Методическая разработка для выступления на родительском собрании Подростковый суицид

Мы, взрослые говорим, что нам трудно, на нас давят экономические и политические проблемы. А легко ли сегодня в этом мире нашим детям? Надо признать, что суицид – это социальная проблема, которая напрямую связана с процессами, происходящими в обществе. Статистически было давно замечено, что пики количества самоубийств приходят либо на общества, которые достигли своего наибольшего расцвета, либо на общества, которые переживают тяжелые социальные катаклизмы.    Уважаемые родители с особой бдительно...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание на тему « Чтобы предотвратить беду»

Здравствуйте, уважаемые родители!

Мы пригласили Вас для того, чтобы Вы приняли участие в обсуждении проблемы суицидального поведения подростков, чтобы Вы услышали о выявленной проблеме и стали союзниками, помощниками. Нам нужна Ваша помощь. Скажите, был ли внутренний протест, когда мы пригласили Вас для обсуждения темы подросткового суицида?

Закрывать глаза или делать вид, что данная проблема не существует, значит, мириться с массовым уходом из жизни людей и детей в том числе. Лет с 12 любого человека посещает мысль о самоубийстве, даже не в отношении себя.

Мы говорим очень осторожно, потому что нас этого не коснулось, но работая с Вашими детьми, мы часто видим их на грани эмоционального срыва.

Мы, взрослые говорим, что нам трудно, на нас давят экономические и политические проблемы. А легко ли сегодня в этом мире нашим детям?

Надо признать, что суицид - это социальная проблема, которая напрямую связана с процессами, происходящими в обществе. Статистически было давно замечено, что пики количества самоубийств приходят либо на общества, которые достигли своего наибольшего расцвета, либо на общества, которые переживают тяжелые социальные катаклизмы.

Давайте рассмотрим социальные предпосылки, ведущие к возникновению интересующей нас проблемы:

  1. Социальная апатия.

Незаинтересованность общества в личности, в свою очередь, ведет к разочарованию личности в обществе. Личность чувствует себя ненужной и невостребованной.

  1. Снижение ценности человеческой жизни.

Естественно, что, чем больше альтруизма в обществе, тем более востребованным чувствует себя человек, но, если уровень его субъективной самооценки выше того, что может предложить ему социум, появляется желание сменить его (социум), но за неимением такой возможности остается выход в аддукцию (саморазрушение).

  1. Отсутствие духовного смысла существования и перспектив стимулирования творческой и витальной активности.

Злоупотребление алкоголем и суицидальное поведение имеют общий источник - невостребованность личностных потенций человека, ощущение собственной несостоятельности, ненужности. В настоящее время с развитием промышленности происходит занижение человеческого фактора. С проникновением компьютерных технологий в индустрию все меньше места остается живому человеку. Как результат, все меньше возможности самореализоваться.

Каковы же причины на Ваш взгляд, уважаемые родители, которые могут подтолкнуть ребенка к суициду?

Каждый случай ухода из жизни детей подвергает нас в шоковое состояние. Это чудовищно, когда детям вдруг страшно становится жить. Выбрасываться из окон, резать вены, вешаться, глотать таблетки, бросаться под колеса бегущих машин не страшно. А жить страшно.

Случаи самоубийств школьников в последнее время участились. Записки, которые они оставляют, страшно брать в руки. От них веет холодом и смертью. Иногда эти записки попадают в милицию и навсегда оседают в архивах. Но чаще остаются в семье. Последние детские каракули. Медленно, словно радиоактивные частицы, они убивают родителей, обрекая их на безграничную, до гробовой доски, муку...

«Во всем виновата Она. Я ее ненавижу. Она отвратительный человек. Злая, гадкая. Не хочу больше видеть ее и терпеть унижения. .»

«Я его любила. Он меня предал. Никогда не прощу, так и передайте. Пусть знает...»

«Радуйся, мамуля. Ты своего добилась. Я развязал тебе руки. Теперь можешь жить, как хочешь и с кем хочешь. Вдвоем со мной тебе было скучно. Мешать больше не буду. Желаю счастья. Твой сын».

Этих детей больше нет. Они добровольно ушли от нас.

Чаще всего дети вовсе не жаждут смерти. Просто им изо всех сил хочется расположения мам, пап, учителей, любимых мальчиков и девочек. Сами того не желая, они расплачиваются слишком дорогой ценой. Врачи и психиатры называют эти попытки «переигранной демонстрацией».

Во всех детских самоубийствах виноваты взрослые. Чаще всего родители создают ребенку тупиковую ситуацию. Жить, как жил раньше, подросток не хочет, а что-то изменить не в силах. Особенно, если конфликт исходит из школы. Обиженный и оскорбленный учителями, «тупица», «идиот», «бездарь» не находит дома защиты. Он, как побитая собака, идет из школы домой, страшась родителей. Несдержанные, злые, они не хотят взять хотя бы часть детской вины на себя, не становятся громоотводом. Ребенок остается в одиночестве. Разразившиеся в доме скандалы, наказания толкают его на отчаянный шаг.

Отец у Володи был военным. Своего сына, как говорится, на коротком поводке держал. Однажды служба разъединила семью. Володя, почувствовав свободу, распустился. Стал допоздна гулять, плохо учиться. В конце года парня не аттестовали по двум предметам. Мать оказалась беспомощной. Она лишь растерянно повторяла: «Подожди, отец приедет-разберется». Шестнадцатилетний парень хорошо знал, что будет, когда приедет его скорый на расправу отец. За день до его приезда Володя повесился. На жизнь родителей опустилась ночь, серая, беспросветная.

Именно детский страх может стать причиной огромного горя. Восьмилетний мальчик, который пытался повеситься на собственных колготках, но вовремя был вынут из петли, рассказывал, что решил умереть потому, что не было никакой другой возможности убедить родителей не отправлять его в детский дом. Родители, впрочем, этого делать не собирались: его просто пугали - очень уж часто на него жаловались в школе. «Понимаете, - говорил мальчик, - иначе на них подействовать было невозможно. Я уж и прощения просил, и ревел, и ругался, и скандалил, - не слышат, и все. В детский дом, говорят, сдадим - будешь знать». - «И ты решил умереть? А что это такое, по-твоему, - умереть? Что потом будет?» - «Ну, если я умру, мама тогда уже точно поймет, что в детский дом меня сдавать нельзя, и все будет хорошо». - «Когда?» - «Когда смерть кончится». По счастью, его из петли вынуть успели.

Попытка самоубийства - это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он действительно хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.

Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы был услышан его крик о помощи?

Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без осуждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что своим безобразным криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.

Итак, основные мотивы суицидального поведения у подростков могут быть:

  1. суицидальная попытка как способ попросить помощи (получить внимание, любовь);

  2. переживание обиды, одиночества, непонимания;

  3. любовные неудачи, неразделенные чувства или ревность;

  4. чувство мести, злобы, протеста;

  5. подражание героям книг, фильмов, эстрадным кумирам;

  6. страх наказания;

  7. избежание трудных ситуаций

Некоторые подростки считают самоубийство проявлением мужества и силы духа, на самом деле это слабость, примитивность мышления (незнание как отреагировать на проблему).

Поводом суицида могут послужить:

  1. развод родителей;

  2. болезнь или смерть близких;

  3. в одиночество в семье;

  4. оскорбление другими членами семьи;

  5. конфликты, связанные с состоянием здоровья:

  • психические заболевания (психически неуравновешенный человек более склонен к девиациям, чем нормальный);

  • соматические заболевания;

  • онкологические заболевания;

  • инфекционные заболевания (СЕИД, венерические заболевания);

  • уродство (как правило, приобретенное).

  1. конфликты, связанные с асоциальным поведением подростка:

  • боязнь уголовной ответственности;

  • опасение другого наказания или позора.

  1. конфликты, возникающие в учебных заведениях.

Здесь причиной конфликта чаще всего могут выступать несложившиеся отношения с коллективом класса или же учителями.

Кто же наиболее подвержен суициду? Прежде всего, стоит обратить внимание на следующие сообщества людей:

1. Наследственные суициды.

Существует большая вероятность того, что дети могут пойти по жизненному сценарию своих близких.

2. Лица, страдающие психическими заболеваниями (депрессии).

В этой категории также можно упомянуть людей с невротическими расстройствами.

3. Дети-инвалиды.

Дети-инвалиды, как правило, страдают от своей физической неполноценности, особенно если недуг приобретен уже в сознательном возрасте.

4. «Трудные» подростки.

Эта группа наиболее склонна к девиации ввиду того, что здесь зачастую присутствуют алкоголизм, токсикомания, наркомания, а также довольно ранние половые связи. Очень часто в этой группе встречаются дети из неполных семей. В этой среде очень остро стоит вопрос самореализации и самоутверждения.

5. Беспризорники.

Проблемы, очень сходные с проблемами трудных подростков, с тем лишь отличием, что последние живут дома.

6. Неформальные группы.

В последнее время вопросы о неформальных объединениях стоят остро, как никогда.

С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции вас, уважаемые родители. Именно вы обладаете уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества, никто не знает ваших детей лучше вас, никого нет ближе и роднее вас.

Итак, если Вы заметили перемены в поведении и настроении ребенка, попробуйте:

  1. Выслушать. Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам.

  2. Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.

  3. Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженное сознание, оттягивание времени).

Сейчас мы предлагаем Вам психологическое тестирование, чтобы понять: правильна ли ваша позиция по отношению к своему ребенку (тест «Я и мой ребенок»).

Хотелось бы, чтобы каждый из Вас задумался: где проблема (какая) у моего ребенка? Заинтересованность в судьбе ребенка, ваша готовность помочь, дадут ему эмоциональную опору. Убедить его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь.

Рекомендации родителям:

  1. Не вмешивайте детей в решение междоусобных семейных конфликтов.
    Оберегайте юную, ранимую душу от скверных ругательств и
    оскорблений!

  2. Позвольте ребенку участвовать в распределении средств семейного
    бюджета. Уважительно относитесь к его позиции.

  3. Старайтесь изучать психологию личности своего ребенка, свою личность. Будьте честными.

  4. Нет ничего важнее в жизни человека, чем умение выслушать ребенка,
    ответить на его вопросы, обсудить его проблемы. Главное при этом -
    акцент на мысли: «Я - не просто родитель, я - твой друг».

  5. Содействуйте ребенку в решении разных вопросов:

  • помогите выбрать телепрограмму по интересам;

  • читайте и обсуждайте журналы, статьи из газет;

  • ходите с ним пешком, на лыжах, ездите на дачу, в отпуск;
    Словом, живите рядом по-настоящему, а не формально, живите в его жизни.

  1. Доверяйте ребенку, прощайте случайные шалости, будьте честными в требованиях, последовательными.

  2. Умейте четко определить права и обязанности ребенка: дома, в школе, на улице... Здесь необходима твердость, но не оскорбление, а только на основе понимания.

  3. Если хотите, чтобы ваш ребенок жил в понимании и дружелюбии, умел
    находить в мире любовь и красоту, то:

  • не критикуйте его недостатки;

  • не упрекайте, не обвиняйте его;

  • не поселяйте его в мир страха, лжи, вражды;

  • не шантажируйте друг друга властью над ребенком.


© 2010-2022