Тренинговое занятие ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ, ИЛИ В ПОИСКАХ ПРИЗНАНИЯ

Раздел Школьному психологу
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения»





ПЕРСПЕКТИВА УСПЕХА

Тренинговое занятие из элективного курса

«Путь в профессию, или В поисках призвания»



Найти свою дорогу, узнать свое место -

в этом все для человека, это для него значит

сделаться самим собой.

В. Г. Белинский

Цель: активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Задачи: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

Целевые группы: учащиеся 9-11-х классов, оптимальное количество участников в группе: 10-15 чело­век.

Продолжительность занятия: 40-60 минут в зависимости от сложности предполагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Оборудование: класс или любое другое просторное помещение; стулья; магнитная доска; магниты; ручки; бумага для записей; магнитофон; аудиокассеты с релаксационной музыкой.

Материалы: карточки с памятками и условиями выполнения упражнений; цветы из цветной бумаги; листы с названиями типов профессий (3-4 набора); набор квадратов желтого, зеленого, красного цветов для каждого участника; листья, цветы, плоды яблок; дерево или дерево, нарисованное на доске или ватмане; скотч.

Авторские разработки упражнений или интерпрета­ция известных упражнений (анкета, «Дерево профессий», «Пересядьте те, кто...», «Угадай профессию»).

1. Упражнение «Сигнал»

Ведущий. Сегодня мы с вами совершаем виртуальное путешествие в Мир профессий. Для перемещения воспользуемся необычном механизмом. Сядьте поудобнее, положите руки на колени. Готовы? Запускаем механизм: передаем хлопок по кругу соседу слева.

2. Упражнение «Знакомство»

Ведущий. Вот мы и в Мире профессий, который встречает нас красочными весенними цветами. Возьмите любой цветок и напишите на нем свое имя. А теперь прикрепите к одежде этот символ - пропуск в Мир профессий и снова займите свои места. Вашим проводником сегодня буду я. Еще нам потребуются ключи от профессий. Мы станем их обладателями, как только назовем свои имена и лучшие свои способности...

- Зачем нам надо знать о своих склонностях и способностях?

3. Упражнение «Пересядьте те, кто...»

Ведущий. Ключей мы получили достаточно, чтобы открыть двери многих профессий. Их в мире насчитыва­ется огромное количество, одни возникают, другие устаревают: Выделяют 5 типов профессий: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек -знаковая система, человек - художественный образ. (Участники получают таблички с одним из перечисленных типов профессий.) Я называю профессию, а вы пересаживаетесь: те, кто считает, что данная профессия относится к типу профессий, лист с названием которой вы держите в руках. (Профессии: кинолог, летчик, официант, корректор, модельер-парикмахер, эколог; мастер по ремонту и пошиву одежды; судья, картограф, режиссер.)

- Какие трудности возникли при ответах на вопросы?

4. Стихотворение «Чем пахнут ремесла?»

- С чем ассоциирует профессии Дж. Родари?

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идешь мастерской -

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофера

Пахнет бензином.

Блуза рабочего -

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным

Доктор в халате -

Лекарством приятным.

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

5. Упражнение «Ассоциации»

Участники сидят в кругу. Первый желающий называет любую профессию, а участник слева от него называет ассоциацию к данной профессии, затем называет свою профессию. Третий участник называет ассоциацию к профессии, озвученной, вторым участником, и называет новую профессию и т.д.

- Какими ассоциациями воспользовались вы?

6. Упражнение «Угадай профессию»

Ведущий читает синквейн. Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1-я строка - название синквейна,

2-я строка - два прилагательных,

3-я строка - три глагола,

4-я строка - фраза на тему синквейна,

5-я строка - существительное.

Участники угадывают загаданную ведущим профессию и определяют ассоциации, которыми он пользовался.

Фрагменты синквейнов:

Считающий, ответственный.

Учитывает, осваивает, исполняет.

Сохраняет средства для предприятия.

(Экономист-бухгалтер.)

Многогранный, экстравагантный.

Творит, украшает, создает.

Всегда неповторимый результат труда.

(Дизайнер-художник.)

Разбирающийся, предприимчивый.

Чертит, конструирует, внедряет.

Может обслуживать технику и руководить.

(Механик-инженер.)

Изысканный, творческий.

Одаривает, волнуется, развивается.

Часто предстает в разных образах.

(Актер.)

Бдительный, бесстрашный.

Контактирует, организовывает, отвечает.

Награждают, присваивая внеочередное звание.

(Следователь-милиционер.)

- Что же надо учитывать при выборе профессии, исходя из синквейнов?

(Качества личности, виды деятельности.)

7. Беседа «Дороги, которые мы выбираем»

- Что такое профессия?

(Профессия - род трудовой деятельности, работа в саду - тоже трудовая деятельность.)

В чем же отличие профессии от других видов деятельности?

Что необходимо прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование.)

Президент, дворник, уборщица - это профессия?

(Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они являются трудовыми.)

-Что еще является основным признаком профессии?

На что мы надеемся, получая профессию?

(Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально.)

- Что такое специальность?

(Это вид занятия в рамках одной профессии.) Объяснить на примерах.

-Какие специальности вы знаете в профессии врача?

-Военный - это профессия? А какие военные специальности вы знаете?

-Что такое должность?

(Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения.)

8. Задание

Найти профессию, должность, специальность и объяснить на примерах:

главный бухгалтер - бухгалтер;

старший инженер - инженер - инженер-системотехник;

учитель - учитель начальных классов - завуч;

продавец - заведующий отделом - продавец продовольственных товаров.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Профессия - это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Должность - это служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения.

Специальность - это вид занятия в рамках одной профессии.

9. Анкета

Ведущий. При ответах на вопросы используйте следующие условия при показе цветных карточек: зеленая - да; желтая - сомневаетесь; красная - нет.

1) Выбрали ли вы будущую профессию?

2) Связан ли ваш выбор с семейными традициями?

3) Связан ли ваш выбор с престижем данной профессии в настоящее время?

4) Зависит ли ваш выбор от ближайшего окружения?

5) Советовались ли вы с родителями по данной профессии?

6) Знаете ли вы, в каком учебном заведении можно получить эту профессию?

7) Ориентируетесь ли вы на учебное заведение, расположенное в нашем городе?

8) Знаете ли вы, какие предметы потребуются для сдачи экзаменов в вуз по данной специальности?

9) Соответствует ли выбор профиля вашим профессиональным планам? 10) Учитываете ли вы свои склонности и способности при выборе профессии?

11) Хорошо ли вы представляете работу по данной специальности?

12) Пытаетесь ли вы узнать больше о данной профессии?

10. Упражнение «Дискуссионные качели»

Участники делятся на две группы. Первая записывает доводы в пользу высказывания, вторая - доводы о вреде высказывания.

Высказывание: «Для меня чрезвычайно важно решить вопрос о выборе профессии самостоятельно».

- Какой вывод можно сделать по итогам выслушанных доводов?

(Вывод: профессию надо выбирать самостоятельно, но при этом собирать информацию о профессии, узнать больше о себе и сопоставлять добытые знания, определяя, подходит вам данная профессия или нет.)

11. Релаксация «Мой путь к цели»

Ведущий. Сядьте удобнее, закройте глаза и ярко представьте то, что услышите.

Представьте свою профессиональную цель, ощутите ее - это то, что вам необходимо. К любой цели есть ваш собственный путь к цели? К той цели, что вы представили?

Представьте себе начало этого пути. Что лежит перед вами: широкая прямая дорога или узкая, извилистая тропинка? Вы делаете первый шаг, второй... Что окружает вас? Что вы слышите? Что чувствуете, когда идете к своей цели?

Быть может, вам встречаются препятствия... Как вы преодолеваете их? Где черпаете силы? Какую местность вы преодолеваете на своем пути к цели: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места?

Возможно, где-то вам предстоит сделать остановку. А может быть, вы будете идти, не останавливаясь.

Представьте, что наконец-то вы достигли своей цели... Как вы узнали, что это она? Что вы увидели? Что услышали? Что почувствовали?

Сохраните этот образ в своем воображении!

12. Упражнение «Дерево профессий»

Ведущий. Наше путешествие по Миру профессий подходит к завершению, но уходим мы с багажом знаний. Есть такая примета: если бросить в воду монетку, то обязательно вернешься. Чтобы Мир профессий нас снова принял через некоторое время, мы оставим свои имена и название привлекательной профессии на предлагаемых листьях, цветках, плодах.

Условия

Взять лист - если с профессией не определились.

Взять цветок - если в выборе профессии сомневаетесь.

Взять плод - если с выбором профессии определились.

Цветы, листья, плоды повесить на дерево (или прикрепить скотчем к нарисованному дереву на доске).

13. Упражнение «Сигнал»

Ведущий. Мы возвращаемся из путешествия. Займите места на стульях в кругу и передайте хлопок соседу справа по кругу.

14. Рефлексия

Ведущий. Мы вернулись из путешествия. Поделитесь своими впечатлениями.

-Что было важным на сегодняшнем занятии?

-Что запомнилось?

-Какие мысли, чувства вас посетили?

-Какие выводы из занятия можно сделать для себя?

-В чем испытывали трудности?

-Что возьмете для себя?


© 2010-2022