- Преподавателю
- Школьному психологу
- Доклад к педсовету Воспитание личности
Доклад к педсовету Воспитание личности
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коваленко М.Т. |
Дата | 28.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Воспитание личности воспитанников школы - интерната в процессе формирования коллектива.
Современный этап развития образования выдвигает на очередь дня задачу создания условий для личностного становления и личностного саморазвития обучающихся. Саморазвитие - это процесс самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям. А это 1.Выбор основного для человека направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинение этапов, этот выбор может изменяться в течение жизни;
2. Решение противоречий жизни, препятствующих достижению целей и планов, в том числе и через создание тех условий, которых нет в наличии;
3. Созидание ценностей своей жизни, соединение потребностей со своей жизнью в виде особых ценностей.
Процесс саморазвития необходимо рассматривать с учетом возрастных особенностей личности. Задача создания условий для саморазвития личности особенно актуальна в условиях школы-интерната, так как многие воспитанники находятся вне семьи, лишены семейного воспитания, нередко попадают в группу риска, нередко обнаруживают те или иные формы девиантного поведения. Перевод воспитанников в режим активного личностного самосовершенствования, саморазвития может являться механизмом успешной социализации, профилактики различных асоциальных проявлений.
Важную роль в саморазвитии играет самосознание подростка. Формирования у обучающихся положительного саморазвития личности существенное значение имеет позитивная Я-концепция. На своих занятиях я работаю с учащимися в этом направлении.
4 классы - Программа «Учись учиться»
Цель работы на этом этапе - развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству.
Для этого необходимо создать безопасную, доброжелательную атмосферу для ребенка, в которой он будет чувствовать себя понятым и принятым, способствующую развитию познавательного мотива, развитию произвольности психических процессов. В такой атмосфере дети приобретают важные жизненные навыки:
-
умение слушать другого человека;
-
умение преодолеть смущение, начать и поддержать разговор;
-
умение осознавать, выражать свои чувства и понимать чувства других;
-
умение присоединиться к группе, познакомиться;
-
умение дискутировать.
умение произвольно запоминать, сосредотачиваться, переключать внимание 5-классы - по программе «Тайны островов внутренних сил»
- Цель программы: активизация внутренних резервов младших подростков, способствующая успешному освоению нового социального опыта и самопознания среднем звене школы.
Задачи:
1. Формировать у подростка представление о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.
2. Стимулировать мотивацию к саморазвитию.
3. Способствовать развитию навыков самопознания.
4. Тренировать навыки самоорганизации и самоконтроля при выполнении заданий, связанных с волевой регуляцией психических функций и поведения.
5. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для эффективного взаимодействия в группе.
6. Учить выбирать и использовать оптимальные способы решения проблемных ситуаций, возникающих при выполнении заданий и упражнений.
7. Развивать творческое мышление, учить видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям.
8. Формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности посредством выбора способов восприятия, запоминания и мышления.
9. Побуждать к использованию приобретенного опыта в учебной деятельности.
10. Развивать чуткость по отношению к изменениям психического состояния, понимание своих изменений.
6 классы - «Развитие навыков самопознания»
Развивающие задачи:
- формирование умения передавать информацию (логического и чувственного плана) с помощью изобразительных средств (линии, цвета);
- развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
- анализа (в процессе организации бесед по теме занятия, выполнения психологических упражнений),
- синтеза (в процессе выполнения коллективной творческой работы),
- сравнения (в процессе игр и психологических упражнений),
- обобщения (при формулировке выводов);
- развитие творческого мышления (гибкости, беглости, оригинальности) в процессе решения поставленных творческих задач;
- развитие психических процессов (внимания, воображения, зрительной и слуховой памяти) в процессе психологических игр и упражнений и организации дискуссий по теме занятия.
Воспитательные задачи:
- воспитание толерантного отношения к личностным особенностям людей;
- воспитание внимательного отношения к другим;
- развитие умения работать в группе, коллективе;
- развитие коммуникативной активности, умения слушать.
7 - класс - Программа «Я и мой мир»
Цель работы - формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, овладение навыками самопознания, развитие коммуникативных навыков.
8-9 классы - Программа «На пороге взрослой жизни».
Цель работы - формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении.
На этом этапе очень важно развить у ребенка чувство ответственности за совершаемые поступки, необходимо развить следующие навыки:
-
эффективного и свободного общения;
-
контроля и управления своими состояниями;
-
достойного поведения в сложных ситуациях;
-
умение четко ставить перед собой цель;
Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.
В детском обществе, потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.). У духовно развитой личности оценка своей значимости, самоутверждение происходят на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях.
Потребности в безопасности выражаются у человека в стремлении быть защищенным, не чувствовать страха, избегать тревоги, неудач, обид, потрясений. Эти потребности удовлетворяются через ощущение эмоциональной близости, любви, симпатии, эмпатии, веры со стороны окружающих значимых людей и групп (родителей, друзей, педагогов и др.). Я проводила диагностику тест школьной тревожности Филлипса, где и просматриваются такие факторы как переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх несоответствия ожиданиям окружающих и т. д. И если эти факторы в норме, то и ребенок чувствует себя наиболее комфортнее. Наблюдается потребность в познании, в самоутверждении, самовыражении, защищенности.
У учащихся находящихся в группе риска была проведена методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности а это тест Айзенка, «самооценка личности», диагностика мотивационно - волевой сферы школьника, диагностика Баса - Дарки
Модель среды личностного саморазвития воспитанников школы-интерната
Для того чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии воспитанников школы-интерната, необходима организация следующих условий.
Условия для осознания личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития
Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания, влияния личности на саму себя определяется уровнем осознания ребенком целей и возможностей своего развития. Обучающимся должна быть открыта "тайна" процессов, идущих в их психике, они должны быть ознакомлены с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования. Здесь я хочу предложить разработать с коллективом проект по развитию личности.
Эта задача может решаться. В первом варианте в годовой план классных руководителей может быть включен курс «Самосовершенствование личности». Во втором варианте занятия с педагогом - психологом, социальным педагогом «Развитие личности».
Деятельность такой работы требует разработки специальной программы, содержание которой может включать в себя следующие блоки-модули:
I. - Начало этики (саморегуляция поведения); - учителя, воспитатели.
2. - Познай себя (психология личности); педагог - психолог
3. - Сделай себя сам (самовоспитание); учителя, воспитатели
4. - Научи себя учиться (самообразование); учителя, воспитатели
5. - Утверждай себя (самоутверждение); педагог - психолог; социальный - педагог.
6. - Найди себя (самоопределение); педагог - психолог; социальный педагог.
7. - Управляй собой (саморегуляция); педагог - психолог; социальный педагог; учителя, воспитатели
8. - Реализуй себя (самоактуализация) учителя, воспитатели; учителя, воспитатели
Занятия дадут ребятам базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогут им найти, осознать и принять, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Занятия могут проходить в форме
· Мини-лекций
· Информирование
· Диагностика и самодиагностика
· Тренинг
· Практикум и др.
В результате занятий у школьников будет сформирована Я-концепция личности, которая составляет часть общей структуры личности, в значительной мере определяющей ее саморазвитие.
Она служит важным регулятором процессов самовоспитания, источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя, определяет характер приобретения нового опыта и особенности его интерпретации, осуществляет регуляцию социального поведения личности. Я хочу предложить правила способствующие самовоспитанию.
Правила способствующие самовоспитанию:
Пять «надо»:
1. Всегда помогать старшим.
2. Выполнять требования учителей, воспитателей и других работников школы- интерната учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личные интересы коллективным.
5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.
Пять «можно»:
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на "отлично".
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Это нужно тебе самому!
1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.
3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.
4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.
5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Этого делать нельзя!
1. Учиться без старания, лениво и безответственно.
2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.
5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.
Пять «хорошо»:
1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)
2. Планировать каждый свой день.
3. Оценивать свои поступки.
4. Сначала думать, а потом делать.
5. Браться вначале за самые трудные дела.
В.Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».
Что дает человеку знание самого себя?
1.Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.
2.Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.
3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.
4.Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.
5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.
Пути самопознания:
1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.
2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.
3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:
·если критикует один - задумайтесь,
· если два - проанализируйте свое поведение,
· если три - переделывайте себя.
4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.
Педагог - психолог М.Т. Коваленко