Тропинка к своему Я

  Наблюдения показывают, что первые полгода обучения в пятом классе школьники проявляют невнимательность, безответственность, тревожность, неуверенность в себе. Они начинают хуже учиться , испытывают трудности в общении. Данное мероприятие предназначено для обучающихся пятого класса и направлено на формирование у детей позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности; создание ситуации сотрудничества, взаимоподдержки. В ходе занятия ребята приобретут умение...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка профилактического занятия с учащимися 5-х классов по теме "Тропинка к своему Я"

Цели: создание ситуации сотрудничества, взаимоподдержки; умение представлять итоги своей деятельности и радоваться результатам одноклассников.

Оборудование: чистые листы, карандаши.


Ход занятия

I. Организационный момент.

Ведущий: Настал новый день, я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Что мы пожелаем друг другу? (Ответы детей.)

Ведущий: Глубоко вдохните и выдохните … Выдохните вчерашние обиды, недовольство, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя красоту и свежесть белого снега, тепло солнечных лучей, чистый воздух. (Небольшая пауза.)

Ведущий: Я желаю вам хорошего настроения.

Сегодня на занятии мы продолжаем работать над собой, над своими эмоциями, настроением, поведением.

-А скажите для чего нам это необходимо?

(для успешной учебы, для радостного общения друг с другом)

- Совершенно верно.

Получение письма.

Ребята, мы с вами получили известие, интересно от кого, и что там?

- Ах, это от самой волшебницы Вражды. Вы знаете историю про двух волшебниц Дружбы и Вражды? Не знаете? Тогда слушайте.

Уж множество веков среди людей

Две разные волшебницы живут.

Одну привыкли ДРУЖБОЙ называть,

ВРАЖДА другую средь людей зовут.

Нас ДРУЖБА учит жизнью рисковать,

В огонь и в воду за друзей идти.

ВРАЖДА нас заставляет враждовать,

И злость, и зависть для людей нести.

Эта волшебница наблюдала за вами, как вы учитесь в 5 классе.

Так вот, эта самая Вражда прислала нам письмо, посмотрим, что там.

"Салют пятиклашки!

Наблюдали мы с волшебницей Дружбой за вами на уроках, на переменах. И поспорили, чего в вас больше: хороших качеств или плохих. Чтобы определить, составили для вас задания. Справитесь - молодцы, а не справитесь - трудности ждут вас на пути."

II. Практическая часть.

Упражнение №1"Это Я:"

Цель: снятие напряжения, телесных зажимов, внутренних запретов.

- кто умеет веселиться?

- кто любит читать?

- кто любит животных?

- у кого голубые глаза?

-кто любит своих родителей?

- кто обижает младших?

- кто умеет дружить?

- кто любит спортивные игры?

- кто с желанием сегодня шел в школу?

- кто сегодня настроен заниматься?

Упражнения, направленные на развитие умения чувствовать ситуацию, держаться с достоинством (жесты, голос), понимать друг друга.


Упражнение №2 "Прозорливость"

Психологический смысл упражнения.

Развитие внимания, способности чувствовать и анализировать ситуацию.

Инструкция. Участники сидят в кругу. Один из вас пройдет за дверь. Остальные разделяются на две подгруппы по какому-то выбранному нами признаку. Признак должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части (например, наличие шнурков на обуви). Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были отделены пространственно. Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на две части. Во второй части упражнения этот же участник снова выходит за дверь, а группа тем временем делится на две подгруппы, но уже по другому признаку, а вернувшийся участник должен будет определить, по какому признаку группа разделилась на этот раз.

Обсуждение:

Как активные участники упражнения справились с заданием?

Какие особенности мимики, речи, действий вы заметили?

Разделение на группы.

Задание №3. Упражнение "Рисунок по кругу".

Психологический смысл упражнения.

Снятие психофизического напряжения, сплочение группы.

Инструкция: возьмите по листу белой бумаги и выберете самый приятный для себя цвет карандаша. Как только услышите сигнал (хлопок в ладоши), начинайте рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем дальше по кругу до тех пор, пока лист не вернется назад к хозяину.

Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?

Обсуждение:

Понравилось ли вам то, что получилось?

Поделитесь своими чувствами, настроением?

Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

Упражнение №4 "Откровенно говоря".

Психологический смысл упражнения.

Укрепление группового доверия к окружающим, снятие внутреннего напряжения, создание ситуации откровенности.

Инструкция: Перед вами лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить, и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними. Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить ещё раз.

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам

Откровенно говоря, когда я прихожу домой...

Откровенно говоря, когда я волнуюсь...

Откровенно говоря, когда я прихожу на урок...

Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями...

Откровенно говоря, когда родители собираются на собрание в школу:

Откровенно говоря, когда я готовлюсь к публичному выступлению:

Откровенно говоря, когда я смотрю в зал и вижу много людей:

Откровенно говоря, мне не хватает:

Обсуждение:

Трудно ли было закончить предложенные фразы?

Узнали ли вы что-нибудь новое о своих одноклассниках - участниках группы?

Узнали ли вы что-то новое о себе?

Каковы ваши жизненные цели на настоящий момент?

Упражнение №5 «Пойми меня».

Вся команда стоит в шеренгу. Первому участнику дается слово (варианты: волшебник, сердце, улыбка, солнце, дом, семья). Он должен «передать» значение этого слова, следующему участнику не повторяя уже использованных слов.

Упражнение №6. Релаксация "Облака".

Цель: развитие мимики, воображения.

Я читаю стихотворение, а вы должны изображать облака, которые в этом стихотворении.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел,

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

-Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялась с ним:

- Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

Упражнение №7. "Абстрактная живопись"

Психологический смысл упражнения.

На этапе создания рисунков тренируется креативность участников, на этапе презентации - уверенное поведение в ситуации представления публике результатов своего труда.

Инструкция: Участники получают по листу бумаги формата А4. Их просят взять карандаш или фломастер, закрыть глаза и разрисовать это лист таким образом, чтобы на нём не осталось свободного пространства, карандаш побывал во всех углах(1-2 минуты). Потом участников просят открыть глаза, внимательно вглядеться в получившиеся каракули, придумать, на что они похожи, и дорисовать их таким образом, чтобы вышло осмысленное изображение (6-10 минут). Заключительный этап - презентация авторами своих работ перед группой (1 минута на каждого человека).

Обсуждение:

Какие рисунки запомнились, показались наиболее интересными, чем именно?

Какие психологические качества требуются, чтобы успешно справиться с таким заданием?

Где в жизни пригодятся эти качества?

Упражнение №8 «Арка доброты»

- Любой из нас может сказать другому много добрых и хороших слов. А как приятно слушать добрые и хорошие слова! Сразу становишься от этого добрее. Сейчас мы будем помогать друг другу стать немного добрее. Встаньте, пожалуйста, в «ручеёк». У нас получилась арка. Сейчас я выберу кого-то одного и мы вместе войдём внутрь арки. В это время вы говорите нам добрые слова. И так далее. Вы говорите добрые слова всем, кто проходит в арку.

III. Заключительная часть занятия.

Подведение итогов. Пожелания всем присутствующим. Обсуждение.

Вспомните, что мы чувствуем, когда у нас что-то не получается? (плохое настроение: подавленность, беспокойство, раздражение и т. п. )

Обсуждение.

- нужно ли человеку уметь преодолевать свое настроение?

- в каких случаях? (необходимо выполнять свои обязанности, несмотря на настроение, бывают ситуации, когда нельзя показывать, что у тебя плохое настроение и т. п.).

Желающим предлагается рассказать, как они справляются со своим плохим настроением (побыть одному, встретиться с другом, пожаловаться близким, послушать музыку, порисовать).

Я хочу поблагодарить вас за то, что помогли мне сделать этот урок ярким и интересным. Вы молодцы!


© 2010-2022