Доклад к педсовету Воспитание личности

Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание личности воспитанников школы - интерната в процессе формирования коллектива.

Современный этап развития образования выдвигает на очередь дня задачу создания условий для личностного становления и личностного саморазвития обучающихся. Саморазвитие - это процесс самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям. А это 1.Выбор основного для человека направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинение этапов, этот выбор может изменяться в течение жизни;

2. Решение противоречий жизни, препятствующих достижению целей и планов, в том числе и через создание тех условий, которых нет в наличии;

3. Созидание ценностей своей жизни, соединение потребностей со своей жизнью в виде особых ценностей.

Процесс саморазвития необходимо рассматривать с учетом возрастных особенностей личности. Задача создания условий для саморазвития личности особенно актуальна в условиях школы-интерната, так как многие воспитанники находятся вне семьи, лишены семейного воспитания, нередко попадают в группу риска, нередко обнаруживают те или иные формы девиантного поведения. Перевод воспитанников в режим активного личностного самосовершенствования, саморазвития может являться механизмом успешной социализации, профилактики различных асоциальных проявлений.

Важную роль в саморазвитии играет самосознание подростка. Формирования у обучающихся положительного саморазвития личности существенное значение имеет позитивная Я-концепция. На своих занятиях я работаю с учащимися в этом направлении.

4 классы - Программа «Учись учиться»

Цель работы на этом этапе - развитие познавательной активности, способности к взаимодействию и сотрудничеству.

Для этого необходимо создать безопасную, доброжелательную атмосферу для ребенка, в которой он будет чувствовать себя понятым и принятым, способствующую развитию познавательного мотива, развитию произвольности психических процессов. В такой атмосфере дети приобретают важные жизненные навыки:

  • умение слушать другого человека;

  • умение преодолеть смущение, начать и поддержать разговор;

  • умение осознавать, выражать свои чувства и понимать чувства других;

  • умение присоединиться к группе, познакомиться;

  • умение дискутировать.

умение произвольно запоминать, сосредотачиваться, переключать внимание 5-классы - по программе «Тайны островов внутренних сил»

- Цель программы: активизация внутренних резервов младших подростков, способствующая успешному освоению нового социального опыта и самопознания среднем звене школы.

Задачи:

1. Формировать у подростка представление о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

2. Стимулировать мотивацию к саморазвитию.

3. Способствовать развитию навыков самопознания.

4. Тренировать навыки самоорганизации и самоконтроля при выполнении заданий, связанных с волевой регуляцией психических функций и поведения.

5. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для эффективного взаимодействия в группе.

6. Учить выбирать и использовать оптимальные способы решения проблемных ситуаций, возникающих при выполнении заданий и упражнений.

7. Развивать творческое мышление, учить видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям.

8. Формировать индивидуальный стиль познавательной деятельности посредством выбора способов восприятия, запоминания и мышления.

9. Побуждать к использованию приобретенного опыта в учебной деятельности.

10. Развивать чуткость по отношению к изменениям психического состояния, понимание своих изменений.

6 классы - «Развитие навыков самопознания»

Развивающие задачи:

- формирование умения передавать информацию (логического и чувственного плана) с помощью изобразительных средств (линии, цвета);

- развитие логического мышления на основе отработки логических операций:

- анализа (в процессе организации бесед по теме занятия, выполнения психологических упражнений),

- синтеза (в процессе выполнения коллективной творческой работы),

- сравнения (в процессе игр и психологических упражнений),

- обобщения (при формулировке выводов);

- развитие творческого мышления (гибкости, беглости, оригинальности) в процессе решения поставленных творческих задач;

- развитие психических процессов (внимания, воображения, зрительной и слуховой памяти) в процессе психологических игр и упражнений и организации дискуссий по теме занятия.

Воспитательные задачи:

- воспитание толерантного отношения к личностным особенностям людей;

- воспитание внимательного отношения к другим;

- развитие умения работать в группе, коллективе;

- развитие коммуникативной активности, умения слушать.

7 - класс - Программа «Я и мой мир»

Цель работы - формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувства собственного достоинства, развитие способности к рефлексии своего поведения, овладение навыками самопознания, развитие коммуникативных навыков.

8-9 классы - Программа «На пороге взрослой жизни».

Цель работы - формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей и в профессиональном самоопределении.

На этом этапе очень важно развить у ребенка чувство ответственности за совершаемые поступки, необходимо развить следующие навыки:

  • эффективного и свободного общения;

  • контроля и управления своими состояниями;

  • достойного поведения в сложных ситуациях;

  • умение четко ставить перед собой цель;

Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.

В детском обществе, потребности в самоутверждении выражаются в стремлении иметь в чем-то преимущество перед окружающими (быть сильнее, результативнее, умнее, удачливее и т.п.). У духовно развитой личности оценка своей значимости, самоутверждение происходят на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях.

Потребности в безопасности выражаются у человека в стремлении быть защищенным, не чувствовать страха, избегать тревоги, неудач, обид, потрясений. Эти потребности удовлетворяются через ощущение эмоциональной близости, любви, симпатии, эмпатии, веры со стороны окружающих значимых людей и групп (родителей, друзей, педагогов и др.). Я проводила диагностику тест школьной тревожности Филлипса, где и просматриваются такие факторы как переживание социального стресса, фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх несоответствия ожиданиям окружающих и т. д. И если эти факторы в норме, то и ребенок чувствует себя наиболее комфортнее. Наблюдается потребность в познании, в самоутверждении, самовыражении, защищенности.

У учащихся находящихся в группе риска была проведена методика экспресс - диагностики характерологических особенностей личности а это тест Айзенка, «самооценка личности», диагностика мотивационно - волевой сферы школьника, диагностика Баса - Дарки

Модель среды личностного саморазвития воспитанников школы-интерната

Для того чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии воспитанников школы-интерната, необходима организация следующих условий.

Условия для осознания личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития

Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания, влияния личности на саму себя определяется уровнем осознания ребенком целей и возможностей своего развития. Обучающимся должна быть открыта "тайна" процессов, идущих в их психике, они должны быть ознакомлены с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования. Здесь я хочу предложить разработать с коллективом проект по развитию личности.

Эта задача может решаться. В первом варианте в годовой план классных руководителей может быть включен курс «Самосовершенствование личности». Во втором варианте занятия с педагогом - психологом, социальным педагогом «Развитие личности».

Деятельность такой работы требует разработки специальной программы, содержание которой может включать в себя следующие блоки-модули:

I. - Начало этики (саморегуляция поведения); - учителя, воспитатели.

2. - Познай себя (психология личности); педагог - психолог

3. - Сделай себя сам (самовоспитание); учителя, воспитатели

4. - Научи себя учиться (самообразование); учителя, воспитатели

5. - Утверждай себя (самоутверждение); педагог - психолог; социальный - педагог.

6. - Найди себя (самоопределение); педагог - психолог; социальный педагог.

7. - Управляй собой (саморегуляция); педагог - психолог; социальный педагог; учителя, воспитатели

8. - Реализуй себя (самоактуализация) учителя, воспитатели; учителя, воспитатели

Занятия дадут ребятам базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогут им найти, осознать и принять, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Занятия могут проходить в форме

· Мини-лекций

· Информирование

· Диагностика и самодиагностика

· Тренинг

· Практикум и др.

В результате занятий у школьников будет сформирована Я-концепция личности, которая составляет часть общей структуры личности, в значительной мере определяющей ее саморазвитие.

Она служит важным регулятором процессов самовоспитания, источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя, определяет характер приобретения нового опыта и особенности его интерпретации, осуществляет регуляцию социального поведения личности. Я хочу предложить правила способствующие самовоспитанию.





















Правила способствующие самовоспитанию:

Пять «надо»:

1. Всегда помогать старшим.

2. Выполнять требования учителей, воспитателей и других работников школы- интерната учиться добросовестно.

3. Быть честным.

4. Подчинять личные интересы коллективным.

5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

Пять «можно»:

1. Веселиться и играть, когда работа сделана на "отлично".

2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !

4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

Это нужно тебе самому!

1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.

2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Этого делать нельзя!

1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.

5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

Пять «хорошо»:

1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)

2. Планировать каждый свой день.

3. Оценивать свои поступки.

4. Сначала думать, а потом делать.

5. Браться вначале за самые трудные дела.

В.Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

Что дает человеку знание самого себя?

1.Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.

2.Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.

3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.

4.Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.

5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.

Пути самопознания:

1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.

2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.

3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:

·если критикует один - задумайтесь,

· если два - проанализируйте свое поведение,

· если три - переделывайте себя.

4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.

Педагог - психолог М.Т. Коваленко

© 2010-2022