- Преподавателю
- Школьному психологу
- Эффективные способы взаимодействия педагогов образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения
Эффективные способы взаимодействия педагогов образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения
Раздел | Школьному психологу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мяликова Д.Н. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Педагогический совет
«Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях ФГОС НОО»
Тема выступления:
«Эффективные способы взаимодействия педагогов образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения»
Педагог-психолог - Мяликова Д.Н.
Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде.
Задачи сопровождения:
-
Систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого школьника;
-
создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения;
-
организация помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Основные направления работы:
-
психолого-педагогическая диагностика;
-
психолого-педагогическая коррекция и развивающая работа;
-
консультирование и просвещение родителей.
На протяжении четырех лет обучения в начальной школе проводится психолого-педагогическая диагностика, предметом которой являются различные компоненты психологического развития младшего школьника. Преимущества психолого-педагогического сопровождения, основанные на данной диагностике:
-
диагностические процедуры направлены на основные процессы, значимые для школьной успешности;
-
практически каждый диагностируемый параметр измеряется на протяжении обучения в начальной школе дважды или трижды. Это необходимо для того, чтобы установить динамику развития, переход из одного уровня в другой;
-
результаты исследований позволяют диагностировать биологические факторы развития, прогнозировать успешность учебной и познавательной деятельности, предупреждать перегрузки и утомление, эмоциональные нарушения;
-
большинство методик могут использоваться и психологом, и педагогами начальной школы. Это позволяет проводить психолого-педагогический анализ результатов, планировать процесс обучения с учетом полученных данных. По результатам диагностики необходимы совместные действия педагога и психолога, организация консультирования, коррекции, просвещения;
-
в ходе овладения методами и методиками психолого-педагогической диагностики психологические знания включаются в личный опыт педагогов начальных классов и должны использоваться ими в своей работе.
Психолого-педагогическая диагностика необходима для достижения цели психологического мониторинга - созданий условий, необходимых для успешного решения образовательных, познавательных и социальных задач младшего школьника.
Слайды с результатами диагностики.
Стоит отметить следующие моменты:
-
в начальной школе закладываются структуры познавательной деятельности, формируются когнитивные стратегии и мотивационные основы учения, а учитель управляет умственным развитием учеников. При этом педагог не всегда может определить движущие силы, психологические механизмы усвоения учебного материала, распознать истинные, глубинные причины школьных трудностей, оказать необходимую помощь;
-
развивающие и коррекционные занятия с психологом не всегда являются результативными, так как приобретенный на них опыт не переносится на учебную сферу, не применяется на уроках. С одной стороны - ученик не понимает, как это сделать, с другой - учитель не актуализирует полученный школьником навык в силу собственной некомпетентности в области психологических причин школьных трудностей.
Однако работа психолога в школе часто представляет автономный вектор, взаимодействие с педагогами происходит нерегулярно, результаты диагностики познавательных процессов не соотносятся с успеваемостью учащихся, успехи обучения не прогнозируются.
Задачи, требующие дальнейшего решения
-
Повысить уровень взаимодействия педагогов и психолога
-
Своевременное выявление группы учащихся, имеющих трудности в определенной сфере личности
-
Проведение школьного ПМПк по организации деятельности в 1-4 классах с привлечением всех специалистов учреждения для разработки структуры работы с учащимися и устранением определенных проблем, возникших в работе с учащимися
-
Организация совместной деятельности в рамках развивающей работы
-
Организация дополнительных мероприятий для повышения уровня психолого-педагогических знаний родителей в вопросах индивидуального развития учащихся;