Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающегося с ОВЗ

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий  составлена для обучающего на дому ученика 5  класса Иванова П. Программа составлена на основе книги «Курс комплексного развития младшего школьника»/А. С. Лисянская, Т. А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2012. - 319с.                                                                                  При составлении программы коррекционно-развивающих занятий учитывались индивидуальные особенности ребенка данной категории. Программа раскрывает формы ...
Раздел Школьному психологу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

для обучающегося с ОВЗ

(комплексное развитие школьника)

Иванова Пети, 5 класса



Бурдак Алёны Степановны, педагога-психолога









2014 - 2015 учебный год

Содержание рабочей программы


  1. Пояснительная записка

3

  1. Содержание тем коррекционно-развивающих занятий

4

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

6

  1. Календарно-тематическое планирование

6

  1. Перечень учебно-методического обеспечения

7










Пояснительная записка


Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена для обучающего на дому ученика 5 класса Иванова П.

Программа составлена на основе книги «Курс комплексного развития младшего школьника»/А. С. Лисянская, Т. А. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 319с.

Петя имеет низкую способность к переключению и распределению внимания. Не устойчивое внимание, легко отвлекается, имеет низкий уровень вербального и зрительного запоминания, трудности в понимании последовательности событий, у него возникают затруднения в установлении связи между событиями, явлениями. Наблюдается снижение работоспособности к концу занятия, быстро утомляется. Низкий уровень интеллектуального развития, ориентирован на оценку.

При составлении программы коррекционно-развивающих занятий учитывались индивидуальные особенности ребенка данной категории. Программа раскрывает формы работы педагога с учеником через общение к разным сферам его психики - быстроте реакции, логическому мышлению, вниманию, памяти, воображению, и позволяющая сформировать личностные, коммуникативные и регулятивные учебные действия.

Программа рассчитана на 35 часа (1 н.ч.)

Цель программы - обеспечение максимальной социально-психологической адаптации ребенка с особенностями развития в социальной среде, познание самого себя в совокупности таких сторон этого процесса, как самопонимание, самоотношение и саморегуляция. Повышение психологической культуры ребенка.

В рамках программы решаются следующие коррекционные задачи:

1. Изучение воображения, методов и упражнений для его развития;

2. Изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития.

3. Развивать умения обобщать информацию и точно ее передавать;

4. Развитие положительного отношения к себе и окружающим;

Данная программы включает в себя четыре основных разделов:

1. Диагностика актуального уровня развития ребенка;

2. Что изучает психологи;

3. Внимание;

4. Общение;

5. Воображение;

6. Абстрактное мышление.

Форма работы - индивидуальная.

Методы работы:

1. Многократное повторение плохо осмысленного материала;

2. Предметно-практическая деятельность;

3. Игра;

4. Беседа.


Содержание тем коррекционно-развивающих занятий


Раздел 1. Диагностика актуального уровня развития ребенка - 2ч.

Занятие 1: Исследование слухового и зрительного запоминания (10 картинок, 10 слов), уровня внимания (корректурная проба), уровня учебной мотивации обучающихся (по Н. Г. Лускановой).

Занятие 2: Тест Равена на определение интеллектуального развития ребенка.

Изучение развития логических операций Амтхауэра.

Раздел 2. Что изучает психология - 1ч.

Занятие 3: Что изучает психология.

Повторить изученный материал курса «Психология»; раскрыть понятие: «психология», «память», «внимание», «восприятие», «мышление», «воображение», «поведение», способы человеческого общения.

Раздел 3. Внимание - 3 часа.

Занятие 4: Что такое внимание.

Обобщить понятие «внимание»; выявить значение внимания в жизни человека.

Занятие 5: Виды внимания: произвольное, после произвольное.

Повторить изученное о произвольном и непроизвольном внимании; познакомить с после произвольным вниманием.

Занятие 6: Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение.

Познакомить со свойствами внимания: концентрацией, распределением, переключением.

Раздел 4. Общение - 7 часов.

Занятие 7: Что такое общение. Язык общения, его секреты.

Раскрыть понятие «общение», познакомить со способами передачи информации.

Занятие 8: Сочувствие, внимание, взаимоуважение.

Развивать умение проявлять сочувствие, внимание, взаимоуважение к окружающим людям

Занятие 9: Настроение.

Раскрыть понятие «настроение»; развивать умение определять настроение окружающих людей

Занятие 10: Саморегуляция состояния: релаксация.

Научить регулировать своё состояние во время отдыха

Занятие 11: Культура общения. Правила вежливости.

Развивать культуру общения со сверстниками и взрослыми; рассмотреть правила поведения за столом, в автобусе, в магазине, при разговоре по телефону

Занятие 12: Вежливое обращение к людям, умение задавать вопросы.

Познакомить со способами обращения к знакомым и незнакомым людям

Занятие 13: Фантазия характеров: умение владеть собой. Саморегуляция состояния: детский аутотренинг.

Развивать умения общаться с окружающими людьми в различных жизненных ситуациях, определять черты человеческого характера

Раздел 5. Воображение - 6 часов.

Занятие 14: Что такое воображение, или фантазия.

Закрепить понятие «воображение и фантазия». Обсуждение.

Занятие 15: Создание нового образа с помощью анализа и синтеза.

Познакомиться со способами создания нового образа через анализ и синтез.

Занятие 16: Воображение. Создание нового образа с помощью акцентирования.

Закрепить понятие «воображение», познакомиться с созданием нового образа через акцентирование. Игра «снежный ком», «ассоциации».

Занятие 17: Создание нового образа с помощью преувеличения и преуменьшения

Знакомство с приемом создания нового образа через преувеличение или приуменьшение.

Занятие 18: Создание нового образа путём оживления.

Знакомство с приемом создания нового образа через оживление. Игра «снежный ком».

Занятие 19: Роль воображения в жизни человека.

Рассмотреть роль воображения в жизни человека.

Раздел 6. Абстрактное мышление - 16 часов.

Занятие 20: Логическое мышление Игры на развитие логического мышления.

Раскрыть понятие «логическое мышление» Развивать логическое мышление через решение логических задач. Познакомить с особенностями логического мышления

Занятие 21: Творческое мышление Игра на развитие творческого мышления.

Раскрыть понятие «творческое мышление». Развивать творческое мышление через игровой практикум.

Занятие 22: Составление определений.

Познакомить со способом составления определений. Лабиринт «Путешествие по сотам».

Занятие 23: Обобщение и ограничение понятий.

Познакомить с обобщением и ограничением понятий. Игра «Поиск девятого».

Занятие 24: Причинно-следственные отношения. Отношения последовательности.

Познакомить с причинно-следственными отношениями между понятиями.

Познакомить с отношениями последовательности между понятиями.

Занятие 25: Что такое суждение.

Раскрыть понятие «суждение».

Занятие 26: Что такое умозаключение. Игры-задания на построение умозаключений

Раскрыть понятие «умозаключение» через игровую деятельность.

Занятие 27: Что такое умозаключение. Игра на нахождение и построение умозаключений.

Рассмотреть приёмы построения умозаключений через игровую деятельность.

Занятие 28: Абстрактное мышление. Что такое аналогия.

Раскрыть понятие «аналогия», принципы построения аналогии.

Занятие 29: Что такое аналогия. Игры на распознавание и построение аналогий

Рассмотреть приёмы распознавания и построения аналогий. Игра «лабиринт из гор»

Занятие 30: Что такое закономерность. Игра на нахождение и построение закономерностей.

Раскрыть понятие «закономерность».

Занятие 31: Что такое закономерность. Игра на нахождение и построение закономерностей.

Знакомство с понятием «закономерность», принципы построения закономерностей. Игра «поиск девятого».

Занятие 32: Абстрактное мышление

Закрепить знания о всевозможных видах между понятиями.

Занятие 33: Исследование слухового и зрительного запоминания (10 картинок, 10 слов), уровня внимания (корректурная проба), уровня учебной мотивации обучающихся (по Н. Г. Лускановой).

Занятие 34: Тест Равена на определение интеллектуального развития ребенка.

Изучение развития логических операций Амтхауэра.

Занятие 35: Итоговое занятие.

Подведение итогов, закрепление пройденного материала.

Релаксационное упражнение «Сотвори в себе солнце».


Требования к уровню подготовки ученика

Ученик должен знать:

- Первичное представление о психологии;

- Иметь представление о психических процессах (память, внимание, мышление),

- Роль воображения в жизни человека;

- Иметь представление о мышлении, видах мышления.

Ученик должен уметь:

- Распознавать эмоциональные состояния других людей;

- Создавать новые образы при помощи воображения, используя разные приемы;

- Делать умозаключения, рассуждать на разные темы, логически мыслить.

Диагностические материалы для отслеживания основных результатов:

1. Исследование слухового и зрительного запоминания (10 картинок, 10 слов);

2. Диагностика внимания (корректурная проба);

3. Диагностика уровня учебной мотивации обучающихся (по Н. Г. Лускановой);

4. Тест Равена на определение интеллектуального развития ребенка.

5. Изучение развития логических операций Амтхауэра.

Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Аверченко, Л. К. Человековедение: психолого-педагогическая технология курса/ Л. К. Аверченко, Л. Н. Антилогова. - Омск, 1993.

  2. Агафонов, И. Н. Рисую и размышляю, играю и учусь: книжечка для развития внимания и мышления детей 6-7 лет/ СПб.: Светлячок, 1993.

  3. Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития детей/ - СПб.: Стройлеспечать, 1993.

  4. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие Для родителей и педагогов/ - Ярославль: Академия развития, 1997.

  5. Бойков, Д. И. Как развить навыки общения у ребенка : метод, рекомендации / Д. И. Бойков, С. В. Бойкова. - СПб. : ЛОИУУ, 1995. - 48 с.

  6. Большой толковый психологический словарь : в 2 т. Т. 1. (А-О) : [пер. с англ.] / Ребер Артур. - М : ООО «Издательство АСТ» ; «Издательство «Вече», 2001.-592 с.

  7. Большой толковый психологический словарь : в 2 т. Т. 2. (П-Я) : [пер. с англ.] / Ребер Артур. - М. : ООО «Издательство АСТ» : «Издательство «Вече», 2001.-560 с.

  8. Бачков, И. В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке / И. В. Вачков. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 216 с.

  9. Введение в психологию / под общ. ред. А. В. Петровского. - М. : Издательский центр «Академия», 1997. - 496 с.

  10. Водейко. Р. И. Как управлять собой : кн. для учащихся / Р. И. Водейко, Г. Е. Мазо. - Петрозаводск : Карелия, 1990. - 64 с.

  11. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В. И. Гарбузов. -СПб.: АО «Сфера», 1994. - 160 с.

  12. Гельфан, Е. М. От игры к самовоспитанию / Е. М. Гельфан. - М. : Просвещение, 1964. - 84 с.

  13. Годфруа. Ж. Что такое психология : в 2 т. Т. 1 : [пер. с фр.] / Ж. Годфруа. -2-е изд. - М. : Мир, 1996. - 496 с.

  14. Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. Т. 2 : [пер. с фр.] / Ж. Годфруа. -2-е изд. - М. : Мир, 1996. - 376 с.

  15. Голуб, Б. А. Основы общей дидактики : учеб. пособие для студ. педвузов / Б. А. Голуб. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.

  16. Гуревич. П. С. Человек. 9 кл. : учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений / П. С. Гуревич. - М.: Дрофа, 1995. - 336 с.

  17. Психология в школе : учеб.-метод. пособие для учителя. Экспериментальный учебный курс для подростков / Ю. М. Забродин, М. В. Попова. - М. : МГЛУ, 1994.-264 с.

  18. Игры - обучение, тренинг, досуг : в 7 кн. / под ред. В. В. Петрусинского. -М. : Новая школа, 1994.

  19. Карандашев, В. Н. Основы психологии общения : учеб. пособие к спецкурсу / В. Н. Карандашев. - Челябинск, 1990. - 84 с.

  20. Карандашев, В. Н. Психология: введение в профессию / В. Н. Карандашев. -М.: Смысл, 2000. - 288 с.

  21. Климов, Е. А. Психология : учебник для средней школы / Е. А. Климов. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 287 с.

  22. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. -Ярославль : Академия развития, 1996. - 240 с.

  23. Коломинский, Я. Л. Человек: психология : кн. для учащихся ст. классов / Я. Л. Коломинский. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1986. - 223 с.

  24. Конюхов, Н. И. Словарь-справочник практического психолога / Н. И. Конюхов. - Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1996. - 224 с.

  25. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 512 с.

  26. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей : популярное пособие для родителей и педагогов / Н. Л. Кряжева. - Ярославль : Академия развития 1996.-208

  27. Латохина. Л. И. Хатха-йога для детей : кн. для учащихся и родителей / Л. И. Латохина. - М. : Просвещение, 1993. - 160 с.

  28. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений : [пер. с англ.] / Г. Л. Лэндрет. - М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.

  29. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2001. -592 с.

  30. Маленкова, Л. И. Человековедение (программа и методические материалы) / Л. И. Маленкова. - М.: ТОО «Интел Тех», О-во «Знание России», 1993. - 206 с.

  31. Матюгин, И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка (книга для детей и их родителей) / И. Ю. Матюгин, Т. Ю. Аскоченская, И. А. Бонк. - М. : Эйдос, 1994.

  32. Немое, Р. С. Психология : пособие для учащихся 10-11 кл. / Р. С. Немов. -М.: Просвещение, 1995. - 239 с.

  33. Никольская, И. Уроки психологии в начальной школе : из опыта работы / И. Никольская, Г. Бардиер. - СПб.; Рига : ГГЦ «Эксперимент», 1997. - 86 с.

  34. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей : дидакт. материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников / Н. В. Новоторцева. - Ярославль : ООО «Академия развития», 1996. - 240 с.

  35. Овчарова. Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овча-рова. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с.

  36. Пекелис, В. Д. Как найти себя. Энциклопедия в трех книгах, которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше / В. Д. Пекелис. - М. : Детская литература, 1985.-351 с.

  37. Попова, М. В. Психология как учебный предмет в школе : учеб.-метод, пособие / М. В. Попова. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 288 с.

  38. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд. - М. : Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с.

  39. Психология : популярный словарик / сост. А. Д. Андреева [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. - М. : Издательский центр «Академия» ; ИЦ «Кафедра», 1997. -96 с.


© 2010-2022