Методическая разработка практического занятия по теме Познавательные процессы

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Кинешемский медицинский колледж»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1

ПРЕДМЕТ Общая психология

ТЕМА Познавательные процессы

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: лечебное дело

КУРС: I

Составлена преподавателем:

Баринковой Т.С.


Кинешма

Тема занятия: Познавательные процессы

Тип занятия: комбинированное занятие

Место проведения: учебная комната

Количество часов: 90 мин.


Цели занятия для студентов:

Учебная:

Изучить классификацию методов психологии, принципы психологии, историческое развитие психологии как науки, исследовать память и внимание, виды и функции памяти и внимания, приемы запоминания информации.

Студент должен знать


  1. Понятия «предмет», «методы» психологии, «память», «внимание», психический процесс, психические свойства, психические состояния

  2. Методы исследования: тестирование, анализ продуктов деятельности, опрос, анкетирование, эксперимент, беседа, наблюдение.

  3. Отрасли психологии.

  4. Виды памяти и внимания. Патологию памяти и внимания.

  5. Особенности запоминания информации.

Студент должен уметь и обладать общей компетенцией
  1. Дать характеристику основным методам психологии.

  2. Выбирать метод исследования личности в зависимости от индивидуальных особенностей человека и целей исследования.

  3. Обосновать взаимосвязь психологии с другими науками.

  4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  5. Составлять рекомендации по развитию памяти и внимания.

  6. Составление саморекомендаций по развитию познавательных процессов на основе данных диагностики.

  7. Составлять рекомендации для пациентов, имеющих патологию памяти или внимания.

Воспитательная:

Привить студентам навыки коллективной работы и товарищеской взаимопомощи, формирование личной и общественной ответственности.

Развивающая:

Развивать логическое и клиническое мышление закрепление и систематизация знаний


Межпредметные связи:

  1. Возрастная психология.

  2. Историческая психология.

  3. Экспериментальная психология.



Внутрипредметные связи:

Тема «Личность» из курса дисциплины «Общая психология»


Оснащение занятия

  1. Тестовые задания, схемы

  2. Упражнения для развития познавательных процессов.



Хронокарта

  1. Организационный момент 3 мин.

  2. Актуализация исходного уровня знаний 30 мин.

  3. Практическая часть 50 мин.

  4. Закрепление полученных знаний 3 мин

  5. Подведение итогов занятия 2 мин.

  6. Задание на дом 2 мин.



ХОД ЗАНЯТИЯ:


  1. Организационный момент

  1. Приветствие студентов.

  2. Проверка готовности кабинета и студентов к занятию.

  3. Сообщение темы, целей занятия.


2. Актуализация исходного уровня знаний

Вопросы для фронтального опроса:

  1. Что изучает психология?

  2. С какими науками связана психология?

  3. Чем отличаются естественный и лабораторный эксперимент?

  4. Какие отрасли общей психологии вы знаете?

  5. Что такое «психика»?

  6. Какие психологические процессы относятся к познавательным?

  7. Что относятся к психологическим свойствам?

  8. Дайте определение познавательным процессам?

  9. Перечислите свойства внимания?


Тестовые задания по теме «Методы психологии»

  1. Психическая деятельность постоянно подвижна. Назовите принцип, который соответствует данному утверждению

  1. принцип ведущей роли деятельности в развитии психики

  2. принцип развития психики

  3. принцип единства психической деятельности.

  1. Целенаправленное, систематическое прослеживание за человеком или группой людей - это метод

  1. наблюдения

  2. эксперимент

  3. самонаблюдения

  1. Эксперимент, который проводится в специально созданных условиях, называется лабораторным

  1. верно

  2. не верно

  1. Назовите метод, используя который исследователь создает и видоизменяет условия, в которых действует изучаемый человек

  1. наблюдение

  2. эксперимент

  3. беседа

  1. Метод, который представляет собой перечень вопросов, на который нужно дать письменный ответ, называется

  1. анкетирование

  2. беседа

  3. интервью

  1. Специальное задание, на которое нужно выбрать правильный ответ

  1. тест

  2. интервью

  3. беседа

  1. Второй этап изучения психологии

  1. наука о душе

  2. наука о сознании

  3. наука о поведении

  1. Какие основные психологические отрасли вы знаете …

  2. Какие из перечисленных процессов относятся к познавательным

  1. память

  2. эмоции

  3. воля

  4. мышление

  1. Какие из перечисленных процессов регулируют нашу деятельность и поведение:

  1. воля

  2. память

  3. мышление

  4. эмоции

  1. Что такое психика ….

  2. Предметом изучения психологии является

  1. душа

  2. психика человека и животных

  3. деятельность человека

  4. личность человека

Ответы к тестовым заданиям «Методы психологии»:

  1. 2

  2. 1

  3. 1

  4. 2

  5. 1

  6. 1

  7. 2

  8. психология труда, торговли, возрастная психология, социальная психология и т.д.

  9. 1,4

  10. 1,4

  11. внутренний мир человека, представленный в идее психических процессов, психических состояний и свойств

































3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ


Оценка внимания (по методике Мюнстенберга).

Цель: определение избирательности внимания, диагностика концентрации внимания и помехоустойчивости.

Инструкция: «Среди буквенного теста имеются слова. Ваш задача заключается в том, чтобы как можно быстрее просматривая текст, найти и подчеркнуть эти слова». Время работы с бланком - 2 минуты. Подсчитывается количество слов, выделенных испытуемым неправильно и количество допущенных ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ шгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтухоцафцуйгахт телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэппцгиернкуыфйшрепортажэ ждорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджюн эпрплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчайлокуейфрл ячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдомхщнруцтргщлоуоснованиехжб щдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзоет ваканугилесцингораупрвпцйхзлеавомебезровупншлодуыхштауячец екфьюррэжекмапргйувасчетумпонуварролшщгцейпчмыьвдлдьхъэбьд оотьоыкуцшьяшокцуквприошгнхзждбьошэъхложьнепрукяцзошекувап


Упражнения для тренировки внимания

  1. Сосредоточьтесь на любой точке или области тела: пальцы руки, межбровье и старайтесь удержать луч внимания на ней как можно доль­ше, хотя бы несколько минут. Вы увидите, что это сделать непросто. Уже через несколько секунд ваше внимание окажется захваченным потоком ассоциативных мыслей, начиная от вопроса: «зачем я это делаю?» и до констатации «попробовал и хватит, все это к жизни не имеет ника­кого отношения». Собственно сам факт появления мыслей в поле ваше­го сознания, не относящихся к объекту концентрации внимания, свиде­тельствует о неразрывности этой психической способности.

  2. Сосредоточьтесь на любом ощущении тела - тепле, пульсации, расслабленности, попытайтесь удерживать его как можно дольше. Попытайтесь удержать луч внимания на каком-либо предмете, на­ходящемся перед вами. Запомните ощущение сосредоточенного внимания. Зафиксируйте, сколько раз вам приходилось силой возвращать вни­мание к предмету, через какие промежутки времени.

  3. Нарисуйте точку на середине листа бумаги, положите его перед собой, зафиксируйте взгляд и направьте луч внимания на эту точку. «Угол­ком» вашего сознания производите наблюдение, ни на секунду не отводя взгляда. При отключении мысли от задания упорно возвращайте их.

  4. Прислушайтесь к любому постоянному звуку - шуму дождя за окном, тиканью часов, шуршанию шин автобуса, на котором вы едете. Старайтесь удержать внимание как можно дольше, ни на секунду не отключая его.

  5. Сосредоточьтесь на поставленной вами цели того дела, которое в данный момент делаете или должны делать, или на цели дня. Постарай­тесь помнить о ней как можно дольше. Ваша задача достичь такого состояния, при котором хотя бы маленькая часть вашего сознания будет помнить о поставленной цели.

  6. Потренируйтесь в быстроте переключения внимания с одного пред­мета на другой. Положите перед глазами спичечный коробок и книгу. Сосредоточьтесь вначале на коробке, а затем переведите внимание на книгу. И снова главное упражнение несколько раз, постепенно меняя ритм переключения - то быстрее, то медленнее. Попробуйте предста­вить также, что в предмете заключен магнит, который притягивает ваше внимание, также как реальный магнит притягивает металл.

  7. Поработайте с тремя кругами внимания, переключая его с одного круга на другой. Сосредоточьтесь на каком-либо из внутренних ощуще­ний, на своих мыслях, целях и добившись устойчивой концентрации, пере­ведите внимание на какой-либо объект среднего круга, например, на об­становку комнаты, а затем на большой - на звезды, пролетевший в небе самолет и т. д. Потренируйтесь в таких «прыжках» внимания то резко, то плавно. Затем попробуйте расширить общий объем внимания и одно­ временно пребывать в трех. Попытайтесь вспомнить всем существом состояние творческой приподнятости и вспышек вдохновения, когда вни­мание расширяется одновременно на три круга, и вы ощущаете един­ство с миром.

Каждое из приведенных упражнений, тренирующих активную форму концентрации, следует делать примерно по 10-15 минут, жела­тельно ежедневно, до тех пор, пока не почувствуете результат реально­го улучшения.

Следующая серия упражнений тренирует пассивную форму кон­центрации.

  1. Сосредоточьтесь на процессе собственных движений, например, на ходьбе, беге, выполнении какой-либо, желательно ритмичной, работе. Наблюдайте за состоянием напряжения - расслабления в мышцах тела, фиксируйте все малейшие телесные ощущения и изменения в мышечном тонусе. Постарайтесь уловить собственную ритмику, ощущение гармонии в ходьбе. На первых порах вы можете разрушить эту ритмику внедре­нием своего внимания, но ваша задача - стать пассивным наблюдателем. Делать упражнения до тех пор, пока не возникнет желание пре­рвать этот процесс.

  2. Сосредоточьтесь на своем дыхании, станьте свидетелем, который отстраненно и не вмешиваясь следит за пульсацией вдоха и выдоха. Сле­дите за ним мягко и легко, не пропуская ни одного вдоха и выдоха, фиксируя паузы, прослеживая за втягиванием в себя воздуха до самого конца и мысленно растворяясь вместе с воздухом. Ритм не должен меняться под давлением наблюдателя и сбиваться с естественного.

  3. Сосредоточьтесь на переживаемой в настоящий момент гамме эмо­ций, следите за их завихрением и переливами, мысленно оставаясь в стороне. Особенно ярко это можно проследить на, так называемой, ре­активной эмоции, возникающей как эмоциональная оценка того или ино­го события. В жизни легко найти случай такого рода. Наиболее про­стейший пример: в транспорте вам наступили на ногу. Постарайтесь уви­деть в себе развитие эмоционального отклика - вот всплеск боли, вот оценка боли или самого бытия, досада (спросите себя на кого или что?), раздражение, общий отрицательный фон, расслабление, примирение с ситуацией, успокоение. Возможно, удастся выделить другие эмоцио­нальные вехи. Важно, чтобы в момент возникновения эмоционального события вы не отождествлялись с ним.

  4. Сосредоточьтесь на собственном мыслительном потоке. Фикси­руйте мысли, проплывающие подобно облакам в небе вашего сознания, не старайтесь их при этом заменять. Просто наблюдайте одной частью сознания - «наблюдателем» - за работой другой части - мыслитель­ной сферы. Такое наблюдение имеет мало общего с активным самоана­лизом, при котором сознание постоянно вмешивается в мыслительный процесс и там теряет нить наблюдения, полноту охвата мыслительной сферы. Упражнение можно выполнять в самых различных ситуациях, начиная от аутогенного погружения и кончая ходьбой.

  5. Необходимо отметить, что формирование в себе независимого внутреннего наблюдения, как и развитие высших психических функций - длительный, нелегкий процесс. Вначале появление этого независимого внутреннего наблюдателя будет вызываться некоторым волевым усили­ем и лишь затем, после ряда попыток, может стать постоянным «освети­телем» сцены вашего сознания. В итоге наблюдение за собой, предпо­лагающее как бы разделение себя на две части, становится целостным единым процессом самосознания и переживания единства с миром.

  6. Сосредоточьтесь на процессе речи, на произносимых вами сло­нах. Старайтесь следить за переливанием звуков, смысловыми ударени­ями, тембром голоса, повышением и понижением тона, эмоциональным инюнированием. Постарайтесь увидеть и услышать, как в вашей бытовой речи эмоциональные нюансы воплощаются в звуковые.

  7. Приведенные упражнения скорее являются ориентировочной основой дня развития внимания, чем жестким сводом правил. Пассивная концент­рация доступна для тренировки в любых условиях.











ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ


Существует множество специальных методик для исследования па­мяти. Исследование памяти имеет важное значение, так как разные по своей структуре расстройства памяти наблюдаются при многих психи­ческих заболеваниях, особенно обусловленных органическим поражени­ем головного мозга. Получаемые результаты свидетельствуют о состоя­нии функции памяти, отражают состояние активного внимания, наличие явлений повышенной истощаемости психических процессов. Осуществле­ние мнестической функции зависит и от течения мыслительных процес­сов. Поэтому по результатам исследования опосредованной памяти мы можем судить и о течении мыслительных процессов.


Выявление репрезентативной системы запоминания информации

Цель задания: выявление типа памяти методом воспроизведения по-разному воспринятых слов.

Необходимый материал: четыре ряда слов, записанных на отдель­ных карточках.

Ход выполнения задания:

экспериментатор читает испытуемому вслух первый ряд слов с ин­тервалом 5 сек. После 10 секунд перерыва испытуемый записывает за­помнившиеся слова и отдыхает 5 минут. Затем экспериментатор показы­вает испытуемому слова второго ряда, которые он должен записать по памяти. Дав 5-минутный отдых, экспериментатор читает вслух слова тре­тьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записы­вает» в воздухе, после чего записывает на бумаге запомнившиеся слова третьего ряда. Спустя 5 минут экспериментатор показывает испытуемо­му слова четвертого ряда и читает их вслух. Испытуемый повторяет каж­дое слово шепотом, «записывая» в воздухе, затем записывает на бумаге запомнившиеся слова четвертого ряда.


Для запоминания на слух

Для запоминания при зрительном восприятии

Для запоминания

при моторно-слуховом

восприятии

Для запоминания при

комбинированном восприятии

Медсестра

Шприц

Банки

Капельница

Конспект

Мозг

Орган

Глаз

Врач

Психика

Зуб

Инъекция

Корень

Лекция

Язык

Горчичник

Тест

Обоняние

Реферат

Интервью

Иммунитет

Сон

Гипноз

Инфекция

Больной

Экзамен

Эмоции

Психогения

Слово

Преподаватель

Врач

Восприятие

Звук

Слово

Инфекция

Сигнал

Процесс

Боль

Прогулка

Книга

Обработка данных: после проведения задания заполняется таблица


Вид памяти

Количество слов в ряду


Количество слов, удержанных в памяти

Коэффициент памяти с = в/а

Слуховой

Зрительный

Моторно-слуховой

Комбинированный






Цель задания: исследование логической и механической памяти ме­тодом запоминания двух рядов слов.

Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между сло­вами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Первый ряд:

Здоровый - больной Инъекция - шприц Рука - мышца Рефлекс - инстинкт Психика - мозг Зрение - глаз Нейрон - синапс Желудок - гастроскоп Торможение - возбуждение Кора - подкорка Врач - медсестра Вкус - язык Температура - градусник Орган - сердце Студент - конспект

Второй ряд:

Жук - кресло Гребень - земля Компас - клей Колокольчик - стрела Синица - сестра Лейка - трамвай Мухомор - диван Гребенка - ветер Ботинки - самовар Графин - брат Спичка - овца Терка - мода Шляпа - пчела Рыба - пожар Пила - яичница


Тест: Насколько вы рассеяны?

  1. Если Вы играете в какую-либо игру, часто проигрываете из-за не­внимания?

  2. Разыгрывают ли Вас Ваши знакомые?

  3. Умеете ли Вы одновременно заниматься каким-либо делом и слу­шать то, о чем говорят вокруг вас?

  4. Находили ли Вы когда-нибудь на улице деньги или ключи?

  5. Смотрите ли Вы внимательно по сторонам, когда переходите улицу?

  6. Способны ли Вы вспомнить о деталях фильма, который посмотрели вчера?

  7. Когда вас отрывают от чтения или другого дела, раздражаетесь ли Вы?

  8. Проверяете ли Вы сдачу в магазине?

  9. Вздрагиваете ли, если Вас внезапно кто-то окликнет на улице?

  10. Быстро ли находите в квартире нужную вещь?

  11. Бывает ли, что Вы одного человека принимаете за другого?

  12. Увлекшись беседой в транспорте, можете ли пропустить нужную остановку?

  13. Можете ли быстро назвать даты рождения Ваших близких?

  14. Легко ли пробуждаетесь от сна?

  15. Найдете ли Вы в большом городе без посторонней помощи то место, где побывали в прошлом году?

Обработка результатов:

По одному очку оцениваются ответы «да» на вопросы 2,. 3, 4, 5, 6, 8, 9, 13, 14, 15, и ответы «нет» на вопросы 1, 7, 10, 11,12.

11 очков и более: Вы удивительно внимательны и проницательны. Вышей памяти можно только позавидовать.

5-10 очков: Вы достаточно внимательны, не забываете ничего важ­ного. Однако и на старуху бывает проруха, кое-что можете запамято­вать. И все же Вы способны в ответственный момент сосредоточиться и не допускать промашки.

4 очка и менее: Вы очень рассеяны и в этом причина многих бед, но Вы упорно не придаете значения таким «пустякам», хотя из-за Ваше­го невнимания неприятности терпят и окружающие. Что значит, например, забыть завернуть водопроводный кран и потерять взятую у кого-то книгу? А ведь в зрелом возрасте (особенно в молодом) каждому под силу быть собранным и натренировать свою память.



Тест: Действительно ли вы забывчивы?

Цель: исследование кратковременной и долговременной памяти.

Необходимый материал: слова для запоминания, вопросы.

  1. Представьте, что вы пошли в магазин и вам нужно купить продукты:

Вермишель, рис, сахар, спички, сосиськи, фарш, сервелат, котлеты, печенье, кекс, пирожные, бублики.

Я перечитаю перечень продуктов 5 раз, ваша задача запомнить список продуктов в той последовательности, в которой я вам читаю.

Если вы безошибочно перечислили 12 предметов, запишите на свой счет 10 баллов. За каждую ошибку, забытое слово, нарушение последовательности перечисления вычтите из 10 по одному баллу.

  1. Быстро, не задумываясь, ответьте на вопросы.

  1. Кто из детей Тараса Бульбы был любимцем отца, а кто - маменькиным сынком?

  2. Различаете голоса знакомых по первым словам, сказанным ими по телефону?

  3. Кто вступил на российский престол после смерти Петра I?

  4. Сколько горбов у верблюда?

  5. Назовите значение числа «Пи» с точностью до четырех знаков после запятой.

  6. Как зовут второго советского космонавта?

  7. Сумеете прочитать наизусть басню или стихотворение, которое учили еще в школе?

  8. Назовите имя и отчество Достоевского.

  9. В каком году умер Пушкин?

  10. Можете ли вы вспомнить шутку или анекдот, услышанные неделю назад или еще раньше?

Ответы:

  1. Остап был любимцем отца, Андрей - матери.

  2. Да.

  3. Его жена Екатерина I.

  4. 1-23.

  5. 3,1416.

  6. Герман Титов.

  7. Да.

  8. Фёдор Михайлович.

  9. 1837.

  10. Да.

Обработка результатов:

Сложите баллы I и II заданий.

От 10 и менее баллов. Вы через чур забывчивы. Поговорите о своих проблемах со специалистом, воспользуетесь советами, написанными ниже.

От 11 до 15 баллов. У вас неплохая память. Если вы иногда что-то забываете, это не беда. Тренеруйте мнемотические способности: учите наизусть стихи, запоминайте исторические даты, дни рождения знаменитостей, номера телефонов, увидев незнакомую картину, попробуйте описать её с закрытыми глазами.

От 16 и более. Вы вправе гордиться своей памятью. Только не слишком эксплуатируйте её, обременяя мелкими, незначительными деталями, о которых можно просто забыть.


Памятка для студента «ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ПАМЯТЬЮ»


  • Заучивайте с желанием знать и помнить.

  • Ставьте цель - запомнить надолго.

  • Пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотношением и смыс­ловой группировкой - кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.

  • Начинайте повторять до того, как материал стал забываться.

  • Заучивайте и повторяйте небольшими дозами.

  • Когда учите - записывайте, рисуйте схемы, диаграммы, чертите гра­фики, изображайте карикатуры, сравнивайте с тем, что знали рань­ше - действуйте!

  • Помните слова Л.Н. Толстого: «Никогда не справляйся в книге, еже­ли что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить».

Упражнения для развития памяти, внимания, мышления

Упр. «Составление предложений»

Цель: развитие критичности мышления, задание направлено на установление связей, обобщение. Создание це­лостных образов.

Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например: «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложны­ми, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестан­дартные связи («Мальчик, тонкий как карандаш, стоял возле озера, которое ревело как медведь»), В этой игре, как и в других, ведущему важно установить, игрокам найти «золотую» середину между количеством и качеством ответов. Необходимо, с одной стороны, стимулировать большое число любых разнообразных ответов, а с другой - поощрять оригинальные, творческие ответы. Обязательным условием эффективности этих игр является сопо­ставление и обсуждение игроками всех предложенных ответов и развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ им понравился или не понравился.

Упр. «Поиск аналогов»

Цель, развитие критичности мышления, задание направлено на выделение свойств, умение классифицировать по признакам.

Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также си­стематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд (транс­портные средства), «штопор» и «вертолет» (важные детали вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов.

Упр. «Опечатка»

Цель: развитие внимания.

Инструкция: в тексте допущена опечатка - пропущено одно коротенькое слово. Из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего текса. Найдите это предложение и исправьте опечатку.

Текст: «Многие знатные вельможи смирились с потерей своего влияния на государственные дела. Чтобы устранить всесильного министра, они устраивали заговоры, в которых были замешаны даже мать, а и брат короля. Но Решелье беспощадно подавлял сопротивление вельмож, заключал их в тюрьму и многих казнил. Отсюда они давали отпор королевским чиновникам и войскам. Решелье приказал скрыть укрепленные замки дворян».


4.Закрепление полученных знаний

Ситуационные задачи для закрепления знаний студентов:

Задание №1.

Из книги К.К. Платонова «Занимательная психология»: «Когда я к концу амбулаторного приема очень уставал, то замечал, что осматривая очередного пациента, не могу отделаться от мыслей о предыдущем больном. Их жалобы и симптомы болезни у меня смешивались. Что очень затрудняло работу».

Вопрос. С чем могут быть связаны трудности врача в описанной ситуации?

Задание № 2.

Начните в тетради на строчке рисовать небольшие треугольники вершиной то вверх, то вниз. Постарайтесь не делать ошибок (повторов). Если ошибки имеют место, дайте им объяснение.

Задание № 3.

Требуется одновременно гладить себя по животу и чесать голову. Постарайтесь не допускать ошибок в этом простом упражнении. Если ошибки возникают, дайте им объяснения.


Задание 4.

Назовите основные мыслительные операции (они выделены шрифтом и пронумерованы), которые проявляются в деятельности ученика.

Школьникам 7 класса было предложено расклассифицировать геометрические фигуры, начерченные на карточках. Среди этих фигур имелись знакомые (треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции) и незнакомые (неправильные четырёхугольники). Были и комбинированные фигуры.

Ученик П. выполняет задание следующим образом. Берёт в руки неправильный четырёхугольник, похожий на трапецию, (1)рассматривает его, измеряет стороны и углы и,(2)положив его в группу незнакомых фигур, отмечает, что он очень похож на трапецию. Рассматривая комбинации из квадрата и треугольника, П. рассуждает так: «Здесь две геометрические фигуры: квадрат и треугольник. Эту карточку можно положить в группу квадратов и в группу треугольников. (3)Но эта карточка будет отличаться от других, там по одной геометрической фигуре, а здесь две,(4) лучше я выделю отдельную группу - это будут сложные фигуры, составленные из нескольких».(5)Рассматривая одну из фигур, ученик проверяет углы и стороны

фигур транспортиром и отмечает, что здесь треугольник и квадрат включены в трапецию. «К группе трапеций я не положу, потому что эта трапеция особенная, в ней две фигуры». Он помещает эту карточку, как и ряд других, в группу сложных фигур. (По Е. Н, Кабановой-Меллер.)



5. Подведение итогов занятия

Подведение итогов занятия.

Выставление оценок.


6. Задание на дом

Задание на дом:

Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. Ростов - на- Дону. Изд-во «Феникс». 2002. С. 80-120.


Список используемой литературы:

  1. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. Москва-Воронеж. 2003.

  2. Дружинин. В.Н. Экспериментальная психология. М.2003.

  3. Немов Р.С. Психология. Часть 1,2. М. 2000.

  4. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. С-П. 2003.

  5. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. М. 2003.

  6. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. Ростов-на-Дону. 2002.


© 2010-2022