторма, а потом на берегу под палящими лучами солнца...
Но есть условие: после того как музыка шторма закончится, вам надо сесть за парту, закрыть глаза и положить голову на руки. Чтобы дальше ни происходило, глаза не открывайте. Открыть глаза можно будет только тогда, когда до вас дотронется рука.
Итак, наша сказка начинается с дружбы девочки со Звездой.
Ученица поворачивается и смотрит на Морскую звезду, стараясь принять ее как подружку. Потом психолог уводит девочку в сторону та закрываетглаза. Звучат последовательно три отрывка. В конце отрывка "Шторм" ведущий напоминает участникам, что они должны сесть за парты, закрыть глаза и положить головы на руки.
Педагог - психолог:Посмотри на эти звезды. Они лежат под палящим солнцем. И здесь, среди них, наверное, находится твоя звезда, ее ведь нет в лагуне (показывает рукой на пустой лист ватмана с морским берегом).Что ты чувствуешь сейчас? У тебя есть желание что-нибудь сделать? Если ты хочешь спасти звезды, то просто подойди и дотронься до них.
Педагог - психолог:Что ты чувствовала, когда спасала подружку? В завершение этапа проходит обязательный ритуал деролинга.
Обсуждение. Вопросы к звездам:
- Что вы чувствовали, когда плавали в море до шторма?
- Какие ощущения принес шторм?
- Что чувствовали, когда были под палящими лучами солнца?
- Ждали ли вы спасения? Боялись, что вас не спасут? Что бы вы сделали тогда?
- Изменились ли ваши чувства после спасения?
- Хотите ли вы что-нибудь сказать девочке? А другим звездам?
Вопросы к девочке:
- Что ты чувствовала, когда спасала звезды?
- Были ли среди них звезды, которые не хотелось спасать? Почему? (Этот вопрос задается, если кого-нибудь не спасли или были сомнения в спасении всех звезд.)
- Что чувствуешь сейчас?
- Посмотри еще раз на эти звезды, спасенные тобой. Как ты думаешь, есть ли среди них твоя звезда? А что ты чувствуешь сейчас, когда понимаешь, что твоей звезды среди них нет? (После ответа девочки психолог говорит о том, что звезда спаслась, и дает ее ученице.)

5-й этап, творческая мастерская
Педагог - психолог:Смотрите, ребята, у нас уже есть одна звезда, отпущенная нами в океан. Я вам хочу предложить творческое задание. Перед каждым из вас лежит звезда. Вам надо оживить, раскрасить свою звезду и "отпустить" ее в море, то есть приклеить ее к ватману в том месте, где вам покажется удобнее. Но перед тем как отпустить ее, напишите на ее лучике, с каким чувством вы ее отпускаете.
На этом этапе используются методы символического самовыражения, метод построения диспозиций, концентрации присутствия и групповой рефлексии. Во время творческого занятия звучит тихая, спокойная музыка.


6-й этап, рефлексия
Педагог - психолог: Наше занятие подходит к концу, и мне хочется задать вам еще несколько вопросов.
- Что вы чувствуете сейчас?
- Как менялись чувства на протяжении проживания сказки?
- Какие переживания были новыми для вас?
- Что вы чувствуете, глядя на созданный вами морской коллаж?
- Хотите ли вы что-нибудь сказать участникам?

Завершение занятия
Педагог - психолог:А сейчас давайте выйдем из-за столов, встанем в круг и возьмемся за руки. Представим, что мы - одна большая спокойная волна...
Посмотрите на ваши звезды. Все они разные, такие, как и вы сами. Но все мы в одном океане. И каждое наше даже маленькое дело вызывает у нас разные чувства и эмоции. И если мы хотим что-то исправить, то нужно это сделать или подумать об этом уже сейчас...
А созданная вами морская глубина останется с вами. Спасибо, ребята за занятие, до свидания!



© 2010-2022